Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:42, контрольная работа

Описание работы

Как известно, различаются абсолютное и относительное (отлагательное) вето. При абсолютном вето отклонение главой государства закона означает, что акт не будет принят. При относительном (отлагательном) вето закон повторно рассматривается парламентом (палатами парламента) и принимается либо с учетом предложенных главой государства поправок, либо в прежней редакции – но в последнем случае не простым, а квалифицированным большинством голосов парламента, его палат, т.е. глава государства вправе задержать (отложить) на какое-то время принятие закона, но парламент может настоять на своем желании, и закон появится2.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конституционному праву.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по конституционному праву.

Вариант 1.

 

1. Конституционные основы вето Президента РФ (понятие категории «вето главы государства»). 

        Согласно  ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов  Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию1.

       Отклонение федерального закона Президентом в литературе называют «президентское вето». В федеральном законодательстве термин «вето» не используется, но на практике весьма распространен.

        Как известно, различаются абсолютное и относительное (отлагательное) вето. При абсолютном вето отклонение главой государства закона означает, что акт не будет принят. При относительном (отлагательном) вето закон повторно рассматривается парламентом (палатами парламента) и принимается либо с учетом предложенных главой государства поправок, либо в прежней редакции – но в последнем случае  не простым, а квалифицированным большинством голосов парламента, его палат, т.е. глава государства  вправе задержать (отложить) на какое-то время принятие закона, но парламент может настоять на своем желании, и закон появится2.  

     Конституция РФ  наделяет Президента РФ правом отлагательного вето.

          Вето Президента – средство прежде всего стратегическое, перспектива (угроза)   его   применения  является   сдерживающим  фактором   для   палат  Федерального Собрания, заставляющим их не допускать   недостатков в принимаемых законах. Президент должен прежде всего исходить из общегражданских интересов, способствовать сбалансированности системы разделения властей, эффективному взаимодействию всех государственных органов.

 Причин президентского вето  много: одни являются сугубо политическими и социально-экономическими, связанными с разным пониманием Президентом и парламентом направлений развития государства, общества, власти, экономики, другие носят в формальном плане более правовой характер - противоречие акта или отдельных его положений Конституции, несогласованность принимаемого закона и действующих законов, противоречие (несоответствие) закона общепринятым нормам международного права и т. д.  Причины могут быть конкретно экономическими  - материальная необеспеченность закона. Президент вправе исходить также из недостаточного отражения в законе заслуживающих внимания возражений Совета Федерации, субъектов Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы. Наконец, причины могут быть и формально-правовыми – отсутствие заключения Правительства, плохое качество текста.3

    Во всех случаях, отклоняя закон, Президент должен четко назвать причины своего шага. Как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. о толковании ст. 107 Конституции РФ, Президент обязан указать мотивы отклонения закона и не может вернуть его без рассмотрения.4

 

 

           2.   Требования к выражению вето: сроки, основания, мотивация, последствия.

 

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока — 14 дней с момента поступления федерального закона (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).     Следовательно, решение об отклонении закона, заявленное по истечении указанного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренные указанной нормой Конституции Российской Федерации юридические последствия5.

С учетом ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возможны разные варианты последствий президентского вето:

            -   каждая палата настаивает на ранее принятом тексте закона без всяких его изменений, и тогда им необходимы при повторном голосовании не менее двух третей голосов в каждой; если хотя бы в одной из палат требуемый результат не достигнут, закон считается не принятым;

            -    палаты принимают предложения Президента по изменению текста закона, тогда им  достаточно простого большинства голосов в каждой;

           -  палаты готовы к частичному учету предложений Президента (согласовывая с ним свои наметки), в результате каждая палата вновь соответственно принимает, одобряет федеральный закон простым большинством, а Президент решает – согласиться с исправленным вариантом либо вновь отклонить его;

-  Государственная  Дума  принимает предложения Президента простым большинством голосов, а Совет Федерации с предложениями не согласен и готов по прежней редакции закона  преодолеть вето двумя третями голосов;

- Президент считает нецелесообразным принятие закона, и одна из палат с ним согласилась, закон считается не принятым;

- одна из палат пришла к  решению разрабатывать и принимать закон в новой редакции – тогда законодательный процесс начинается заново с Государственной Думы6.

         Наложение право вето Президентом не останавливает законодательный процесс, а лишь добавляет в него стадию, сопровождающуюся поиском варианта текста закона, который бы устраивал всех трех участников – Государственную Думу, Совет Федерации и Президента.

Регламент Государственной Думы Российской Федерации подробно  описывает  процедуру поведения нижней  палаты Федерального Собрания  в процессе рассмотрения  законопроектов Федерального Собрания, отклоненных Президентом.

