Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политического режима 5
2. Место политического режима в политической системе 7
3. Характеристика современного политического режима в России 10
Заключение 13
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Политология 3 курс.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования 

Ухтинский Государственный Технический Университет 

Кафедра Философии, Социологии, Политологии 
 

Контрольная работа №1

по дисциплине: «Политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса МОН-08 ФБО (б)

                    Карепин Сергей

                    шифр: 081458 

Проверил (а): 
 
 
 

Тема №8: «Политический  режим» 
 
 
 

Ухта 2011г.

Содержание:

Введение

3

1. Понятие  политического режима

5

2. Место политического режима в политической системе

7

3. Характеристика  современного политического режима  в России

10

Заключение

13

Список  использованных источников

14

Введение

     Политический  режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

     Говоря  проще, политический режим дает возможность  определить, кто является действительным властителем в стране, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.

     Из  этого определения следует, что  политический режим нельзя считать  исключительно предметом сравнительного государствоведения. Власть вообще и  государственная власть - явления  несовпадающие. Власть фундаментальна и присуща любому сообществу людей, а государственно-правовые институты вторичны, что заметил еще Макс Вебер. Ограничиваясь изучением государства, невозможно постичь существующую систему власти, политический режим. Возможно, что политология с большими основаниями может предъявить свои права на него. Вместе с тем и государствоведению приходится выходить за грань юридического в той мере, в какой этого требует объяснение природы государственно-правового регулирования. Вот и политический режим, хотя и описывает систему власти в обществе, однако его изучает юридическая наука, поскольку от этого зависит смысл государственно-правовых институтов и форм. Политическая власть не ограничена деятельностью государства, но именно государство исторически создавалось как центральный институт и механизм власти.

     Существенными свойствами политического режима следует  назвать характеристики правового  статуса личности; отношение субъекта власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав; степень  централизации управления территориями.

     В более частном смысле различаются  режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления  различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т.п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т.п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства - сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т.д. Поэтому политический режим - типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие политического  режима
 

  Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти   определенных групп и классов.1

  Политический  режим- это те средства и методы, которыми данная власть  обеспечивает свое  господство в стране  и управление обществом.2

   Политический режим  представляет собой способ функционирования  политической системы общества, определяющей характер  политической жизни общества.3

  Характер  политического режима  зависит  от следующих моментов:

- от  реального функционирования структур  политической системы (государства,  партий,  общественных организаций);

- степени  гласности в работе органов   власти, их открытости   для  контроля  и воздействия со стороны общественного мнения;

-процедур  отбора  правящих групп, выдвижения  и подбора руководителей; 

-состояния  законности и реальной  силы  ее в обществе, особенностей  политической  культуры  и политических традиций.

    Основные формы правления следующие:

1. Автократия- самовластии, неограниченная  власть  одного лица (монарха, президента)

2.   Аристократия- власть знати, привилегированного  большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия  – власть богатых,  господство  в обществе  «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной   верхушки состоятельных людей

5. Теократия-  власть церкви и духовенства

6.  Геронтократия-  власть старейшин, старшего поколения  людей

7. Демократия-  народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия-  власть толпы, людей с площади,  склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия-  власть одного правителя-монарха  (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия-  власть немногих, небольшой группы  людей (богачей, политиков, военных  и пр.)

11. Полиархия-  власть многих, власть в руках  трех и более лиц: военной  хунты, Политбюро ЦК КПСС и  т.д.; форма демократии , при которой   на действия правительства заметно   влияют различные  общественные  организации (профсоюзы, союзы  предпринимателей , фермеров и пр.)

12. Анархия-  отсутствие власти,  безвластие,  вызывающее дезорганизованность  в обществе

13. Диктатура  -неограниченная власть одного  лица (диктатора) , группы лиц,  политической  партии и т.д.

14. Бюрократия- чрезмерная  власть чиновников  в обществе (заботящихся главным образом  о себе)

  Важно  заметить, что в реальной жизни   многие из этих форм  могут  накладываться друг на друга.  В частности,  хорошо «уживаются»   вместе теократия  и монархия.  Иногда, к сожалению,  совместимы  теократия и диктатура,  демократия и анархия  и т.д. Кроме того, иные из перечисленных  здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие  ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов  государств по политическому режиму  сводится обычно к трем формам:  тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними-  в характере власти и степени обеспеченности  прав и свобод граждан.  
 

  1. Место политического  режима в политической системе
 

     Политическая  власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы.4 Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

     Политическая  интеграция в постсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политической системы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию. Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи.

     Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет. В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.

     Политический  режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к  демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.5

     Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Особенность заключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическим порядком.

     Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы.

     Политика  лидерства в центре, воспроизводимая  в различных формах в субъектах  федерации, имеет в своей основе структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономического порядка. Такой  режим не является волюнтаристским  правлением, он функционирует в соответствии с логикой дворцовой политики, совмещенной со сложностями современной экономической системы.

     Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к  набору правил. Р.Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное – это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы.6

     Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. В какой-то момент эти два принципа совпадут и станут взаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это является большим достижением либерально-демократических реформ. Сосуществование  режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»