Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»:
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

Наряду с этим энергетический комплекс фактически вышел из-под контроля человека и функционирует по собственным  законам, требуя от человека развития специальной инфраструктуры, строительства  новых добывающих и транспортных систем, замены выходящих из строя  и стареющих конструкций и  т.д. И его создатель, человек, вынужден удовлетворять эти требования, так  как жить без него уже не может: остановка или даже снижение производительности энергетического комплекса автоматически  означает гибель человечества.

В этой части техносферы образовался некий порочный круг, выход из которого возможен лишь на основе принципиально новых решений, но их нет и в обозримом будущем они не предвидятся: мировая инженерная мысль также находится в жесточайшем кризисе и в плену стереотипов. Классическим примером справедливости этого утверждения является попытка со старых позиций овладеть энергией атомного ядра: показавшиеся вначале блестящими открывавшиеся перспективы обернулись национальной трагедией Японии, Украины, России и Белоруссии.

Глобальное увеличение естественного  радиационного фона Земли, вызванное  вовлечением в технологические  процессы и концентрированием массы  рассеянных в земной коре радиоактивных  веществ, особенно отходами, образующимися  после их использования и в  избытке содержащими новые, искусственно созданные, превосходящие по мощности излучения и длительности существования  исходные расщепляющиеся материалы, автоматически  означает ускорение мутационных  процессов в геноме человека и  животных. В современных же условиях нарастания агрессивности поведения человека, криминализации общества, особенно в бывшем СССР, и поднимающейся волны международного терроризма необоснованное внедрение в промышленность, медицину, энергетику и военную сферу расщепляющихся материалов означает резкое повышение риска использования радиологических средств с преступными целями и для ядерного шантажа.

 

 

 

 

 

 

 

