Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:16, контрольная работа
Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.
Введение 3
1. Понятие политического режима 5
2. Место политического режима в политической системе 7
3. Характеристика современного политического режима в России 10
Заключение 13
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
Государственное
Образовательное Учреждение Высшего
Профессионального Образования
Ухтинский
Государственный Технический
Кафедра
Философии, Социологии, Политологии
Контрольная работа №1
по дисциплине:
«Политология»
Выполнил: студент 3 курса МОН-08 ФБО (б)
Карепин Сергей
шифр: 081458
Проверил (а):
Тема №8: «Политический
режим»
Ухта 2011г.
Введение |
3 |
1. Понятие политического режима |
5 |
2. Место политического режима в политической системе |
7 |
3. Характеристика
современного политического |
10 |
Заключение |
13 |
Список использованных источников |
14 |
Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.1
Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.2
Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.3
Характер политического режима зависит от следующих моментов:
- от
реального функционирования
- степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
-процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;
-состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.
Основные формы правления следующие:
1. Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
2.
Аристократия- власть знати,
3. Плутократия – власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»
4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей
5. Теократия- власть церкви и духовенства
6. Геронтократия-
власть старейшин, старшего
7. Демократия-
народовластии, власть всего
8. Охлократия-
власть толпы, людей с площади,
9. Монархия-
власть одного правителя-
10. Олигархия-
власть немногих, небольшой группы
людей (богачей, политиков,
11. Полиархия-
власть многих, власть в руках
трех и более лиц: военной
хунты, Политбюро ЦК КПСС и
т.д.; форма демократии , при которой
на действия правительства
12. Анархия-
отсутствие власти, безвластие,
вызывающее
13. Диктатура -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.
14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)
Важно
заметить, что в реальной жизни
многие из этих форм могут
накладываться друг на друга.
В частности, хорошо «уживаются»
вместе теократия и монархия.
Иногда, к сожалению, совместимы
теократия и диктатура, демократия
и анархия и т.д. Кроме того, иные из
перечисленных здесь форм в какой-то
мере тавтологичны, т.е. повторяют друг
друга и обозначают весьма схожие ситуации
правления в обществе. Все же многообразие
типов государств по политическому
режиму сводится обычно к трем формам:
тоталитарной, авторитарной и демократической.
Главные различия между ними- в характере
власти и степени обеспеченности прав
и свобод граждан.
Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы.4 Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.
Политическая
интеграция в постсоветской России
происходит на уровне режима, а не на
уровне политической системы. Политическая
система регулируется конституционными
нормами, законами, судебными решениями,
а режим действует в
Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет. В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.
Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.5
Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Особенность заключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическим порядком.
Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы.
Политика лидерства в центре, воспроизводимая в различных формах в субъектах федерации, имеет в своей основе структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономического порядка. Такой режим не является волюнтаристским правлением, он функционирует в соответствии с логикой дворцовой политики, совмещенной со сложностями современной экономической системы.
Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р.Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное – это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы.6
Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. В какой-то момент эти два принципа совпадут и станут взаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это является большим достижением либерально-демократических реформ. Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.