Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:18, контрольная работа
Соотношение государства и права.
Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.
Если государство есть организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории, то право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
1. Понятие и концепции правового государства………………………………………………3
2. Характеристика правового государства. Модели конституционализма…………………..6
3. Проблемы формирования правового государства в России………………………………..9
4. Список использованной литературы……………………………………………………….11
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филиал РУДН в г. Перми
Дисциплина: Политология.
Контрольная работа №15
Студент: Назаров Дамир
Галиханович
Курс: 2. № группы: ПЮ-09-2П
№ студенческого билета:
3732090012
ПЕРМЬ
2011 Год
Содержание.
1. Понятие и
концепции правового
2. Характеристика правового
государства. Модели
3. Проблемы формирования
правового государства в России
4. Список использованной
литературы……………………………………………………
Соотношение государства и права.
Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.
Если государство
есть организация политической власти,
содействующая
Признаками права являются его волевой характер, общеобязательность, нормативность, связь с государством, формальная определенность, системность.
Единство государства
и права проявляется в том,
что они возникают и
Взаимодействие государства и права осуществляется в разнообразных формах, при этом воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе, а также реализует и охраняет его; право влияет на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношении между государством и правом:
Сущность правового
В понимании многих людей правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное, по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.
Собственно, в правовом государстве можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и 2) ограничение правом государственной власти.
В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве надо создавать условия для юридической свободы человека, своеобразный механизм правового формула: «дозволено всё, что не запрещено законом.
Человек, как автономный субъект, свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничении личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения достижении научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящённых собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятии и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают им возможность почувствовать себя хозяевами.
Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих факторов создаёт Конституция РФ 1993г., которая устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской иной не запрещённой законом экономической деятельности» (ст.34).
Наиболее крупные и значимые блоки прав-стимулов в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования, и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека, как главное звено правового режима стимулирования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названии) имеют в своей основе право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.
Поэтому в условиях демократии
право как бы «меняется
Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблении ею.
Модели конституционализма
Основные принципы правового государства.
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип нашёл своё
конституционное закрепление в
Конституции РФ (ст.2), где сказано,
что «человек, его права и
свободы являются высшей
Политической и правовой
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств.
Права человека и гражданина и активность личности в сфере их защиты.
Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.
Разделение властей.
Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Её главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблении властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).
Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Федерализм.
Тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как государственное устройство «федерация дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали и тем самым становиться средством ограничения государственной власти, системой сдержек противовесов». Это создаёт своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти, контролируя друг друга, уменьшат вероятность злоупотреблении и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношении и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит покушение на права человека и гражданина.
Верховенство закона.
Ещё один способ ограничения политической власти - верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкции и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжении с законом должен действовать последний.
Взаимная ответственность государства и личности.
- Ещё один
способ ограничения
В
условиях правового
Иные принципы правового государства.
Кроме названных, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведённых и создают для них обеспечивающий фон. Это высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего отдельной личности. Подлинное правовое государство создаёт условия для того, чтобы граждане воспринимали себя хозяевами, активными участниками управления делами общества, научились держать в узде «слуг-чиновников», усиливать позитивные и снижать негативные свойства государственности.
При всём многообразии принципов правового государства два из них всё равно остаются основными, главными, определяющими. И их необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, её самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, то становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение – не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функции. И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.
3. Проблемы формирования правового государства в России.