Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:33, контрольная работа

Описание работы

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Содержание

1. Сравните политическую мысль периода средневековья и Возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например: Фомы Аквинского и Н. Макиавелли (или других)…………………………………………………..3
2. Покажите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, произошедшие с 2000 года. Способствуют или препятствуют они развитию демократии? В чем особенности избирательных кампаний в России?.............
3. Сравните между собой основные политические идеологии (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм): найдите сходства и отличия. Какая из этих идеологий, по-вашему, характерна в современной России для большинства населения, крупнейших политических партий, политической элиты? Свой ответ объясните……………………………………………………..
4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку………………………………………………………………………………
5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе)………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Для пояснения  этого различия приведем два конкретных примера: если до Великой Французской  революции защищавшие абсолютизм монархисты (роялисты) являлись консерваторами (защищали статус - кво), то уже после революции - традиционалистами, стремящимися вернуть ушедший в прошлое идеал. В современном конфликте на Северном Кавказе сторонники сформировавшейся там в течение веков формы ислама (тесно переплетен с домусульманскими горскими обычаями и традициями (адатом)) выступают как консерваторы, а стремящиеся силой насадить там "чистый ислам" (каким он был после своего возникновения в 7 в.) ваххабиты - традиционалистами.

В основе консервативной политической идеологии лежат такие  социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Само возникновение  консерватизма как идеологии, как  уже говорилось, является реакцией на результаты Великой Французской  революции, на провозглашенные ею идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.

Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

1) Ограниченность  возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность  создания нового общественного  устройства по заранее разработанному  плану "с листа", без опоры  на исторические традиции и  институты; 

2) Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно - реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

3) Незыблемость  устоявшегося социального порядка  (в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);

4) Незыблемость  институтов, лежащих в основе "здорового  и естественного" социального  порядка - семьи, религии и частной собственности;

5) Допущение  только постепенного, эволюционного  и ненасильственного изменения  уклада общественной жизни и  политического устройства.

Современный консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся  в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к  сильному государству как гаранту  общественного порядка и целостности  общества, обеспечивающему в нем  действие законов и сохранение  моральных устоев;

2) Уважение к  неприкосновенным и незыблемым  общественным ценностям - семье,  религии, частной собственности;

3) Признавая  формально - юридическое, он однозначно  выступает против экономического  и социального равенства людей; 

4) Признание  обязанности государства охранять  общественный порядок и поддерживать  моральные устои, но недопущение  его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;

5) Требование  взаимного доверия и взаимопомощи  граждан и государства, без  чего невозможно поддержание  социального порядка. 

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1) Национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше  всего ставятся интересы нации,  народа и национальной государственности,  сохранение национального духа, национальной культуры и единства. При этом ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам.

К числу приверженцев "национал - консерватизма" может  быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и "просвещенных патриотов" до расистов и даже неофашистов, а также "промежуточные" политические направления. Среди известных примеров можно назвать европейских "новых правых" (А. де Бенуа, Р.Стойкерс и др.), "Национальный фронт" Ж. - М. Ле Пена во Франции, праворадикальную Национал - республиканскую партию Г.Фрея в Германии, Сербскую радикальную партию В.Шешеля в Югославии.

2) Либеральный  консерватизм - направление политической  и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства  к социальной "уравниловке", а  также против преждевременного (до овладения нормами гражданской  политической культуры) распространения  политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

б) за неприкосновенность частной собственности, стихийного "саморегулирующегося" рынка и  свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации "социалистической модели" представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

в) за создание условий  и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3) Технократический  консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов ("зеленые", "Гринпис") и других враждебных ему движений (пример - концепция "технотронного общества" американского политолога Зб. Бжезинского, делящего мировое сообщество на несколько "этажей" в зависимости от уровня постиндустриального развития отдельных стран);

4) Религиозный  консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества (помимо того, что достаточно радикальная форма религиозного консерватизма является после Исламской революции 1979 г. официальной идеологией Исламской республики Иран, в качестве его приверженцев выступают христианско-демократические партии (умеренный вариант) и движения в странах Европы и различные мусульманские движения фундаменталистского толка ("Талибан", "Хезболлах", ваххабиты и др.).

