Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Политология, как и любая научная дисциплина, имеет свои собственные методологию и методы исследования, а также язык и понятийный аппарат. Их разработка и внедрение стали частью процесса профессионализации и институционализации политической науки. Особенно большой вклад в этом отношении был внесен в период после Второй мировой войны.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………стр.-2- РАЗДЕЛ 1: Политология как наука и ее история………………………стр.-3-

РАЗДЕЛ 2: Политическая система общества……………………………..........стр.-7-

1.Признаки политической системы……………………………………………….. ……..стр.-7-

2.Структура политической системы…………………………………......…..стр.-8-

3.Функции политической системы……………………………………………………....стр.-8-

4.Типология политических систем……………………………………………… ……стр.-9-

РАЗДЕЛ 3: Политическая деятельность……………………………………….стр.-10-

1.Сущность и особенности массовых политических коммуникации …………….стр.-10-

2.СМИ в системе массовой коммуникации ………………………………………....стр.-11-

3.Структура СМИ и проблемы их функционирования.………………………..........стр.-12-

РАЗДЕЛ 4: Мировой политический процесс……………………………...…..стр.-14-

1. Структура и содержание конфликтов………………………………..……стр.-14-

1.1.Структура и основные формы политических конфликтов …………...стр.-14-

1.2.Источники политических конфликтов …………………………………..стр.-15-

1.3.Типология политических конфликтов ………………………………..стр.-16-

2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами.….стр.-18-

2.1.Сущность управления и контроля за конфликтами. ……………..…..стр.-18-

Работа содержит 1 файл

РАЗДЕЛ 1.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

РАЗДЕЛ 2: Политическая система общества.

     Системный подход к анализу  политической системы.

1.Признаки политической системы.

     Политическая  система — это  совокупность взаимодействующих между собой норм, ценностей и институтов, организующих функционирование и использование политической власти. «Политическая система охватывает институционально-организационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями и т.д.». Основное назначение этого многомерного образования — обеспечение целостности политической жизни, единства действий людей в политике.

     Формирование  политической системы связано с  постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков.

     Во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности — распад, дезинтеграция общества.

     Во-вторых, упорядоченность  политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь — чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой черты, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и государство не выполняет своей важнейшей функции, оно теряет поддержку граждан, люди попросту отворачиваются отданной политической системы.

     В-третьих, политическая система имеет культурное основание: это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы понимать друг друга, исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Их может быть немного, но они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, в сферу политической социализации.

     В-четвертых, для политической системы характерно одновременное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае государственные органы опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.

2.Структура политической системы.

     В литературе принято выделять четыре аспекта политической системы:

  • институциональный — его образуют государство, политические организации и отношения между ними;
  • регулятивный — политические и другие нормы и традиции, значимые для этой сферы;
  • функциональный — методы политической деятельности, способы достижения поставленных в политике целей;
  • духовный — его составляют основные элементы политического сознания: идеология и психология.
 

3.Функции политической системы.

       К их числу необходимо отнести следующие:

  • интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры; реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник — различия интересов, способов ориентации социальных групп), разрешать конфликты, сглаживать очаги социальной напряженности;
  • упорядочение политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализации противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности; эффективно действующая политическая власть должна обеспечивать как развитие, так и стабильность политической системы, а отсутствие их сочетания служит причиной многочисленных  деструкции в политике;

     —в литературе выделяют и такие функции политической системы, как мобилизация социальных ресурсов, легитимация власти и политическое рекрутирование и символизация — формирование лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

 
4.Типология политических систем.

     Понятие «политическая система» выполняет в политической науке две важные функции: во-первых, оно "позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия; во-вторых, представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни разных странах, сопоставить различные типы ее организации.

     Можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть различными, то различными оказываются и типологии политических систем. По господствующими способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на:

  • командную, ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;
  • соревновательную, основной доминантой существования, которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;

      социопримирительную, нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

     В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными, тоталитарными.

