Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Последние три десятилетия проблематика политической культуры не сходит со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий. Проблематика политической культуры сегодня актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, она является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других политических организаций.

Содержание

Содержание
Введение 3
Понятие "политическая культура" и его содержание 5
Назначение и функции политической культуры 8
Типы политической культуры 11
Тенденции развития российской политической культуры 14
Заключение. 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

ОМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     «Политология»

     ТЕМА  контрольной работы

     «Политическая культура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Выполнила студентка

                                                          гр. ЗИЮ2-111

                                                      Кашникова И.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2012 

Содержание 

Введение 3

Понятие "политическая культура" и его содержание 5

Назначение и функции политической культуры 8

Типы политической культуры 11

Тенденции развития российской политической культуры 14

Заключение. 16

Список используемой литературы 17 
 

 

       Введение

  

 Последние три десятилетия проблематика политической культуры не сходит со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий. Проблематика политической культуры сегодня актуальна  как в теоретическом, так и  в практическом плане, она является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских  дебатов, деятельности других политических организаций.     

     В условиях построения демократического общества резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные политические решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций.      

     Термин "политическая культура" введен в  научный оборот немецким философом-просветителем  XVIII века Иоганном Гердером. Однако сам феномен политической культуры подвергался изучению и анализу уже в работах Аристотеля, Платона и других мыслителей античности.      

     В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой в начале 60-х годов. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности.

 

     

         Понятие "политическая культура" и его содержание

 

     Американские  политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение». В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.      

     Польский  политолог Б. Вятр считает, что политическая культура - это «совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами». Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.     

     В российской политологии утверждается мнение, что политическая культура - это разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.     

     Политическая  культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность».      

     При всех плюсах и минусах этих определений  общее в них все же обнаруживается: это та или иная степень цивилизованности общества и личности, их способность  принять некие правила политического поведения и действия. Политическая культура выступает как подсистема в глобальной системе всей культуры общества, и ее нельзя ограничивать лишь сферой субъективных установок и убеждений, а тем более – только осознанных.     

     Для понимания значения и роли политической культуры важно учитывать специфическую  диалектику культуры, заключающуюся  в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранении достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.      

     Существуют  глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики.     

     Политическая  культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.

     Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются  и принимаются  не всеми группами общества. Там  же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XXI век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

     Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

 

         Назначение и функции  политической культуры

 

     Политическая  культура как специфический круг явлений оказывает собственное  воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни,олицетворяющим различные направления влияния на власть,относятся:

     идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

     адаптация - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

     социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

     интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

     коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

     ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

     предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.

     Структура политической культуры 

     Политическая  культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с  различными социальными и политическими  процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения  субъектов политики, этапы становления  культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

     На  каждом из приведенных ниже уровней  ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

  • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
  • ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

     Дополнительную  сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает  тот фактор, что отношение к  конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей  и ценностей, переосмысление истории  и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример – переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и  российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного  отрицания и потери народного  доверия. Другой пример – отношение  к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего  периода.

     Различия  в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического  поведения в немалой степени  зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов  и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим(религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.

     Структура советского и постсоветского обществ  разнятся, и, соответственно, разнится их политическая культура. До 1985 года в  СССР,  преемником которого после  распада является Россия,  можно  было выделить  следующие  элементы  социальной структуры общества: рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая  интеллигенция, хозяйственные руководители сферы материального  производства, ответственные работники торговли и бытового обслуживания населения, социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного профиля и т.д.), Ответственные  работники  аппарата  политического  управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов, политические руководители общества, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»