Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение консерватизма и неоконсерватизма как политических идеологий и экономических моделей. Мной была предпринята попытка решить следующие задачи: раскрыть особенности становления и развития консерватизма и неоконсерватизма, установить их отличительные черты. Объектом исследования являются политические идеологии.
Введение……………………………………………………………......................2
Глава 1. Консерватизм…………………………………………………………..3
1.1.Понятие консерватизма……………………………………………………..3
1.2.История развития консерватизма………………………………...................3
1.3.Сущность и характеристики консерватизма………………………………4
1.4.Новейшие течения консерватизма…………………………………………5
Глава 2. Неоконсерватизм……………………………………………………..11
2.5.Понятие неоконсерватизма………………………………………………..11
2.6.Доктрина неоконсерватизма………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………
Федеральное
агентство по образованию
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Гуманитарный факультет
Кафедра
социально-политических технологий
Курсовая работа
КОНСЕРВАТИЗМ
И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
Выполнил:
группа
Научный руководитель:
доцент,
Евсеева Л. И..
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Консерватизм………………………………………………
1.1.Понятие консерватизма……………………………………………
1.2.История развития
консерватизма……………………………….....
1.3.Сущность и характеристики консерватизма………………………………4
1.4.Новейшие течения консерватизма…………………………………………5
Глава 2. Неоконсерватизм………………………………………
2.5.Понятие неоконсерватизма……………………………………
2.6.Доктрина неоконсерватизма……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение.
Целью
данной работы является изучение консерватизма
и неоконсерватизма как политических
идеологий и экономических моделей.
Мной была предпринята попытка решить
следующие задачи: раскрыть особенности
становления и развития консерватизма
и неоконсерватизма, установить их отличительные
черты. Объектом исследования являются
политические идеологии. Предмет исследования
– их особенности, связь между собой, этапы
развития. В данной работе были использованы
такие методы научного исследования, как
анализ, классификация, аналогия и некоторые
другие. Актуальность данной работы
состоит в том, что в современном мире
все чаще ставится вопрос о том, какое
политическое и экономическое направление
наиболее эффективно, актуально и действенно
в настоящее время. Материал, изложенный
ниже, может помочь приблизиться к решению
этих вопросов, так как в нем описаны характеристики
одного из основных идеологических направлений,
а также показаны результаты его развития
и, как следствие, появление нового направления.
Глава 1. Консерватизм
Консерватизм — это система понятий в
отношении окружающего мира, тип сознания
и политических установок, который так
же, как либерализм, социал-демократизм,
марксизм, не всегда сопоставим с конкретными
политическими партиями. Консерватизм
содержит в себе различные, порой исключающие
себя идеи, концепции, доктрины, традиции.
Характерно, что среди приверженцев консервативной
традиции перечислены такие разные по
своим философским и политическим позициям
мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон,
Макиавелли, Болингброк, Берк, де Местр,
де Бональд, де Токвиль, Ницше, Гамильтон,
Адмас, фон Хайек и др. Обращает на себя
внимание историческая разнообразность
консерватизма.
Консерватизм как политическая идеология
являет собой не только систему идейно-политических
предпочтений, но и весьма определенные
ориентиры, и принципы политического участия,
отношения к государству, социальному
порядку и т.д.
Становление
консерватизма принято
В послевоенный период, консерватизм вынужден
был обратить внимание на более тонкие
и сложные аспекты образа жизни, возникли
новые варианты этой идеологии. Так, попытки
создать “третий” путь общественного
развития, наряду с течениями, родили новые
разнообразные национальные формы консерватизма.
Значительно демократичней относясь и
к государственному регулированию производства,
и к участию населения в управлении, эти
идейные течения решительно ставили вопрос
об укреплении законности, государственной
дисциплины и порядка, не признавали реформ.
Консерваторы, в стремлении в собственных
позиций пересмотреть идею демократии,
предлагали даже дополнить выборы народных
представителей выдвижением в органы
управления наиболее “достойных” граждан.
Впервые
основные свойства консерватизма были
оглашены в работах З.Верка, Ж. де Местра,
Л. де Вональда и их единомышленников и
последователей. Как правило, началом
современного консерватизма считается
выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э.Верка
о революции во Франции”. Огромный вклад
в развитие консервативной традиции внесли
русские философы, социологи и политические
мыслители: К.Леонтьев, Н.Данилевский,
В.С.Соловьев, И.Ильин во второй половине
ХIХ — начале ХХ в., а после прихода к власти
большевиков — ряд представителей русского
зарубежья. Сам термин “консерватизм”
вошел в обиход после основания Шатобрианом
в 1815г. журнала “Консерватор”.
Основатели консерватизма противопоставили
выдвинутым европейским Просвещением
и Великой французской революцией идеям
индивидуализма, прогресса, рационализма
взгляд на общество как на органическую
и целостную систему. В этой связи следует
отметить, что, хотя экономика конца ХУIII
— начала ХIХ в. характеризовалась бурным
развитием, общественно-политическая
мысль этого времени характеризуется
реставрацией, проявившейся в появлении
так называемых теократических политических
учений, возрождении теорий божественного
происхождения государственной власти
вообще и королевской власти в частности.
К тому периоду относится также формирование
историзма”, миросозерцания”. Наряду
с верой в силу человеческого разума снова
получает популярность мысль о неразрывной
связи человека с прошлым, с вековыми традициями
и обычаями, происходит историзация человеческого
мышления. К этому же периоду относится
дальнейшая интенсивная разработка органической
теории государства, в которой последнее
отождествлялось с существом, имеющим
самостоятельное от отдельных личностей
существование и стоящим над ними, обладающим
внутренней жизненной силой и способностью
к самосохранению.
Следует отметить, что начавшиеся формироваться
в первой половине ХiХ в. позитивизм О.Конта
и социализм А.К. Сен-Симона являлись ответом
на идеи социального атомизма и результаты
Великой французской революции, стремлением
к их духовному преодолению. В поисках
подходящих начал в организации общества
они были весьма близки основателям континентальной
консервативной традиции. Объясняя власть
и общество волей божьей, власть рассматривалась
как живое существо, призванное сохранить
общество. Как и живое существо, общество
имеет свое детство, юность, зрелость.
Де
Бональд хотел создать философию социального
человека, считал, что в обществе нет прав,
а есть только обязанности. Он рассматривал
государство как большую семью, которой
телом, и душой принадлежат все ее составляющие.
При этом, он обосновывал идею вмешательства
государства в материальную и моральную
стороны жизни своих элементов. Реализация
идей Просвещёния и Великой французской
революции, утверждали духовные отцы консерватизма,
приведет к утрате унаследованных от предков
традиций и бессмысленному разрушению
моральных и материальных ценностей общества:
У консервативных мыслителей так или иначе
распространена идея некоего жизненного
начала всего реального мира. У некоторых
русских мыслителей консервативной ориентации,
в качестве такого жизненного начала выступала
София — душа мира, Премудрость Божия.
Предполагалось, что человек в силу ограниченности
разума не имеет возможности бездумно
браться за переустройство мира, поскольку
он рискует пройти мимо заключенной в
этом мире духовности или жизненного начала.
Отправным пунктом философии консерватизма
является убеждение в греховной сущности
человека, для нее зло и страдания неотделимы
от самого человеческого существования,
и мудрость правителей состоит в том, чтобы
свести к минимуму их последствия. На этом
основании классический консерватизм
отвергал абстрактные идея индивидуальной
свободы, прав человека и общественного
Договора, а также утилитаризм и веру в
прогресс.
Над человеком давлеет проклятие первородного
греха. В силу злой и греховной сущности
своей природы он не ведает, что для него
лучше и что хуже. Человек не только не
способен переустроить общество, но и
не должен стремиться к этому, поскольку
такое стремление явилось бы насилием
над естественными законами развития
общества. Политические принципы следует
приспосабливать к обычаям, национальным
традициям, установившимся формам общественно-политических
институтов. Свобода, о которой говорят
идеологи Просвещения и Французской революции,
говорил Берк, не имеет ничего общего с
истинной свободой, дарованной английскому
народу обычаем и традицией. Цель общества
не в придумывании мнимых свобод, которые
могут обернуться всеобщей анархией, а
в сохранении я защите существующих свобод,
основанных на традиции.
Характеризуя общество как систему институтов,
норм, моральных убеждений, традиций, обычаев,
сам по себе факт их взаимосвязанности
и единства они рассматривали как чудо
истории, поскольку этот факт невозможно
объяснить с рациональных позиций. Существующим
институтам, по их мнению, следует отдать
предпочтение перед любой теоретической
схемой, какой бы совершенной она ни показалась
с рациональной точки зрения. Поскольку
все формы моральной и политической приверженности
на ассоциациях и поскольку ассоциации
нельзя искусственно создать за короткое
время, то разрушение унаследованных институтов
крайне безответственно.
В конструкциях
основателей консерватизма естественным
и законным считалось лишь общество, основанное
на иерархической структуре, отдельные
части которой обеспечивают жизнеспособность
и целостность общественного организма,
подобно тому, как отдельные органы человеческого
тела обеспечивают жизнеспособность и
целостность всего его организма.
Если либерализм в социализм возникли
как классовые идейно-политические течения
соответственно буржуазии и рабочего
класса, то в этом смысле значительно сложнее
обстоит дело с консерватизмом. В целом
консерватизм отражает идеи, идеалы, установки,
ориентации, ценностные нормы тех классов,
фракций и социальных групп, положению
которых угрожают объективные тенденции
общественно-исторического и социально-экономического
развития, тех привилегированных социальных
группировок, которые испытывают возрастающие
трудности и давление со стороны не только
демократических сил, но и наиболее динамичных
фракций имущих слоев населения.
Как
писал один из видных представителей современного
консерватизма М.Оукшот, быть консерватором
значит “предпочесть проверенное непроверенному,
факт тайне, реальное возможному, близкое
далекому, достаточное сверхдостаточному,
удобное совершенному...”. В этом контексте
консерватизм можно рассматривать как
искусство политического компромисса,
обеспечения равновесия и умеренности.
Очевидно, что консерватизм представляет
собой нечто большее, чем просто защиту
интересов тех или иных слоев населения.
“Консервативное” включает в себя утвердившийся
и общепринятый в обществе набор ценностей,
детерминирующих поведение и образ мыслей
значительных категорий людей, а также
формы приспособления к традиционным
социальным нормам и институтам. Важное
место в нем занимают глубинные традиционалистские
и ностальгические тенденции, характерные
для психологии массовых слоев населения.
Нередко консервативные ценности и нормы
поддерживают и отдельные группы населения,
интересам которых они объективно противоречат.
Поэтому консерватизм мог я может апеллировать
не только к имущим, но и к отдельным группировкам
из других слоев населения, например к
фермерам, лавочникам, ремесленникам,
жителям сельской местности, которые испытывают
страх перед будущим, неопределенность
и зачастую изменение социального статуса.
Большое значение имеет и то, что консерватизм
выдвигается в контексте религиозной
социальной философии, как правило претендующей
на внеклассовость.
Гносеологической
предпосылкой консерватизма является
то, что общественно-политический процесс
имеет двойственную природу. Это, с одной
стороны, эволюция, развитие и отрицание
старого, разрыв с прошлым и творение нового,
а с другой — сформировавшееся положение,
вбирающее в себя из прошлого все жизнеспособное,
непреходящее, общечеловеческое. Любая
общественно-политическая система может
трансформироваться в одних своих аспектах,
сохраняя преемственность в других аспектах.
Связь не может прерваться хотя бы потому,
что разного рода декретами и постановлениями
просто невозможно добиться ликвидации
материальных условий бытия и духовной
культуры. Ибо, как справедливо подчеркивал
Н.Бердяев, в судьбе, воле каждой нации
говорят не только живые, но и умершие,
говорит великое прошлое и загадочное
будущее. В нацию входят не только человеческие
поколения, но также камни церквей, дворцов
и усадеб, могильные плиты, старые рукописи
и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно
услышать эти камни, прочесть истлевшие
страницы... И то поколение, которое порвет
с национальным прошлым, никогда не выразит
духа нации и воли нации. Ибо в духе нации
и воле нации есть сила воскрешающая, а
не смертоносная.
Форсирование процесса разрушения старого
мира во имя построения на его развалинах
нового мира, как показал исторический
опыт, в лучшем случае занятие бесполезное,
а в худшем — чревато трагическими последствиями.
даже глубокие социальные революции, как,
например, Великая французская революция
и Великая Октябрьская социалистическая
революция в России, не имели своим следствием
историческую амнезию двух народов и “освобождение”
от прошлого. После них Франция и Россия
не потеряли свою идентичность, свое национальное
лицо в том смысле, что в обеих революциях,
служивших в качестве поворотных пунктов
на пути к новым формациям, были сохранены
многие национальные традиции, обычаи,
верования, стереотипы поведения и другие
элементы, составляющие субстрат национального
сознания. Как писал английский этнограф
и антрополог Э.Геллнер, “человек ХIХ
и ХХ столетий не просто индустриализовывался,
он индустриализовывался как немец, русский
или японец... Современная индустриальная
высокая культура не бесцветна, она имеет
“этническую” окраску, которая является
ее сутью”. Иначе говоря, лишь при наличии
взаимодействия и тесного переплетения
двух начал: развития и творения нового,
с одной стороны, и сохранения преемственности
с прошлым — с другой, можно говорить об
истории и общественно-историческом процессе.
Поэтому вслед за О.Шпенглером можно сказать,
что история представляет собой одновременно
становление и ставшее.
Из этих двух начал консерваторы отдают
предпочтение второму. Принимая существующее
положение вещей, консерватизм делает
акцент на необходимости сохранения традиционных
правил, норм, иерархии власти, социальных
а политических структур и институтов.
В духе гегелевской формулы “все действительное
разумно, все разумное действительно”
консерватор рассматривает существующий
мир как наилучший из всех возможных миров.
Конечно, любая страна, любая нация нуждается
в категории людей, партий и организаций,
а также в обосновывающей их интересы
идеологии, призванных сохранять, защищать
и передавать будущим поколениям то, что
достигнуто к каждому конкретному историческому
периоду, ибо народ без памяти о прошлом
— это народ без будущего. Приведем мудрую
восточную поговорку: того, кто стреляет
в прошлое из пистолета, будущее выстрелит
из пушки”. Нельзя не сказать и то, что
любому обществу в целом есть что отстаивать,
сохранять и передавать будущим поколениям.
Вместе с тем истинный консерватизм, призванный
защищать статус-кво, обосновывать необходимость
его сохранения, должен учитывать изменяющиеся
реальности и приспосабливаться к ним-
Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным
изменениям, консерватизм не может отвергать
все без исключения изменения. Показательно,
что начиная со второй половины ХIХ в. и
особенно в ХХ в. (в ряде случаев после
второй мировой войны), приспосабливаясь
к социально-экономическим и общественно-политическим
изменениям, консерваторы приняла многие
важнейшие идеи и принципы, которые они
раньше отвергали, например, свободные
рыночные отношения, систему представительства
и выборности органов власти, парламентарием,
политический и идеологический плюрализм
и т.д. При всей своей приверженности религиозной
вере большинство консерваторов после
второй мировой войны приняли рационализм.
Приняли они также отдельные кейнсианские
идеи государственного регулирования
экономики, социальных реформ, государства
благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм
претерпел глубокую трансформацию в 70-х
— 80-х годах.
Глава
2. Неоконсерватизм
2.5. Понятие неоконсерватизма
Неоконсерватизм (англ. neocons
Обращение
к неоконсервативной модели позволило
понизить уровень инфляции , повысить
рыночные стимулы и в конечном счете увеличить
эффективность экономики. На передний
план выдвинулись задачи повышения конкурентоспособности
национальной экономики, достижение долговременных
стратегических целей, связанных с развитиемновых
технологий, глобализацией мировой экономики.