Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:33, контрольная работа

Описание работы

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Содержание

1. Сравните политическую мысль периода средневековья и Возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например: Фомы Аквинского и Н. Макиавелли (или других)…………………………………………………..3
2. Покажите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, произошедшие с 2000 года. Способствуют или препятствуют они развитию демократии? В чем особенности избирательных кампаний в России?.............
3. Сравните между собой основные политические идеологии (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм): найдите сходства и отличия. Какая из этих идеологий, по-вашему, характерна в современной России для большинства населения, крупнейших политических партий, политической элиты? Свой ответ объясните……………………………………………………..
4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку………………………………………………………………………………
5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе)………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Т. Гоббс изложил  свое политическое учение в философском  груде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма  и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Природа дала людям все. Так как люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех».

В результате войны  всех против всех становится невозможной нормальная жизнь. В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование Государства, по сути дела, означает создание общества. Общественный договор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с каждым. Это своего рода договор объединения, посредством которого масса пре вращается в организованное общество и образует единое лицо. Это новое лицо -- государство, воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты: «тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу.

Джон Локк (1632-1704). Соотечественник Гоббса Джон Локк дал  иную трактовку естественному состоянию  и отношениям людей с государственной  властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей  следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

К естественным, неотчуждаемым правам человека он отнес  следующие:

· право на жизнь, защищающее безопасность человека;

· право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями;

· право на собственность - право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную  собственность, так как считал, что  она создается индивидуальными  усилиями и инициативой.

В отличие от Гоббса, Локк в своей договорной теории происхождения государства считает, что естественное состояние не было состоянием полного бесправия и войны всех против всех». Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основными устоями естественного права Локк признает личную свободу и уважение к частной собственности. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор.

В отличие от Гоббса, Дж. Локк -- сторонник конституционной  монархии. Поменять естественное состояние на абсолютную монархию, пишет он, это то же, что во избежание вреда, наносимого лисицей, отдать себя в когти льва. В своем обосновании конституционной монархии Локк впервые в буржуазной политической литературе выдвинул учение о разделении властей. По его мнению, нужно различать эти ветви власти законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная -- проводит законы в жизнь, а союзная -- занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Однако эти власти неравноправны. Законодательная власть -- верховная. Она должна повелевать другими властями. Но и она не беспредельна, ее, например, ограничивает право собственности гражданина.

 

2. Изменения избирательного законодательства привязаны к нескольким электоральным циклам, и что необходимо особенно отметить, именно по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ соответственно: 1995 - 1996 гг.; 1999 - 2000 гг.; 2003 - 2004 гг. и с 2007 г.

Следующим избирательным  кампаниям 1999-2000 гг. предшествовало принятие ФЗ от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4] . А также, очередные редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5] , и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6] . Значительным шагом на пути развития избирательной системы, прежде всего, стали закрепленные в федеральном законодательстве принципы обязательности и периодичности выборов. Впервые была допущена возможность использования избирательного залога как одного из возможных условий регистрации при выборах депутатов Государственной Думы. Разработан комплекс мер, направленных на противодействие проникновению во властные структуры представителей криминальных структур, который вменил в обязанность кандидатов представлять при регистрации сведения об имущественном состоянии. Введены дополнительные основания отмены регистрации кандидатов (партийных списков). [7]

Избирательным кампаниям 2003 - 2004 гг. предшествовало принятие целого ряда новелл, к ним, конечно  же, относится принятие ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» [8] , Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. [9] , ФЗ от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [10] . Можно сделать вывод, что основной тенденцией изменения политической системы в тот период, становятся стремление законодателя к укрупнению партийных структур с целью создания парламентского большинства и проведение реформы партийной системы.

В отношении  недавно завершившихся, избирательных  кампаний с 2007 г. необходимо отметить следующее. Начиная с весны 2005 года, происходило значительное обновление федерального избирательного законодательства. Был принят Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [11], в соответствии с которым, все депутаты Государственной Думы пятого созыва избирались исключительно по пропорциональной системе, с использованием семипроцентного избирательного барьера и без института независимых кандидатов, который был упразднен. Также, был принят новый вариант ФЗ «Об основных гарантиях...» в редакции ФЗ от 21 июля 2005 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» [12] , согласно которому законодатель установил единые даты голосования, упразднил институт избирательных блоков, а также внес существенные изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и внутрипарламентскую деятельность.