     Важными критериями выделения политических систем служат степень дифференциации ролей в них и уровень секуляризованности культуры. В соответствии с данными критериями выделяются три типа политических систем:

  • примитивные (с минимальной дифференциацией ролей и патриархальной культурой);
  • традиционные (с невысокой правительственной дифференциацией и пассивной подданнической культурой, характерной для феодальных государств);
  • современные (с дифференцированной инфраструктурой государственных и негосударственных институтов и культурой участия их в политике).

     Ясно, что полная независимость здесь  не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и зашиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться. 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 3: Политическая деятельность

     Средства  массовой информации, их виды и особенности  воздействия на аудиторию.

  1.Сущность и особенности массовых политических коммуникации

     Различные уровни информационно коммуникативных связей имеют свои особенности воплощения в зависимости от того, осуществляется они в процессе межличностного общения, групповой или массовой коммуникации. В каждом из этих процессов действующие субъекты по-особому формируют и выявляют свои позиции, организуют технические каналы и структуры обмена сообщениями, создают факторы, повышающие идейную эффективность распространяемых позиций.

     Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно-коммуникационные процессы. На этом уровне организации информационных отношений, прежде всего, действуют политические агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят: официальные институты государства (представленные их лидерами и руководителями, а также информационными отделами по связям с общественностью); государственные (национальные) средства массовой информации (СМИ); независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.); зарубежные СМИ.

     В принципе без использования агитационно-пропагандистских способов воздействия на общественное мнение не может обойтись ни одно государство, ни один политический субъект, заинтересованный в расширении социальной поддержки своих целей относительно власти. Однако использование данных форм поведения на информационном рынке неизменно несет в себе угрозу качественного видоизменения как информационных, так и коммуникативных процессов. Так, стремление к систематическому контролю за сознанием и поведением граждан неразрывно связано с постоянным манипулированием массовым сознанием, использованием нечестных трюков и прямого обмана населения, что неизбежно приводит к замене информации дезинформацией. И если, к примеру, использование приемов умолчания и пристрастного комментирования событий, рассчитанных на то, чтобы обыграть политических соперников, или неполное ознакомление общественности с задачами своей политики имеют для большинства государств частичный характер, то в деятельности авторитарных и тоталитарных режимов массовое распространение дезинформации ведет к качественному перерождению информационного пространства. По сути дела за счет использования подобных приемов эти режимы полностью игнорируют ответную реакцию населения, рассматривая свои информационные отношения с ним в качестве дополнения к политике силового давления на общество и полному сокрытию истинных целей своего правления.

     Такие же качественные изменения происходят и при налаживании коммуникаций власти с общественностью. Агитация и пропаганда нередко переходят границы свободной конкуренции за сознание человека, подменяя способы его идейного завоевания методами насильственного навязывания ему заранее запрограммированных оценок и отношений, психологического давления на его сознание, рассчитанного на неосознанное восприятие и усвоение им определенных целей и ценностей. Вследствие использования такого рода приемов информирования человека коммуникации вырождаются в индоктринацию, т.е. стиль общения, полностью игнорирующий свободу человека и его право на выработку собственных политических убеждений.

  2.СМИ в системе массовой коммуникации 

     Исторически СМИ проникали на политический рынок  как органы партийной печати, а вместе с тем и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию газетные издания. По мере развития этого процесса СМИ не только налаживали связи с населением, завоевывали должный общественный авторитет, но и приучали рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Отсутствие политического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение СМИ с рядовыми гражданами сделало их таким же первичным институтом политической социализации, какими являются семья, церковь, система образования. Обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали видными выразителями общественного мнения, войдя тем самым в круг интеллектуальной политической элиты, обслуживавшей интересы «среднего» европейца, американца, австралийца. Политические журналисты взяли на себя в значительной степени и функции творцов политических мифов и идей, вдохновлявших граждан на политическое участие.

     Основной  причиной завоевания СМИ столь высокого места в политической жизни современных  обществ является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, касающиеся формирования представительных органов власти и правящих элит, поддержания авторитета соответствующих целей, традиций и стереотипов. Иначе говоря, СМИ стали мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»