Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политического режима 5
2. Место политического режима в политической системе 7
3. Характеристика современного политического режима в России 10
Заключение 13
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Политология 3 курс.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает  институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность  только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.

     Режимная  политика обусловлена ограниченной политической активностью общества, что подорвало общее представление  о демократизации, которая трансформирует активную гражданскую позицию в массовую демократию. Нынешние политические партии заняты тем, что осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. В ходе их развития коммуникативные функции возьмут на себя представители общественных объединений в нарождающемся гражданском обществе. Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предприниматели сами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных и имущественных прав в рамках независимой системы законов. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институализировать свои интересы в рамках новой политической системы. 

  1. Характеристика  современного политического режима в России.
 

     Наряду  с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции  РФ 1993 года, осуществление власти в  современной России в течение  последнего десятилетия было связано  с рядом особенностей, входящих в  противоречие с конституционными положениями.

     Среди основных следует выделить следующие  особенности:7

     - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия;

     - номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

     - неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

     - сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.;

     - фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства;

     - множественность режимов;

     - концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

     - значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

     - малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;

     - широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;

     - неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

     - отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

     Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.

     Существующая  конфигурация политической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемые всенародным голосованием институты государства, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.

     Согласно  Конституции Российской Федерации  Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам.8 При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. 
 
 
 

     Заключение

     Для каждого человека и всего общества политика конкретизируется прежде всего  в средствах и способах ее реализации. Совокупность средств, методов, приемов осуществления политики называется политическим режимом.

     В современную эпоху, когда политика перестала быть уделом относительно ограниченной группы людей и превратилась в сферу интересов и деятельности всего общества, понятие политического режима подразумевает не только простую сумму инструментальных средств реализации политики, но и тот или иной способ их нормативного, юридического (в том числе конституционного) оформления и закрепления, связанные с ними совокупности общественных, государственных и межгосударственных интересов и отношений, Как следствие, в новейшее время понятие политического режима выступает как одна из наиболее существенных, обобщенных качественных характеристик политического устройства общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

  1. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.
  2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.- Финансы и статистика, 2005.
  3. Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата // Космополис. М., 1997.
  4. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
  5. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991-С.340
  6. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004.
  7. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»