5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Нарушение правовых экологических  требований влечет применение мер юридической  ответственности. 
Под юридической ответственностью понимается система принудительных мер, применяемых к нарушителям экологического законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений, восстановления нарушенных прав. Одним из свойств юридической ответственности является то, что она имеет государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующих субъектов обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Наиболее распространенными санкциями, предусмотренными за совершение экологических правонарушений, являются административный и уголовный штрафы, изъятие орудий незаконной деятельности и незаконно добытой продукции, возложение обязанности компенсировать причиненный ущерб. 
Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает при наличии юридических и фактических оснований, которые включают: 
— норму, запрещающую поведение или действие, или норму, обязывающую предпринять то или иное действие; 
— факт несоблюдения требований законодательства, т.е. наличие правонарушения; 
— причинную связь между совершенным действием и наступившими последствиями. 
Экологические правонарушения — это действия или бездействия, умышленно или неосторожно нарушающие нормы экологического права. Действие или бездействие признается экологическим правонарушением, если оно является экологически значимым. Экологически значимое поведение означает обязательное использование природных объектов, которые выступают предметом посягательства, и направленность на такое изменение состояния окружающей среды, которое запрещено правом. Таким образом экологическое правонарушение, отличается от других правонарушений тем, что предметом посягательства действий либо бездействий, запрещенных законом, является окружающая среда либо ее отдельные компоненты в их юридическом понимании. 
Для характеристики экологического правонарушения необходимо определить его состав — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов — природных объектов. Объективную сторону образует противоправное действие либо бездействие, имеющее определенную степень общественной опасности. Факт совершения такого действия или бездействия должен быть выявлен и зафиксирован в установленном порядке уполномоченными государственными органами. Действие либо бездействие будет признано экологическим правонарушением как в случае, если оно вызвало общественно опасные последствия, так и в случае отсутствия таковых. К примеру, сброс отходов в водоемы, в результате которого наступило загрязнение водного объекта, относится к экологическим правонарушениям, так как в его составе наряду с прочим имеется объективная сторона, т. е. противоправное действие, имеющее общественно опасные последствия. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах также будет экологическим правонарушением, так как в нем есть признаки формального состава правонарушения, выражающиеся в создании угрозы пожара. Для привлечения к юридической ответственности необходимо наличие и самого правонарушителя — субъекта правонарушения. Таковыми могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону составляет наличие вины правонарушителя в форме умысла или неосторожности. В некоторых случаях наступление юридической ответственности за экологические правонарушения возможно и без вины правонарушителя. К примеру, загрязнение воздуха путем выбросов загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов дает право гражданам требовать возмещения ущерба, причиненного здоровью. 
За совершение экологических правонарушений предусматривается применение мер уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Правовое регулирование в области уголовной и гражданско-правовой ответственности, в соответствии со ст. 71 Конституции России, входит в ведение Российской Федерации. Соответственно на уровне субъектов РФ не могут приниматься законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие данные меры ответственности за экологические правонарушения. Одновременно, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, административное законодательство составляет совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ. 
Уголовная ответственность за экологическое преступление предусмотрена УК РФ. В гл. 26 этого Кодекса «Экологические преступления», определены 17 составов уголовных преступлений. К числу таковых отнесены незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, нарушение правил охраны и использования недр, незаконная порядка леса, уничтожение или повреждение лесов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, загрязнение моря вредными веществами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др. 
За совершение уголовных преступлений применяются штрафные санкции, лишение права занимать определенные должности либо права заниматься определенной деятельностью, лишение или ограничение свободы. Уголовные штрафы исчисляются в кратном размере относительно минимальной оплаты труда и колеблются от 50 до 700 минимальных размеров оплаты труда. Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица — граждане и должностные лица, уголовная ответственность которых может быть различной за одно и то же правонарушение. Уголовный штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда предусматривается за незаконную охоту с отягчающими обстоятельствами с использованием служебного положения. Наиболее строгое наказание в виде 8 лет лишения свободы установлено за умышленное уничтожение или повреждение лесов путем поджога, нарушение правил с экологически опасными веществами, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей. В соответствующих случаях наряду со штрафными санкциями производится конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. Применение мер уголовной ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности возместить причиненный экологический ущерб гражданам, организациям, государству 
Уголовные санкции применяются по решению суда, которому предшествует проведение следственных действий правоохранительными органами. 
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовным преступлением отличаются меньшей степенью общественной опасности. Меры административной ответственности применяются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора, административными комиссиями на основании постановлений о наложении штрафа. Постановления о наложении административного штрафа могут быть обжалованы в суд. 
Одно из наиболее распространенных наказаний, которое применяется к гражданам, должностным лицам или организациям за экологическое правонарушение — штраф на основе официально установленного минимального размера оплаты труда. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда. 
Особенностью правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами — Законом «Об охране окружающей природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом, Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и др. 
Согласно ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», к административным экологическим правонарушениям относятся несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды, порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, отказ в предоставлении достоверной экологической информации и др. Физические и юридические лица, виновные в совершении этих правонарушений, могут быть подвергнуты штрафу, налагаемому в административном порядке: граждане от однократного до десятикратного размера минимальной оплаты труда, должностные лица — от трехкратного до двадцатикратного размера оплаты труда, организации - от 50 тыс. до 500 тыс. руб. 
Административную ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ несут только физические лица 
— граждане и должностные лица. В перечень правонарушений входят бесхозяйственное использование земель, нарушение требований по охране недр, нарушение правил охраны водных ресурсов, нарушение правил захоронения отходов, незаконное использование лесного фонда и другие. 
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией государственных и негосударственных организаций в отношении работающих по найму должностных лиц, технического персонала и работников, а также в отношении членов общественных объединений за экологические правонарушения, совершенные в процессе трудовой или служебной деятельности. Дисциплинарные взыскания включают предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях, специальными правовыми актами организаций — уставами, правилами внутреннего распорядка и другими. 
Имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежат возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства. 
Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов. Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме. 
В первом случае причинитель вреда обязан своими силами и за свой счет выполнить работы по физическому оздоровлению природной среды: очистить территорию, восстановить популяцию животных, рекультивировать ландшафт. На практике такое физическое возмещение происходит крайне редко в силу разнообразных объективных и субъективных причин (невозможности восстановления природного объекта, отсутствие технической способности предприятия провести специальные работа, скажем, по восстановлению популяции животных). Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации причиненного ущерба. По общему правилу, суммы, полученные в качестве денежной компенсации, должны быть направлены на восстановление нарушенных природных объектов. Однако реально это происходит далеко не всегда. 
Определение размера ущерба является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены. Поэтому используется два способа определения размера ущерба и размера его компенсации. 
Нормативный или таксовый способ компенсации вреда решает две задачи — компенсировать понесенные потери и наказать причинителя вреда. Данный способ применяется в целях компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках). 
Наиболее распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения экологического вреда. Его смысл заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества. 
Возмещение экологического вреда на практике сталкивается с огромными трудностями, главным образом, связанными с доказыванием причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями. Не всегда возможно убедительно доказать, что состояние природной среды изменилось в негативную сторону как следствие действий конкретных лиц, а имущественный вред возник как следствие изменения состояния окружающей среды. 
Вред возмещается добровольно либо по решению суда по иску потерпевшей стороны. 
Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности является особой мерой воздействия на поведение субъектов экологических правоотношений и не относится к мерам юридической ответственности. Решение о приостановлении либо ограничении экологически вредной деятельности применяется по решению должностных лиц органов государственного экологического контроля в случаях, если данная деятельность оказывает или способна оказать вредное воздействие на окружающую среду. Порядок приостановления экологически вредной деятельности установлен административным, гражданским и экологическим законодательством. Прекращение эксплуатации экологически вредных промышленных и иных объектов осуществляется по решению суда по иску государственных контрольных органов, общественных организаций или граждан в порядке, установленным гражданским и экологическим законодательством. 
Таким образом, исполнение требований экологического законодательства обеспечивается широким арсеналом мер юридической ответственности и иного правового воздействия, которые являются важной гарантией соблюдения правовых экологических требований.



