Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:15, контрольная работа
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Почему идея гражданского общества, оформленная ещё в ХVII в., получила своё реальное воплощение лишь на втором этапе Нового времени, да и то лишь в ограниченном числе государств?................................5
2. Определите преимущественные сферы деятельности государства и гражданского общества, а также сферы их совместной деятельности………..8
3. Каким образом, посредством каких ресурсов институты гражданского общества воздействуют на государство ради удовлетворения интересов общества в целом и его отдельных субъектов?..................................................11
4. Вспомните известные Вам общественные организации и определите их принадлежность к собственно политическим и не собственно политическим институтам………………………………………………………13
5. Какие изменения в экономической, социальной, политической сферах общественной системы России могут способствовать становлению в стране гражданского общества?......................................................................................16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
3. Каким образом, посредством
каких ресурсов институты
Система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют:
– семью;
– церковь;
– систему образования;
– научные, профессиональные объединения;
– объединения по интересам, спортивные организации;
– профсоюзы;
– фонды, ассоциации.
В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье, обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря
производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжение рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений.
Мировая практика свидетельствует о существовании довольно обширной сферы влияния государства на институт частной собственности. Здесь задействованы и овладение государством некоторыми ключевыми объектами, и определение валюты и цен. и система государственного регулирования частной собственности через конституционные положения о национализированной собственности, систему налоговых льгот. льготных условий кредитования и даже датирования. Что касается свободы частного собственника, то зарубежное законодательство придерживается принципа баланса индивидуальных и общественных интересов, то есть не только государство охраняет частную собственность, но и собственник имеет определенные социальные обязательства перед обществом, а при некоторых условиях допускается возможность передачи земли, природных ресурсов, средств производства в общественную собственность, то есть национализация собственности.
4. Вспомните известные Вам общественные организации и определите
их принадлежность к собственно политическим и несобственно
политическим институтам
Современная политическая система - это предусмотренная правовой конституцией система институтов и форм реального активного участия граждан в политической деятельности. В политической системе различают:
- собственно-политические
- несобственно-политические
Собственно-политические институты - это государство, политические партии, устойчивые политические движения; несобственно-политические - профсоюзы, кооперативные и иные общественные формирования.
Ключевым звеном в политической системе является государство. Именно оно определяет соответствующий политический режим и все основные направления политической деятельности в обществе, поскольку являет собой универсальную, самую массовую организацию, представляющую весь народ. Только оно является самой мощной силой, способной решать все наиболее важные задачи, стоящие перед обществом. Оно имеет аппарат для управления людьми, обеспечения их безопасности, материальные ресурсы, денежные средства, кадры и прочее для решения всех наиболее важных задач, стоящих перед населением страны. К разработке и реализации государственной политики привлекаются многие общественные формирования, особенно в процессе законодательной и контрольной деятельности.
Политическая система
общества – совокупность государственных,
общественных и партийных органов, которые
участвуют в политической жизни общества,
то есть имеют отношение к власти или ее
распределению.
Структурные элементы политической системы
общества могут быть разделены на ряд
групп в зависимости от того, в какой степени
они вовлечены в политическую активность.
Такие организации создаются не для достижения
собственно политических целей, хотя достижение
глобальных целей таких организаций предполагает
активное участие в политической жизни.
Так, объединения национальных меньшинств
имеют целью сохранение родной культуры
представителей данной народности, что
невозможно, например, без существования
национальных школ, издания книг, газет
и журналов на родном языке данной народности,
поддержания связей с представителями
той же народности в других странах. Однако
достижение этих целей невозможно без
взаимодействия с государством. По крайней
мере, подобные объединения должны быть
признаны государством, которое вполне
может оказывать им поддержку. С другой
стороны, данные организации могут стремиться
к принятию законов, которые благоприятствовали
бы их деятельности. А это уже непосредственно
политическая цель. Понятно, что между
собственно и несобственно политическими
участниками политической жизни достаточно
трудно провести четкую границу. Кроме
того, несобственно политические субъекты
могут различаться на основании степени
влияния на политическую сферу (например,
общество филателистов будет гораздо
менее заинтересовано в политической
деятельности, чем профсоюзное объединение).
Однако такую разницу все же установить
можно, и заключается она в том, какие цели
– политические или неполитические –
для объединения являются первичными.
За несколько лет
Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широкая. Здесь защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое.
5. Какие изменения в
экономической, социальной, политической
сферах общественной системы
России могут способствовать
становлению в стране
Россия относится
к странам запаздывающего типа развития.
Поэтому процесс формирования гражданского
общества в ней активно начался достаточно
поздно – с реформ 60-х годов 19 века. Однако
появление ростков гражданского общества
в лице средних классов, элементов правового
государства, что нашло выражение, например,
во введении суда присяжных, было прервано
социалистической революцией. Она уничтожила
первые ростки гражданского общества
тотальным огосударствлением всех сфер
жизни. Было создано тотальное всеохватывающее
государство.
