Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:15, контрольная работа
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Почему идея гражданского общества, оформленная ещё в ХVII в., получила своё реальное воплощение лишь на втором этапе Нового времени, да и то лишь в ограниченном числе государств?................................5
2. Определите преимущественные сферы деятельности государства и гражданского общества, а также сферы их совместной деятельности………..8
3. Каким образом, посредством каких ресурсов институты гражданского общества воздействуют на государство ради удовлетворения интересов общества в целом и его отдельных субъектов?..................................................11
4. Вспомните известные Вам общественные организации и определите их принадлежность к собственно политическим и не собственно политическим институтам………………………………………………………13
5. Какие изменения в экономической, социальной, политической сферах общественной системы России могут способствовать становлению в стране гражданского общества?......................................................................................16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Министерство сельского
Кемеровский государственный
Кафедра гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
Выполнил: Вискова О.П.
студент 3 семестра
экономического факультета,
бухгалтерский учет
Кемерово, 2013
Содержание: тема № 12
Введение ………………………………………………………
1. Почему идея гражданского общества, оформленная ещё в ХVII в.,
получила своё реальное воплощение лишь на втором этапе Нового
времени, да и то лишь в
ограниченном числе государств?.............
2. Определите преимущественные
сферы деятельности
гражданского общества, а также сферы их совместной деятельности………..8
3. Каким образом, посредством
каких ресурсов институты
4. Вспомните известные Вам общественные организации и определите
их принадлежность к собственно политическим и несобственно
политическим институтам…………………
5. Какие изменения в
экономической, социальной, политической
сферах общественной системы
России могут способствовать
становлению в стране
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Существование гражданского общества возможно лишь тогда, когда член этого общества ощущает себя гражданином: имеет определенный комплекс прав и свобод и в то же время несет перед обществом моральную и иную ответственность за свои поступки. Понятие гражданского общества раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно государством. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом государстве, даже тоталитарном, так как невозможно полностью ликвидировать естественные формы жизнедеятельности людей. В современной политологии преимущественно используется понимание гражданского общества в узком смысле. С таких позиций гражданское общество – это непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов, не опосредуемые государством взаимоотношения свободных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства. Если для государственной власти и государственных структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров. В гражданском обществе на всем протяжении его развития формируются основополагающие нормы, принципы, традиции, установки того, как следует, как должно вести себя в обществе каждому его члену, какое бы высокое общественное положение он ни занимал. Человек в гражданском обществе одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.
1. Почему идея гражданского общества, оформленная ещё в ХVII в.,
получила своё реальное воплощение лишь на втором этапе Нового
времени, да и то лишь в ограниченном числе государств?
Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно - кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные
отношения;
- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и
гражданина;
- легитимность и демократический характер власти;
- равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая
защищённость личности;
- правовое государство,
основанное на принципе
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
- свобода слова и печати,
независимость средств
- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные
обязанности и ответственность;
- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Главным признаком и основой гражданского общества является
законодательное закрепление юридического равенства людей на основе
наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.
2. Определите преимущественные сферы деятельности государства и
гражданского общества, а также сферы их совместной деятельности
С начала XIX
века наблюдаются две противоположные
линии по обоснованию парадигмы: гражданское
общество - государство.
Одна линия опирается на германскую культурную
традицию (Гегель). Только государство
(как абсолютный дух и универсальная политическая
общность) способно достичь общих интересов.
Маркс предложил решить проблему, сняв
различия между гражданским обществом
и государством путем так называемого
обобществления государства и политики.
Это привело к тому, что государство уравнялось
с обществом, поглотило его. Другая линия
центр тяжести переносит на свободу, ставя
ее превыше всех ценностей, на саморегулятивную
функцию гражданского общества. Сторонники
такого подхода концентрируют свое внимание
на разрушительной силе государства, способной
оказать деструктивное воздействие на
такие институты, как семья, церковь, профессиональные
союзы, ассоциации. А. Арато предложил
вместо дихотомического противопоставления
государства и гражданского общества
модель, состоящую из трех частей: гражданское
общество, политическое общество и общество
экономическое. Наиболее верно, на мой
взгляд, удалось сформулировать положения,
на которых основываются взаимоотношения
гражданского общества и государства,
З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает,
что:
1. Нет однозначной зависимости между существованием
государства и наличием или отсутствием
гражданских начал в жизни общества. Противопоставление
гражданского общества и государства
возникает тогда, когда государство монополизирует
те или иные, подчас и несвойственные ему
функции, а его аппарат превращается в
оторванную от общества корпорацию.
2. Именно государство, в пределах которого
существует данное гражданское общество,
дает ему должную защиту в том, что относится
к благосостоянию граждан и их особенным
целям, если последние не противоречат
законам.
3. От государства гражданское общество
вправе требовать защиты жизни, здоровья,
безопасности его граждан.
4. На государство ложится обязанность
осуществления социальных программ, могущих
смягчать противоречия между достатком
одних и нищетой других.
5. Государством, его внешней
политикой и оборонной мощью могут быть
обеспечены само существование данного
сообщества, его материальное и духовное
сближение с другими народами.
Но существует и обратная связь: общество
должно заботиться о силе и авторитете
своего государства. Как справедливо подмечено,
в наших российских условиях, когда, с
одной стороны, расширилось пространство
самоопределения для социальных субъектов,
когда поощряются личная инициатива, смелость
и предприимчивость в хозяйственной деятельности.
а с другой стороны, фактически снимаются
все моральные и культурные ограничения
с эгоистических побуждений и интересов
индивида и групп, нельзя не поставить
проблему защиты государства от граждан,
от разрушительного экспансизма каких-либо
институтов или структур гражданского
общества. В этой связи весьма значимой
становится проблема правового ограничения
прав и свобод индивидов. Справедливо
утверждение о том, что только ограниченное
и содержащее пределы своей свободы право
отвечает своему первоначальному предназначению.
И если право - инструмент защиты личности
от произвола государственной власти,
то ограничение прав и свобод предназначено
для защиты общества, государства от произвола
правопользователя. Ограничение прав
является необходимым элементом правового
регулирования. Ограничения могут прямо
предусматриваться в законодательстве,
а могут существовать в виде запрета осуществлять
свои права во вред другим лицам и государствам.
Общество может и должно взаимодействовать
с государством и влиять на его политику,
сохраняя за собой верховный суверенитет
в отношении к государству, его учреждениям,
его ответственности, назначению на государственную
службу и устранению от нее. В интересах
защиты гарантированных индивиду "активных
свобод" гражданское общество может
действовать как сила, независимая от
государства, и определять всеобщий интерес
должно не государство, а гражданское
общество. Мировая практика свидетельствует
о существовании довольно обширной сферы
влияния государства на институт частной
собственности. Здесь задействованы и
овладение государством некоторыми ключевыми
объектами, и определение валюты и цен.
и система государственного регулирования
частной собственности через конституционные
положения о национализированной собственности,
систему налоговых льгот. льготных условий
кредитования и даже датирования. Что
касается свободы частного собственника,
то зарубежное законодательство придерживается
принципа баланса индивидуальных и общественных
интересов. Не только государство охраняет
частную собственность, но и собственник
имеет определенные социальные обязательства
перед обществом, а при некоторых условиях
допускается возможность передачи земли,
природных ресурсов, средств производства
в общественную собственность, то есть
национализация собственности.