  Так, ст. 134  Регламента  Государственной   Думы    гласит, что федеральный закон, отклоненный Президентом, передается Советом палаты   в ответственный комитет, который в течение десяти дней рассматривает мотивы решения Президента об отклонении федерального закона.  По итогам рассмотрения комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления, в котором может предложить палате одно из следующих решений:

а) согласиться с решением Президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон  в редакции Президента;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента специальную комиссию для выработки согласованного текста закона по отклоненному Президентом закону с учетом предложений Президента;

г) одобрить федеральный закон в  ранее принятой редакции.7

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом, начинается с выступления полномочного представителя Президента в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента. Затем выступает представитель ответственного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из вышеперечисленных решений.   При этом постановления Государственной Думы  о согласии с решением Президента об отклонении федерального закона  и снятии его с дальнейшего рассмотрения принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;  принятый федеральный закон в редакции Президента в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.8

Если  Государственная Дума по предложению  ответственного комитета не согласилась с решением Президента об отклонении федерального закона и не сняла  его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, то председательствующий на  заседании Государственной Думы на голосование палаты ставит вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.

В случае, когда Президент отклонил федеральный закон и не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, ответственный комитет может  запросить у Президента предварительное согласие на создание такой комиссии. Если Президент  предложил Государственной Думе  создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии. Государственная Дума принимает большинством голосов от общего числа депутатов постановление о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов  Государственной Думы и сопредседателя специальной комиссии  от Государственной Думы. Указанное постановление направляется Президенту и в Совет  Федерации. Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены  образуют депутацию Государственной Думы в специальной комиссии. При принятии решения специальная комиссия действует по принципу «одна сторона - один голос», при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. По окончании работы  специальной комиссии сопредседатель комиссии от Государственной Думы на  повторное рассмотрение Государственной Думы вносит федеральный закон в редакции специальной комиссии.  При рассмотрении этого закона с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Государственной  Думы. Затем может выступить полномочный представитель Президента в Государственной Думе либо иной официальный представитель Президента. Федеральный закон в редакции специальной комиссии  считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.  9

Таким образом, Государственная Дума использует несколько вариантов нахождения взаимопонимания с Президентом. Юридически она может их не использовать, а сразу проголосовать за принятие закона в первоначальной редакции (не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы) и направить  закон в Совет Федерации.

Глава 14 Регламента Совета Федерации подробно описывает порядок повторного рассмотрения   Советом Федерации  Федерального закона, отклоненного Президентом и  одобренного Государственной Думой в первоначальной редакции.10 

Так, ст. 116 Регламента Совета Федерации говорит, что Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации и одобренный Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, направляется в Совет Федерации.

 Вместе с текстом  федерального закона, отклоненного  Президентом Российской Федерации  и одобренного Государственной  Думой в ранее принятой редакции, в Совет Федерации направляются  письмо Президента Российской Федерации, постановление Государственной Думы о повторном рассмотрении федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, на котором повторно рассматривался отклоненный Президентом Российской Федерации федеральный закон, заключение комитета (комитетов) Государственной Думы на письмо Президента Российской Федерации.11

 Федеральный закон, отклоненный  Президентом Российской Федерации  и одобренный Государственной  Думой в ранее принятой редакции, вместе с сопровождающими его  документами и материалами направляется Председателем Совета Федерации или по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации либо заместителем Председателя Совета Федерации в комитет (комиссию) Совета Федерации, который ранее давал по нему заключение, а также членам Совета Федерации12.

    До одобрения Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции отклоненного Президентом Российской Федерации федерального закона Совет Федерации может принять предложение Государственной Думы о направлении представителей Совета Федерации для работы в специальной комиссии.

    Комитет (комиссия) Совета Федерации, который ранее давал заключение по федеральному закону, отклоненному затем Президентом Российской Федерации, рассматривает высказанные в письме Президента Российской Федерации замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему повторное заключение.13

 Если ранее заключение  по федеральному закону готовили  несколько комитетов, комиссий  Совета Федерации, то повторное  заключение готовится теми же комитетами, комиссиями в порядке, установленном  Регламентом Совета Федерации.

 Вопрос о повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, включается в проект повестки дня заседания Совета Федерации.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом  Российской Федерации и одобренного  Государственной Думой в ранее  принятой редакции, Совет Федерации  вправе:

а) поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции без обсуждения;

б) провести обсуждение федерального закона.

По результатам рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом  Российской Федерации и одобренного  Государственной Думой в ранее принятой редакции, председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.14

В случае принятия решения  о переносе на следующее заседание  Совета Федерации вопроса о рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

     Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, он принят в новой редакции, то этот федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной  Думой в ранее принятой редакции, считается одобренным Советом Федерации в ранее принятой редакции, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"