Не менее важным свершившимся фактом необходимо считать  отмену графы «против всех» и  порога явки избирателей, при недостижении которого выборы депутатов Государственной  Думы РФ и Президента РФ могли бы быть признаны несостоявшимися.

Сопоставив факты, проанализировав их, мы выявили следующую  закономерность, которая была уже  ранее подмечена Ю.А. Веденеевым, «реформирование институтов избирательного права было подчинено определенному  алгоритму - в каждом из означенных периодов законодатель вначале устанавливал в базовом федеральном законе материальные и процедурные, информационные и финансовые гарантии избирательных прав граждан, а затем раскрывал их технологическое содержание в специальных избирательных законах о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ» [13] .

Реализация Федерального закона от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».

Реализация Концепции  развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года.

Реализация мероприятий  по эксплуатации и использованию ГАС «Выборы» при подготовке и проведении избирательных кампаний и референдумов.

Реализация Комплекса  мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов  и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009–2011 годы.

Реализация Концепции  организации обучения кадров избирательных  комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации на 2009–2011 годы.

Отечественная психологическая наука исходит  из того, что политические избирательные  кампании — это специально

организованное  воздействие на избирателя с помощью  упорядоченных приемов и действий, которые реализуются в форме  избирательных технологий. Проведение политической избирательной кампании зависит от множества факторов, к которым можно отнести и социально-экономическое, политическое положение в регионе (стране), демографические, тендерные, этнокультурные и конфессиональные особенности населения, преобладающий уровень его образования и др., которые придают каждой избирательной кампании особую специфику.

Российские избирательные  кампании отличаются от им 
подобных в западных государствах не только количественными и 
качественными характеристиками, но и своей социально- 
психологической спецификой. В содержательном плане они всегда 
разнообразнее, интереснее и сложнее западных аналогов. На них 
оказывают влияние особая национальная российская ментальность, 
повышенный идеализм, постоянные поиски «правды», склонность к 
идеологической конфронтации и резкие колебания настроения 
большинства населения страны.

Отношение российских избирателей к выборам проявляются  в 
их электоральных ожиданиях. В отличие от избирателей на Западе, 
которые возлагают решение проблем в стране в первую очередь на себя, 
россияне рассчитывают на решение всех проблем государством, властью, 
президентом. Лишь небольшое количество граждан России, в первую 
очередь молодежь, готовы нести ответственность за будущее страны. В 
нашей стране существует приоритет моральных устоев над 
установленным законом. Законность представляется людям неизбежным 
злом, но при этом его можно «обойти», поступив по «справедливости».

Понятия «государство, право, собственность» также имеет 
разное значение в глазах российского и западного избирателя. На западе 
государство, право является гарантом неприкосновенности 
собственности и является обязательным для всех, а обеспеченный 
человек пользуется уважением в глазах своих соотечественников. В 
России - государство это враг, который создает законы, чтобы управлять

во благо себе, высокий уровень материального  достатка не обязательно связан с  результатом труда.

Политические  предпочтения избирателей в России 
детерминируются их социальными характеристиками, такими, как 
принадлежность к определенной этнической, социально-экономической, 
религиозной общности, а так же к определенным возрастным и 
тендерным группам. Ценностные ориентации этих групп населения 
существенно отличаются друг от друга, что обуславливает предпочтения 
их представителями политических партий с различной идеологией, 
символизирующие эти ценности.

Знание психологических  особенностей различных групп 
населения нашей страны и их учет в избирательных кампаниях дает 
возможность прогнозировать и моделировать политические 
предпочтения российского электората, а так же планировать 
проведение избирательной кампании с целью повышения ее 
эффективности. Этнокультурная специфика России не позволяет 
применять неадаптированные модели избирательных кампаний, 
используемые за рубежом.
 

3. Консерватизм является одним из первых, изначальных типов политической идеологии, на природу которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных "правых". Другие же идеи, высказанные консервативными мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора государственной власти на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). К.Манхейм рассматривал консервативную идеологию как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"