Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Последние три десятилетия проблематика политической культуры не сходит со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий. Проблематика политической культуры сегодня актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, она является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других политических организаций.

Содержание

Содержание
Введение 3
Понятие "политическая культура" и его содержание 5
Назначение и функции политической культуры 8
Типы политической культуры 11
Тенденции развития российской политической культуры 14
Заключение. 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

     После смены  власти  и изменения  политического курса произошли  существенные изменения в уже существовавши элементах социальной структуры и исчезновения  некоторых вообще. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие, средние предприниматели и фермеры, крупные  предприниматели  (руководители банков,  финансовых компаний,  промышленных негосударственных предприятий), клан организованной преступности.

     Мы  можем видеть на примере нашей  сегодняшней страны, что изменения  вряд ли качественно улучшили состояние  политической культуры. Да, появилась  свобода слова и самовыражения, но также и полное безразличие  к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры  стремятся в политику, попирая  законы и заботясь лишь о собственном  благополучии. Политическая культура сегодня – скорее фарс, чем направляющая ось политической жизни.

     Наибольшим  же значением для политического  развития общества обладает субкультура  лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться  ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности  лидеров и представителей элиты  выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет.

       Типы  политической культуры

 

     Выделяют  три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

  • Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.
  • Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.
  • Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

     Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а  существуют, не вытесняя друг друга.

     Политическая  культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую  они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует  демократической политической системе.

     Специфика же восточных норм и традиций коренится  в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской  и индо-буддийской культур.

     Правда  в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей  западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное  геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан.

 

         Тенденции развития российской политической культуры

 

     Развитие  рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники  и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы  выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным  уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида.

     Ориентация  большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его  заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в  российском обществе фундаментальных  и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы  политической социализации, которая  их воспроизводит и транслирует  широким слоям населения, порождает  известные трудности на пути демократических  преобразований.

     Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального  благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым  и не создает предпосылок для  диалога власти и общества.

     Во-вторых, стихийность и неуправляемость  формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто  предлагают взаимоисключающие образцы  политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

     Без наличия общепринятых ценностей  власть оказывается не в состоянии  создавать и поддерживать у населения  веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим  оказывается неспособным осуществлять интеграцию устремлений различных  социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население  на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря  эффективной социально-экономической  политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем  целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и  характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность  общества к прогрессу и созиданию.

 

     

         Заключение.  

 

     Итак, политическая культура является чрезвычайно многообразным  и крайне сложным феноменом. Она  несводима лишь к политическому  поведению отдельных людей, общества в целом. Политическая культура, как  конкретной социальной общности, так  и общества в целом может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов.  
Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации (ее составной частью и является политическое поведение).      

     Важные  эмоционально-психологические и  ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции политической культуры играет политическая коммуникация.     

     В любом случае культурная политика обязана  исключить возможные перекосы во взаимодействии государства с гражданским  обществом.  
Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию. 
 

         Список используемой литературы

 
     
  1. Даль Р. О демократии. – М., 2000.
  2. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М., 2000
  3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
  4. Мухаев Р.Т. Геополитика: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007.
  5. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю.Мельвиля. – М.: МГИМО, 2008.
  6. Политология: хрестоматия. – М, 2000. 
  7. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»