Глубоко экономический кризис
в современной России, усиливающиеся политические
и этнические конфликты, рост преступности
коррупции, воровства являются следствием
отсутствия зрелого гражданского общества.
Опыт советской России показывает, что
концентрацией политического господства
в руках властвующей партии и государства
за счёт развития общества невозможно
решить проблему создания эффективного
в социально-экономическом и культурным
отношениям общества. Ведь в этих условиях
не происходит становления самостоятельного
субъекта исторического и социального
процесса – зрелого гражданина с неотъемлемыми
правами и обязанностями.
На пути формирования
гражданского общества в России существует
ряд трудностей. Прежде всего устойчивые
стереотипы, система ценностей, сформированные
прежним советским тоталитарным режимом,
во многом отторгают экономические, социальные
и культурные предпосылки гражданского
общества. В первую очередь порождают
психологический дискомфорт такие общечеловеческие
ценности, как частная собственность,
неравенство, конкуренция, рынок. Вследствие
ошибок и просчётов реформаторов внедрение
этих универсальных ценностей осуществляется
в условиях постоянного падения уровня
жизни большинства населения, что и определяет
его реакцию отторжения ценностей и конкуренцию,
демократии, рынка.
Значительный отпечаток
на процесс формирования гражданского
общества накладывает форсированный характер
процесса российской модернизации, когда
в сжатые сроки одновременно решаются
задачи, доставшиеся от исторически различных
этапов. Это предлагает осуществление
слишком быстрой и радикальной трансформации
прежней социальной культуры, что и порождает
конфликты государства с различными профессиональными
и социальными группами, выражающиеся
в массовых забастовках. Осложняет процесс
кристаллизации автономной личности от
обстоятельства, что создание рыночных
отношений и переход от тоталитаризма
к демократии совпал по времени с процессами
национального самоуправления этносов
и социальной стратификацией на основе
отношений собственности. Совпадение
обозначенных тенденций делает процесс
формирования гражданского общества неустойчивым,
возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво
переплетаются различные, порой противоположные
по своей направленности интересы и потребности
социальных групп. Это обстоятельство
снижает возможности управления процессами
формирования нормальных экономических,
социальных, национальных и иных интересов.
В таких условиях государство могло бы
быть инициатором и гарантом поступательного
процесса формирования гражданского общества,
создавая правовые, экономические, политические
и культурные предпосылки для самореализации
индивидов и групп, удовлетворения их
повседневных потребностей. Само государство
должно на практике всё больше приобретать
признаки правового конституционного
государства. Очевидно, что процесс формирования
гражданского общества будет иметь естественный
темп, который невозможно будет ускорить
каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый
гражданин начинается с развитого самосознания,
возникающего из индивидуальных начал
личности. Развивать их можно в первую
очередь усилиями самой личности, её устремлённостью
к постоянному самосовершенствованию. Выделим принципиальные направления
в развитии гражданского общества в Российской
Федерации:
- формирование и развитие новых
экономических отношений,
- возникновение разнообразных
форм трудовых ассоциаций, социальных
и культурных объединений,
- создание экономических,
- наличие развитой и
- подчинение всех форм
- наличие юридической базы, гарантирующей свободу политических взглядов, общественных средств массовой информации, право общественного контроля за законодательной и исполнительной властью.
Заключение
Проблемы становления
и развития гражданского общества в России
относятся к числу актуальных. Не смотря
на скептицизм некоторых ученых и политиков,
утверждающих, что гражданского общества
в России нет и быть не может, имеются определенные
перспективы и положительная динамика
его формирования. Становление гражданского
общества – сложный социальный процесс,
в котором одновременно цивилизуются
и гражданин, и гражданские отношения
между членами общества, и само общество,
и государство, и отношения между ними,
индивидом и обществом. Условием такого
развития является равновесие всех составляющих
гражданское общество – человека, общества,
бизнеса и государства.
Очевидно, что процесс формирования гражданского
общества имеет естественный темп, который
нельзя ускорить каким-либо подталкиванием
сверху или снизу. Такое общество начинается
с развитого самосознания, возникающего
из индивидуальных начал личности. Развивать
же их можно в первую очередь усилиями
самой личности, ее устремленностью к
ответственной свободе и демократии. Становление
гражданского общества у нас имеет свою
специфику, но в целом развивается в направлении,
по которому прошли многие страны Запада.
Список используемой литературы
1.Бакалов, А.И. Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность / А.И. Бакалов // Вестник Сев.-Кавказск. гос. техническ. ун-та. -2004. -№ 5. -С. 19-24.
2. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник Московского университета, сер.12, политические науки, 1998, №4.