Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:24, контрольная работа
1. Охарактеризуйте взаимосвязь личности и общества. Опишите социальные качества личности.
2. Опишите предмет и назначение политологии; её функции и методы.
1. Охарактеризуйте взаимосвязь личности и общества. Опишите социальные качества личности.
Личность, индивид, человек - эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек - это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.
Какое же содержание вкладывается в понятие "личность"? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид - личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и т. д. Наиболее часто встречающиеся определения личности, как правило, включают наличие устойчивых качеств и свойств у индивида, который рассматривается как ответственный и сознательный субъект.
Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое "рабочее" определение личности можно сформулировать так: личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения.
Современными авторами предложена структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура - социальные нормы и ценности; деятельность - практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.
Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями среды, так и ее индивидуальностью, особенностями мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальной деятельности, где каждая личность выполняет определенные социальные функции.
Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным (статус дворянина, киевлянина, датчанина и т. д.), другие - приобретаются или достигаются. Они называются достигнутыми (статус руководителя предприятия, статус учителя, статус чемпиона мира по плаванию и т. д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.
В мировой социологической
мысли со времен античности отмечается
сходство человеческой жизни с театром,
поскольку каждому члену
Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
Социальная роль не является жесткой моделью поведения, и люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди своевременно овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина... В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Ведь социальные роли являются формами проявления и развития личности, а их успешная реализация - залогом человеческого счастья.
Социальная роль, выражая взаимосвязь личности и общества, позволяет уяснить их соотношение, проанализировать механизмы воздействия общества на личность и личности на общество.
То, что личность зависит от общества, ясно. Она просто не может существовать без него. Однако обладает ли она какими-то независимыми чертами? И существует ли обратное влияние? Если да, то в какой степени она может менять общественную жизнь?
Существует три разные концепции, представленные классиками социологии - Э. Дюркгеймом, М. Вебером и К. Марксом.
Степень влияния личности на общество определяется не только ограниченным пространством ее социального развития, но и зависит от содержания конкретной личности, ее миропонимания, социальной позиции, социальных качеств.
Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия.
Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.
Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.
Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.
Таким образом, можно сделать вывод, что личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — выработка системы норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.
Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной, прежде всего, на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентаций. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.
Никакая личность развиваться и творить вне общества не может. Ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей.
2. Опишите предмет и назначение политологии; её функции и методы.
Политическую жизнь общества, политический процесс изучают, как известно, многие науки: философия, социология, история, социальная психология, теория государства и права, история философии и другие. Все эти науки без всяких оговорок можно назвать политическими и определить их как науки о политическом процессе. Такое определение не раскрывает специфику не только политологии, но и всех других названных наук. Оно лишь указывает на совпадение их объекта. Объект всех политических наук - политическая жизнь общества, все ее составные компоненты и многообразные проявления. Объект исследования этих наук совпадает, но это не означает, что они имеют общий предмет исследования. Каждая из названных и многих других наук, так или иначе исследующих политическую сферу жизнедеятельности общества, политический процесс, имеет свой предмет изучения — конкретный аспект этой сферы. Свой предмет имеет и политология.
Предметом политологии является не политический процесс в целом, а то в нем, что связано с формированием, утверждением, функционированием и развитием политической власти. Говоря словами французского политолога М. Дюверже, политология - это наука о власти. Ее предметом являются «закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы её функционирования и использования в государственно-организованном обществе». [9, стр. 65 – 66]
Изучая политическую
сферу жизнедеятельности
Политология изучает политический (властный) аспект всех сфер общественной жизни, то есть выявляет закономерности формирования, утверждения, функционирования и развития политической власти, раскрывает пути, принципы, формы ее организации, проявления и организации в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; она рассматривает национальные, межгосударственные, международные и другие отношения, осуществляет прогнозирование политических событий и процессов.
Исследуя закономерности формирования, функционирования и развития политической власти, политология изучает роль субъективного фактора, сознательной деятельности людей, их объединений в утверждении, организации, осуществлении политической власти. Вместе с тем она дает знание о формах политического руководства и непосредственного управления, о путях повышения эффективности функционирования всех политических институтов. Одновременно политология дает научный анализ путей и перспектив развития политической власти.
Немецкий политолог Макс Вебер (1864 — 1920) справедливо писал: "Даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Стало быть, политика - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно безвыходных положений не бывает. Надо искать средства, с помощью которых "невозможное" станет возможным. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. И подлинно научной может быть только тогда, когда вытекает из глубокого анализа действительности, исторической обстановки, реального соотношения политических сил и опирается не на субъективные пожелания, а на истинное понимание законов экономического и духовного развития. Политическое трюкачество без учета экономических и других закономерностей положительных результатов не даст. В политике необходимо выделять приоритеты, основные направления общественного развития, а они не возможны без экономической сферы. Как вечно течение времени, так и политические процессы находятся в непрерывном изменении, сложны и трудно предсказуемы. Наука, изучающая политику, сегодня, как никогда, важна и актуальна. Без нее немыслимы социальное управление, перспективы развития. Она поможет осмыслить пройденные этапы всемирной истории, понять своеобразие трудностей и противоречий, переживаемых современными странами. Выявлять возникающие противоречия и конфликты, искать оптимальные способы политического регулирования, несомненно, поможет политология.
Более глубокому пониманию предмета политологии, уяснению ее роли в жизни общества помогает характеристика функций, которые она выполняет, и анализ ее взаимоотношений с другими гуманитарными науками.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы социологии и политологии"