Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:53, контрольная работа
Целью контрольной работы является многоаспектное изучение политического режима. Поставленная цель обусловливает задачи работы:
1. проанализировать понятие политического режима и его соотношения с понятием политической системы;
2. представить типологию политических режимов;
3. рассмотреть эволюцию политических режимов в России
Введение……………………………………………………………....3
Политический режим: сущность, основные понятия
Сущность политических режимов……………………………5
Демократический режим……………………………………....7
Антидемократический (тоталитарный) режим………………9
Авторитарный режим………………………………………….10
Эволюция политического режима в России
Период 1985-1991 гг. – М.С. Горбачев………………………11
Начало 90-х годов – Б.Н. Ельцин…………………………….13
Начало XXI века - В.В. Путин……………………………….15
Современный этап эволюции – Д.А. Медведев……………..17
Заключение…………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………19
Введение
Современная теория государства различает два основных типа политическихрежимов: демократический и антидемократический (тоталитарный). Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм. Тимократия и олигархия были преодолены историей ( первая ― полностью,вторая - частично). Демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное истолкование, конечно, отличается от платоновского. Государствоведческая мысль XX века противопоставляет тоталитаризм как воплощение политической реакции, демократии как политической форме, обеспечивающей прогресс, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения «наилучшего государства». Правда, платоновский эквивалент современного тоталитарного режима – тирания - в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Тимократия отличается от него прежде всего
элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием конкуренции и собственнических интересов. Возникает конфликт между богатством и добродетелью. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между беднейшими слоями населения и олигархиями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники изгоняются или уничтожаются, а остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается беззаконие, как следствие «царство свободы». Тирания - незаконная власть одного – является реакцией на истолкованную таким образом демократию.
Сравнение платоновской концепции политических режимов ( государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (государств), и их историческая последовательность, и закономерности их смены, и формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.
Целью контрольной
работы является многоаспектное изучение
политического режима. Поставленная цель
обусловливает задачи работы:
1. проанализировать понятие
политического режима и его соотношения
с понятием политической системы;
2. представить типологию политических
режимов;
3. рассмотреть эволюцию политических
режимов в России
Сущность политических режимов
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Так, В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов
и методов осуществления власти государством. Государственный режим -
важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)».
Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы - испытывают значительное влияние государства. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим, как в узком смысле, так и в широком понимании.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными
прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и
международная обстановка.
На разных исторических этапах формируются различные
политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет
достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его
динамику.
Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы,
подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства. Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим крайними полюсами на всей шкале политических
методов власти.
«Демократия» происходит от древнегреческого «DEMOS» -народ, и «CRUTOS»- власть. Народовластие - это одна из основных форм устройства
любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по воле большинства. Идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Политический режим демократического типа складывается в правовых
государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают фактическую защищенность прав, интересов личности, ее свободное развитие.
Режим демократической власти выражается в следующем:
-отсутствует единая, обязательная для всех государственная
официальная идеология, однозначно определяющая цель общественно-политического развития, а иногда и политеческие средства ее достижения;
-режим представляет свободу личности в экономической сфере,
которая составляет основу материального благополучия общества;
-наличие свободно формируемых политических партий, ограничение их роли участием в выборах;
-реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность
выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в
культурных, научных и других общественных организациях;
-существует эффективная система прямого воздействия населения
страны на характер государственной власти;
-в демократическом государстве личность защищена от произвола,
беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
-власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и
меньшинства;
-основным принципом деятельности демократического государства
является плюрализм;
-государственный режим базируется на законах, которые отражают
объективные потребности развития личности и общества.
Порядок и условия формирования государственной власти – главное в
политическом режиме. Условия демократии обеспечивают решающую роль народа в этом процессе. Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью
исполнительной. Считается, что такой порядок -и в этом видится чуть ли
не главное достоинство демократического режима -обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как
непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все
члены могут собраться
в одном помещении для
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной
проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом,
правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия
основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой
политического участия является представительная демократия. Её суть -граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.
Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Антидемократический (тоталитарный) режим
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «TOTALITAS» ―
цельность, полнота, и «TOTALIS» ― весь, полный, целый. Обычно под
тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении
руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно
господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:
-подавление личности, ущемление ее прав, препятствие ее
свободному развитию;
-полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами
общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурными национальным строением;