Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:53, контрольная работа
Целью контрольной работы является многоаспектное изучение политического режима. Поставленная цель обусловливает задачи работы:
1. проанализировать понятие политического режима и его соотношения с понятием политической системы;
2. представить типологию политических режимов;
3. рассмотреть эволюцию политических режимов в России
Введение……………………………………………………………....3
Политический режим: сущность, основные понятия
Сущность политических режимов……………………………5
Демократический режим……………………………………....7
Антидемократический (тоталитарный) режим………………9
Авторитарный режим………………………………………….10
Эволюция политического режима в России
Период 1985-1991 гг. – М.С. Горбачев………………………11
Начало 90-х годов – Б.Н. Ельцин…………………………….13
Начало XXI века - В.В. Путин……………………………….15
Современный этап эволюции – Д.А. Медведев……………..17
Заключение…………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………19
-диктатура одной партии, фактически осуществляющей все государственные функции и обладающей полномочиями, не ограниченными никакими законами;
-огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов,
молодежных, спортивных и других);
-личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя
формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
-реально действует примат государства над правом, что является
следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
-всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
-игнорируют интересы государственных образований, особенно
национальных меньшинств;
-не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
-отдается предпочтение одной из религий или полностью отрицается религиозное мировоззрение.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество
-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному,
инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Политический режим авторитарного типа- третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.
Промежуточный, переходный, характер авторитарного режима определяет
«размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются черты и
тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно
автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией
-наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,
особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского
общества.
Главная его особенность является то, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни. Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во в неполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан
возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» .
Период 1985-1991 гг.- М.С.Горбачев
Период 1985-1991 гг. ознаменовался
реформаторскими преобразованиями под
началом нового Генерального секретаря
ЦК КПСС. В условиях экономического
кризиса он пытался осуществить реформу
хозяйственного механизма и, не доведя
ее до конца, перешел к радикальному преобразованию
политической системы. Перестройка в политической
сфере привела к появлению оппозиции и
возрождению многопартийности. КПСС постепенно
была оттеснена на вторые позиции в управлении
государством.
Поскольку перестройка планировалась
как ограниченная во времени, упорядоченная,
проводимая под строгим партийным контролем
операция, в ходе которой должна была перестраиваться,
а не трансформироваться политическая
система общества, то оппонирующие политические
силы имели возможность критиковать ее
как справа – с позиций либерализма за
недостаточную либерализацию всех сфер
общественной жизни, так и слева – с позиций
ортодоксального коммунизма, за поспешную
либерализацию.
Легализация оппозиционных
структур произошла летом 1988 года в период
выборов в Верховный Совет СССР. Выборам
предшествовала работа XIX партийной конференции
(июнь-июль 1988 года), на которой был выдвинут
проект конституционной реформы, предусматривающий
помимо альтернативных выборов принципиальные
изменения существующей политической
системы.
Была создана двухуровневая
представительная система - Съезд народных
депутатов и Верховный Совет СССР – и
учрежден пост Президента СССР. На III съезде
народных депутатов СССР была отменена
статья 6 Конституции СССР о руководящей
роли КПСС, что вынуло стержень из всей
политической системы. Президент вышел
из-под контроля партии. Политбюро и ЦК
КПСС были практически отстранены от участия
в выработке решений. Упразднение в 1989
году номенклатуры вместе с лишением КПСС
правовых оснований для влияния на кадровую
политику освободило от контроля коммунистической
партии республиканские и местные элиты.
Государственный аппарат превратился
в сложный конгломерат сотрудничающих
и противоборствующих группировок.
