Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:16, контрольная работа
Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.
Введение 3
1. Понятие политического режима 5
2. Место политического режима в политической системе 7
3. Характеристика современного политического режима в России 10
Заключение 13
Список использованных источников
Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.
Режимная
политика обусловлена ограниченной
политической активностью общества,
что подорвало общее
Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности:7
- гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия;
- номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;
- неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;
- сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.;
- фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства;
- множественность режимов;
- концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
- значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
- малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;
- широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
- неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
- отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.
Существующая конфигурация политической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемые всенародным голосованием институты государства, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.
Согласно
Конституции Российской Федерации
Государственная Дума зависит от решений
Совета Федерации, формирующегося на основе
регионального представительства, основанного
не на выборах, а зачастую на личном отношении
руководителей ветвей власти субъектов
федерации к назначаемым персонам.8
При этом законодательная власть Федерального
Собрания в свою очередь ограничена, во-первых,
правом президента издавать указы, имеющие
силу законов, и, во-вторых, практикой издания
исполнительной властью многочисленных
подзаконных актов, способных сорвать
выполнение любых законов.
Заключение
Для каждого человека и всего общества политика конкретизируется прежде всего в средствах и способах ее реализации. Совокупность средств, методов, приемов осуществления политики называется политическим режимом.
В
современную эпоху, когда политика
перестала быть уделом относительно
ограниченной группы людей и превратилась
в сферу интересов и деятельности
всего общества, понятие политического
режима подразумевает не только простую
сумму инструментальных средств реализации
политики, но и тот или иной способ их нормативного,
юридического (в том числе конституционного)
оформления и закрепления, связанные с
ними совокупности общественных, государственных
и межгосударственных интересов и отношений,
Как следствие, в новейшее время понятие
политического режима выступает как одна
из наиболее существенных, обобщенных
качественных характеристик политического
устройства общества.
Список использованных источников: