Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение консерватизма и неоконсерватизма как политических идеологий и экономических моделей. Мной была предпринята попытка решить следующие задачи: раскрыть особенности становления и развития консерватизма и неоконсерватизма, установить их отличительные черты. Объектом исследования являются политические идеологии.
Введение……………………………………………………………......................2
Глава 1. Консерватизм…………………………………………………………..3
1.1.Понятие консерватизма……………………………………………………..3
1.2.История развития консерватизма………………………………...................3
1.3.Сущность и характеристики консерватизма………………………………4
1.4.Новейшие течения консерватизма…………………………………………5
Глава 2. Неоконсерватизм……………………………………………………..11
2.5.Понятие неоконсерватизма………………………………………………..11
2.6.Доктрина неоконсерватизма………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………
Неоконсерватизм
скопировал те черты консервативной идеологии
и образа мысли, которые сегодня способны
защитить человека на новом технологическом
витке, определить первостепенные задачи
индивидуальной и общественной программ
жизнедеятельности, отобразить облик
политики, способной вывести общество
из кризиса. Более того, на такой идейной
основе неоконсерватизм вобрал в себя
многие гуманистические представления
не только либерализма, но и социализма,
а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной
идеологии придерживаются только некоторые
крупные политические партии в западных
странах (республиканская в США, либерально-консервативная
в Японии, консервативная в Англии), круг
приверженцев этой идейной ориентации
все больше расширяется во всем мире.
2.6.
Доктрина неоконсерватизма
Своих
идейных наставников
Неоконсерватизм не должен был всецело замыкаться на прошлом. Требование возврата к “корням”, доказывал Росситер, характеризует реакционеров, а не консерваторов. Общество, рассуждал он, изменчиво - оно или развивается, или приходит в упадок. Но изменения ради изменений также неприемлемы, они должны осуществляться только тогда, когда им нет альтернативы. Когда же такие изменения вызревают, консерваторы должны, безусловно, одобрить их, добавляя реформы фундаментальным ценностям.
Возрождая идеологические установки отцов-основателей, новые консерваторы постоянно рассуждали об огромном их значении в развитии Америки. На этой почве сформировался устойчивый интерес нового консерватизма к различным эпохам и темам американской истории. Американское колониальное общество (1606-1776 гг.) наделялось чертами образцовой демократии “среднего класса”. Этот изначальный демократизм Америки, согласно консервативной интерпретации, освободил ее от перспективы буржуазных социально-политических революций, которыми переполнена мировая история, и от необходимости платить кровавую цену за расправу с феодализмом. Консервативными мотивами наделялись отцы-основатели США, причем не только Дж.Адамс и А.Гамильтон, но также и Т.Джефферсон и Б.Франклин. Как охранительные определялись в трудах консервативных историков намерения демократических президентов ХIХ века. Единственным мотивом Линкольна в период Гражданской войны объявлялось спасение, упрочение федеральных конституционных основ и союза штатов. В консервативные движения и явления были зачислены даже популизм конца ХIХ века, прогрессизм начала ХХ века и, наконец, “новый курс” Рузвельта. Все они преследовали цель при помощи реформ добиться консервативной консолидации американской нации на основе восстановления духа “первооснов”. Конечно, подобные интерпретации имели ярко выраженный идеологизированный характер, ведь “новый курс” Рузвельта, например способствовал радикальному преобразованию классического капитализма, но новые консерваторы включили рузвельтовские реформы в собственную схему американской истории, поскольку были убеждены, что они стали той исторической реалией, альтернативы которой не существовало, а потому, должны были быть интегрированы в фундаментальные ценности.
Все
варианты современного консерватизма
как на национальном, так и на
международном уровнях
Следует
отметить, что позиции отдельных
группировок неоконсерваторов в
ряде стран по комплексу вопросов,
связанных с социально-
Так,
большинство консервативных политических
сил, учитывая изменения, происшедшие
за последние десятилетия в
Но
вместе с тем большинство
Как
правило, в качестве одного из важнейших
элементов консерватизма
Идеологичность
консерватизма обнаружилась во второй
половине 70-х и 80-х гг., когда была
поставлена задача его идеологического
перевооружения. И. Кристолл считал, что
неидеологическая политика - это безоружная
политика. Характеризуя положение дел
с этой точки зрения в Великобритании,
английский публицист Д.Уотсон писал:
“Впервые со времен Дизраэли британский
консерватизм охвачен идеологической
лихорадкой”. Идеологизация или реидеологизация
данного варианта консерватизма выражается
в защите его представителями принципов
свободнорыночных отношений, индивидуализма,
свободной конкуренции, критике государственного
вмешательства, государства благосостояния,
социальных реформ и т.д.
Заключение
Неоконсерватизм в тех или иных пропорциях вобрал в себя отдельные элементы остальных вариантов консерватизма и сводится к следующему: вера в природный закон, не зависящий от воли людей, убеждение в том, что современное общество представляет собой своего рода “духовную монополию”, такую как церковь. Порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень длительного периода человеческой истории. Поэтому для сохранения равновесия в обществе первостепенное значение имеет сохранение “беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии”. Смена ориентиров в обществе не должна производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их своим естественным путем. Консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое - будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества необходимо руководствоваться мудростью, доставшейся от прошлых поколений, чем взвешивать каждый вопрос на основе личных мнений и личного разума. “Индивид глуп, а род мудр”. Важна вера в разнообразие, сложность и неуниверсальность установившихся социальных институтов и форм жизни. Для “здорового” разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства. Истинное равенство - только перед богом. Жизнеспособность общества достигается наилучшим образом, когда оно направляется мудрым и способным руководством, и если разрушить естественные и институциональные различия, то вакуум заполняется тираном. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.
Основываясь на все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что неоконсерватизм, прошедший долгий путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями. Разносторонни и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения задач, стоящих перед капиталистическим обществом. С одной стороны, они выступают за восстановление принципов свободной конкуренции и свободнорыночных отношений. С другой стороны, всячески отмечают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их акцентом на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, которые, как выше говорилось, подрываются в процессе реализации принципов свободнорыночной экономики. Вместе с тем традиционалистское и патерналистское течение консерватизма выступает в защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала. Здесь, пожалуй, в наиболее отчетливой форме высвечивается противоречивость позиций консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством. Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликатны и их невозможно объяснить с помощью простых и однозначных формул, доводов и аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последствиями.
Список
использованной литературы.