Эти радикальные изменения
в условиях экономических неурядиц привели
к распаду государственности и краху союзного
единства республик. Попытка отдельных
руководителей государства в августе
1991 г. отстранить Горбачева от руководства
страной и сохранить союзное государство
в форме СССР закончилась неудачей и была
охарактеризована победившими сторонниками
Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись во
власти, благодаря августовскому поражению
союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно
осуществил ряд мер, выходивших за пределы
тогдашней Конституции СССР, - запретил
КПСС (1991 г.), подписал Беловежское соглашение
о роспуске СССР (1991 г.), насильственно
ликвидировал Верховный Совет РСФСР (1993
г.) и советскую власть в целом. Впоследствии
эти действия нашли осуждение в решениях
Конституционного Суда России. В стране
установился антисоветский ельцинский
политический режим, победа которого по-разному
оценивается в политологической литературе:
от реформации и демократической революции
до буржуазно-бюрократической контрреволюции
и переворота.
Таким образом, этот период
считается переходным этапом эволюции политического
режима от авторитарного к демократическому.
В этот период были проявления как авторитаризма,
так и демократии, имели место в политической
практике сепаратизм и попытка установления
военно-бюрократического режима. Однако
ведущей была авторитарно-либеральная
тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.
Начало 90-х годов ХХ века по начало XXI века- Б.Н. Ельцин
В период с начала 90-х годов
ХХ века по начало XXI века в эволюции политического
режима России проходил следующий этап,
который можно назвать реформаторским. Первое, что сделал Ельцин, захватив
власть, это путем шоковой терапии экономики
и последовавшего за ней роста цен на все
товары и продукты, обесценил деньги. Вслед
за этим, согласно законам развития общества,
появилась гиперинфляция, разгул преступности
и коррупция. Всем бывшим союзным республика
было рекомендовано брать суверенитету
столько сколько сможет унести.
Напряжение между государством
и политическим режимом, между формальными
и неформальными политическими отношениями,
между законом и политикой, между институционализированной
и персонифицированной политической властью
постоянно возрастало. За формальным фасадом
демократической политики, проводимой
на уровне государства, политический режим
считал себя в основном свободным от подлинно
демократической отчетности и контроля
со стороны общества.
Систему власти, сложившуюся
при Б.Ельцине часто называют «режимно-государственной»,
при которой в центре режима находился
президент с большим объемом полномочий.
Результатом такой политической практики
явилось ослабление государства, не способного
утвердить принципы конституциональной
независимости политической системы от
существующего режима. Однако необходимо
отметить, что политическая власть, осуществляемая
в этот период в России, не использовала
методы традиционного авторитаризма,
а имеющий место политический режим не
изолировал себя от некоторых черт либеральной
демократической политики, таких, например,
как критика со стороны СМИ, парламентский
надзор, а также проведение свободных
выборов.
В то же время политика 1990-х
гг. основываясь на классических постулатах
либеральной демократии и рыночной экономики,
имела двоякий характер: во-первых, это
было отсталое командное управление старого
типа и бюрократическое регулирование
экономики (отсюда огромные возможности
у элиты для получения выгод и доступа
к власти); во-вторых, это была передовая
политика, направленная на подлинное разделение
властей, отделение политики от экономики,
подчинение политики закону и свободные
выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию
демократии, власть воспроизводила практику
прошлого, хотя и в радикально новых формах.
Так впоследствии появилась на свет новая
общественно-политическая реальность,
которая несла в себе сложный сплав частично
преодоленных, а частично преобразованных
традиций.
В этот период политическая
интеграция в постсоветской России происходила
именно на уровне политического режима,
а не на уровне политической системы. Политическая
система регулировалась конституционными
нормами, законами, судебными решениями,
а политический режим действовал в зависимости
от личных связей, принадлежности к «семье»,
толщины кошелька приближенных к власти
олигархов, покровительства и результатов
попыток сохранить свою автономию. В государстве
создавались политические институты,
но политические процессы оставались
неинституционализированными, так как
в их основе лежали личные связи.
Политика лидерства в центре,
воспроизводимая в различных формах в
субъектах федерации, имела в своей основе
структуры старой элиты и нарождающегося
социально-экономического порядка. Такой
режим не был волюнтаристским правлением,
он функционировал в соответствии с логикой
дворцовой политики, совмещенной со сложностями
современной экономической системы.
Таким образом, политический
режим 90-х гг. ХХ века с одной стороны
стремился к демократии, международной
интеграции (вступление в Совет Европы
в 1996 году), менее бюрократизированной
и подлинно рыночной экономике; с другой
стороны, он унаследовал, продолжил и даже
развил многие черты прошлого. Это был
политический режим сродный системам
США и Франции.
Для таких режимов характерна:
сильная исполнительная власть ( особенно
институт президентства, который фактически
формирует правительство) при наличии
двухпалатного законодательного собрания
- парламента (верхняя палата - Сенат, Совет
Федерации - состоит их выбираемых в регионах
глав местной исполнительной власти, а
нижняя формируется из непосредственно
выбираемых депутатов в соответствии
с существующей избирательной системой), а также системы
независимого судопроизводства во главе
с институтом высшей инстанции - Верховным
или Конституционным Судом; возможности
непосредственного участия граждан в
политическом управлении в форме референдума
или плебисцита. Однако при сильной власти
президента в указанных политических
режимах почти неизбежны конфронтация
исполнительной и законодательной ветвей
власти и обвинения в усилении автократических
тенденций, что неоднократно и происходило
в молодом российском государстве.
Начало XXI века-В. В.Путин
Решительным шагом
на пути трансформации политического
режима и приближении его к демократическому
стал период начала XXI века, когда во главе
государства стал. В этот период
российская политика присутствовала как
бы в двух лицах, отражающих напряжение,
существовавшее между принципами функциональности (общественной
целесообразности) и законности (демократии).
В какой-то момент эти два принципа совпали
и стали взаимоподдерживающими, хотя остаточное
напряжение продолжает сохраняться и
до сих пор. Этот поворот в модернизации
политического режима явился большим
достижением либерально-демократических
реформ в России.
Основным теоретическим
направлением эволюции политического
режима в этот период был выбран окончательный
отход от авторитаризма и насаждение демократических
идеалов в управлении государством. Официально
пропагандировалось, что в российском
обществе и государстве окончательно
покончено с тоталитарной практикой:
массового внесудебного лишения свободы
граждан и незаконного помещения здоровых
людей в психиатрические больницы, принудительной
высылки граждан из страны и лишения их
своего гражданства, преследования политического
инакомыслия и уголовного наказания за
это; жесткого подавления свободы политических
и общественных объединений; преследования
верующих и служителей церкви; серьезного
ограничения свободы передвижения как
внутри страны, так и за ее пределами, содержания
массы населения за «железным занавесом»
по отношению к западному миру; серьезной
дискриминации людей по этнонациональному
признаку вплоть до ликвидации их национальной
государственности и массовой принудительной
депортации и т.д.
Однако на практике сосуществование
режимной системы и демократического
режима оказалось непростым делом. С одной
стороны, режимная система продолжала
курс на усиление авторитарного управления
государством и стремилась изолировать
себя от эффективного демократического
контроля (принцип функциональности);
с другой стороны, для достижения законности
и устойчивости режимная система использовала
демократические институты, такие как
свободные выборы, создание гражданского
общества и другие формы привлечения общественной
поддержки. Выборы сохраняли потенциал
для превращения демократии из режимной
в реальную. Например, наблюдатели ОБСЕ
оценили выборы 2003 года в Государственную
Думу как «свободные, но несправедливые».
Представитель делегации ОБСЕ Брюс Джордж
отметил, что «не были соблюдены множество
обязательств перед ОБСЕ и Советом
Европы, а также многие стандарты демократических
и свободных выборов». Среди нареканий
были отмечены «вопросы по соблюдению
тайны голосования» и «перекос на государственном
телевидении в пользу одной партии». Голоса
избирателей, особенно в начале 2000-х годов,
являлись важнейшим ресурсом режимной
системы.