В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной  основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено. Дать ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах: 1) В попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка; 2) В стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т.н. минимальный социальный стандарт); 3) В признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества; 4) В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия; 5) Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

  Современная Россия подобна витязю на распутье. В XXI веке перед нашей страной  вновь стоит вопрос выбора пути развития. Будет ли это развитие только «догоняющим» или необходимо выработать свою концепцию политического бытия государства? Какие положительные стороны имперского и советского периодов русской истории целесообразно учесть и сегодня? Нужна ли новой России государственная идеология? Как адаптировать действующий демократический режим к особенностям национальной политической культуры? Какую роль в становлении российской государственности должна сыграть Русская православная церковь?

  Поиском ответа на эти и многие другие вопросы  все последние годы занимаются ведущие российские политические деятели. Своё отношение к концепциям развития России выражают и представители отечественной политической науки. Помимо критического восприятия осуществляющихся стратегий развития, политологи предлагают также альтернативные модели развития государства.

  Если  принять за аксиому необходимость  государственного регулирования информационно-идеологического  поля, закономерно возникает вопрос: какой из трёх основных идеологических дискурсов (система «социализм/радикализм – либерализм – консерватизм») должен быть востребован в нашей стране? Идя «от противного», становится очевидным, что левый спектр идеологий дискредитировал себя к концу существования Советского Союза, тем более, что теоретически возможный по сей день приход левых к власти в России вполне может означать их радикализацию и в конечном итоге – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» и возрождение тоталитаризма, в чём незаинтересованы ни россияне, ни мировая общественность. Либерализм столь же утратил всякую популярность среди российских граждан после реформ 1990-х гг., показавших, что несмотря на все благие намерения, преобразования, которые не учитывают историческую специфику развития России, обречены в нашей стране на провал.

  Таким образом, «третий путь» консерватизма оказывается наиболее приемлемым на данном этапе развития страны, поскольку он является «золотой серединой», соединяя в своей доктрине умеренно-рыночную экономику (уважение к институту частной собственности, свободное предпринимательство и многое другое – подробнее принципы консерватизма будут изложены ниже) и патриотизм, нравственность, уважение к национальным традициям, культуре, истории.

  Характерно, что во всём мире консервативная риторика является востребованной: на настоящий  момент (2006 год) во многих странах мира у власти находятся местные варианты правых консерваторов (США, ФРГ, Австрия, Франция, до недавнего времени – Италия), что позволяет некоторым исследователям делать выводы о «новой волне» консерватизма.

  Поэтому тем более странным и несправедливым является тот факт, что в существующей многопартийной системе России нет полноценной правоконсервативной партии. Несмотря на различные фрагменты правоконсервативной идеологии в программных положениях «Единой России», ЛДПР, СПС, «Народной партии», «Родины» – практически всех ключевых политических партий Российской Федерации (а если упомянуть о своеобразном «левом консерватизме» КПРФ и «Родины», многократно отмечаемом исследователями, то список сколько-нибудь значимых в России партий окажется полным) – ни одну из них нельзя в полной мере отнести к правоконсервативным.

  Между тем многие проблемы современной  России тождественны тем, с которыми на разных исторических этапах сталкивались другие государства и которые  осуществлением неоконсервативной  политики оказались способными решить консервативные правительства («рейганомика» и тэтчеризм 1970 – 80-х гг. в США и Великобритании).

  Если  рассматривать исследования консервативной идеологии в исторической ретроспективе, то становится ясным, что в течение ХХ века изучение этого направления политической мысли обладает целым рядом временных «пробелов». И если в советской России «выпадение» консерватизма из поля зрения философов было неизбежно ввиду абсолютного доминирования исключительно марксизма во всех социальных науках, то на Западе правый консерватизм к 1950-м гг. порой несправедливо относили к числу философско-политических направлений, идейно сопутствующих нацизму. Можно сказать, что это был как раз тот случай, когда «вместе с водой выплеснули и ребёнка», поскольку, несмотря на то, что ряд положений консервативных философов – Э. Юнгера, Ю. Эволы, К. Шмитта и других – действительно использовался идеологами Третьего Рейха, очевидно, что национал-социалистская идеология крайне далека от традиций правого консерватизма, а во многих своих положениях и вовсе прямо противоположна ему.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку. 

Политические  события в Удмуртии.
 
 
Президент Удмуртии Александр Волков сохранит название должности 
Действующий президент Удмуртской республики Александр  Волков сохранит наименование своей  должности до конца срока своих полномочий. Об этом сообщил первый заместитель председателя Госсовета Удмуртии Виктор Кушко.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"