 

 

 

Юридическая ответственность  за экологические правонарушения

Что такое  экологическое правонарушение?

Под экологическим правонарушением  понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее  вред окружающей природной среде  и здоровью человека.

Каковы  виды юридической ответственности  за экологическое правонарушение?

Должностные лица и граждане, совершившие экологическое  правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. 
 
Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

В чем  состоит дисциплинарная ответственность  за экологические правонарушения?

Должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами  внутреннего распорядка и другими  нормативными актами несут дисциплинарную ответственность. Статьей 136 КЗоТ установлены  следующие меры дисциплинарных взысканий  за те или иные нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий  выговор, увольнение. Законодательством  о дисциплинарной ответственности  могут быть установлены для отдельных  категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Законом "Об охране окружающей природной среды" (п. 2 ст. 82) установлено, что руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства.

Что понимается под материальной ответственностью за экологические правонарушения?

Материальная  ответственность за экологические  правонарушения - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) законодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. 
 
Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников. 
 
Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно статье 118 КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры лимитируются как правило, определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК возмещается обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду. 
 
Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а не полученные доходы (т.е. упущенная выгода). Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимее для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества. 
 
Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение. 
 
По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены статьей 121 КЗоТ:

  1. когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;
  2. когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;
  3. когда между работником и администрацией заключен договор о полнойматериальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;
  4. когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
  5. когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии, и др.

Какова  административная ответственность  за экологические правонарушения?

Кодекс  РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

  1. предупреждение;
  2. штраф;
  3. возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  6. исправительные работы;
  7. административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. 
 
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 
 
В Законе "Об охране окружающей природной среды" предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

  1. несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
  2. невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
  4. загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  5. порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  6. нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
  7. невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
  8. неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  9. нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  10. несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  11. превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Административным правонарушениям  в области охраны окружающей природной  среды и ответственности за их совершение посвящена специальная  глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.

Какова  уголовная ответственность за нарушения  экологического законодательства?

Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства может быть установлена  только в случаях, прямо предусмотренных  Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие  уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. 
 
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Таковыми являются:

  1. нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
  3. нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  4. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  5. загрязнение вод;
  6. загрязнение морской среды;
  7. нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне Российской Федерации;
  8. порча земли;
  9. нарушение правил охраны и использования недр;
  10. незаконная добыча водных животных и растений;
  11. нарушение правил охраны рыбных запасов;
  12. незаконная охота;
  13. другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 "Экологические преступления".

За совершение указанных общественно  опасных деяний установлены те или  иные виды уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ:

  1. нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 246);
  2. загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ);
  3. те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 250);
  4. те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч, 3 ст. 250 УК РФ).

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"