Это сосуществование режимной
политики и демократического режима создало
институты, которые формально являлись
демократическими, но несли ответственность
только перед самими собой. В то же время
институты демократии (парламент, суды
и сама федеральная система) сохраняли
способность независимого функционирования
и являлись фундаментом перехода к демократическому
режиму.
Режимная политика в
этот период, особенно после 2005 г., была
обусловлена ограниченной политической
активностью общества, что подорвало общее
представление о демократизации, которая
трансформирует активную гражданскую
позицию в массовую демократию. Политические
партии занялись тем, что осуществляли
в большей степени связи с элитой, чем
с обществом и, в итоге, мобилизовали свои
идеологические и политические ресурсы
только на межэлитную борьбу. В сентябре 2007 года ВЦИОМом был проведён опрос о влиянии
различных факторов на политические взгляды
граждан России. Так на заданный вопрос: «Если
вспомнить последние выборы в Государственную
Думу (2003 г.), то кто оказал (или что оказало)
решающее влияние на ваш выбор?», большинство
опрошенных (33 %) ответило, что «Никакая
агитация на меня не повлияла, мое решение
было самостоятельным». 16 % опрошенных
затруднились ответить, а 13 % ответили,
что решающее влияние оказала «Семья,
близкие».
Таким образом, в этот
период в результате укрепления законности
режимная система постепенно приняла
формы демократического политического
режима. Противостояние оппонентов завершилось
добровольным принятием всеми сторонами
демократических норм и ценностей и согласием
институализировать свои интересы в рамках
новой политической системы. Однако, как
всегда бывало в России, на обществе это
практически не отразилось, и оно продолжало
свой маргинальный путь развития.
Современный этап эволюции - Д.А.Медведев
Современный
этап эволюции политического
режима в России начался с
2008 года. В этот год к власти пришел очередной
приемник -. Сегодня в России не только
в законодательстве, но и на практике проводится
(пусть и не всегда последовательно) демократический
принцип разделения и равновесия властей;
поставлена задача и взят курс на утверждение
правового государства, в котором личность
должна чувствовать себя защищенной правом
и законом от произвола государственной
власти; обеспечивается многопартийность
(но при доминирующей одной партии «Единая
Росси»), при которой свободно создаются
и функционируют десятки партий и иных
объединений самой различной политической
ориентации; ликвидирована открытая государственная
цензура и монополия на средства массовой
информации; проводится принцип открытости
общества в отношении мирового сообщества,
включая открытость границ и т.д. Большое
значение имеет и проведение линии на
подлинную федерализацию, и обоснованную
децентрализацию государственной власти
и развитие местного самоуправления.
Другое дело, что в реальных
переходных и кризисных условиях современного
этапа эволюции политического режима
в России многие из провозглашенных демократических
принципов, прав, свобод, норм, способов
и методов его функционирования не получают
пока вполне адекватной практической
реализации. Так, глубокий экономический
кризис привел не только к серьезному
росту безработицы, к очередному обнищанию
большинства населения и т.д. Все это естественно
нарушает или ограничивает права человека,
провозглашенные Конституцией России.
Разгул коррупции и преступности
абсолютно несовместимы с утверждением
гражданского общества и правового государства,
с гарантированием личных и политических
прав гражданина и т.д. Суперпрезидентский
характер республиканской формы правления
в России не позволяет сегодня успешно
и эффективно реализовать в полном объеме
преимущества демократического разделения
и равновесия властей. Трудно не заметить
в России определенных проявлений авторитаризма,
криминализации власти, сильного влияния
на власть олигархов, дискриминации в
отдельных субъектах федерации граждан
по этнонациональному признаку и т.д.
Таким образом, эволюция политического
режима сегодняшней России направлена
на консолидацию российского общества,
усиление роли государства в политике,
экономике и социальной сфере, возрождение
России и поддержку граждан российского
государства.
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и