Консерватизм: его место и роль в жизни беларусского общества и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:54, контрольная работа

Описание работы

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.

Работа содержит 1 файл

ОИБГ.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

       Важно отметить, что консерватизм выступает  как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного  строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они  под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии  является традиционализм – установка  на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции  с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического  действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы  – важные установки консервативного  мышления.

       Вопреки общепринятым мнениям, вряд ли можно  признать, что Беларусь в начале 90−х годов ХХ века прошла через полноценное  национальное строительство. Либеральные  преобразования в Беларуси были замедлены  и модифицированы значительными 'национальными  особенностями'. Традиционный консерватизм белорусов оказал огромное влияние  на этот процесс: он обеспечил относительно низкие темпы либеральных преобразований. Кроме того, их тормозила и внутренняя борьба между функционерами государственного аппарата: подавляющее большинство  правящей элиты Беларуси было сформировано как советская управленческая элита - директорат крупных предприятий. Это  обусловило субъективное неприятие  проекта шоковой деиндустриализации со стороны этой социальной группы. Однако такое субъективное неприятие базировалось на существенных объективных предпосылках. Так, если в других странах тотальная приватизация и демонтаж промышленности осуществлялся с относительно незначительными негативными социальными последствиями, то в Беларуси, бывшей сборочным цехом СССР подобные меры оставили бы без средств к существованию более половины трудоспособного населения страны, что имело бы самые неблагоприятные последствия не только для социально-политической стабильности, но и для государственности в целом. Поэтому 'консерватизм' белорусов имел и имеет в настоящее время вполне рациональное объяснение.

       Тем не менее, общая направленность проводившихся  в 90−х гг.20 в. реформ была, безусловно, либеральной. Реализовывались традиционный для 'шоковой терапии' меры: широкомасштабная приватизация, либерализация регулирования деятельности субъектов хозяйствования, перестройка политической жизни по образцам классической парламентской демократии. Реализация этих мер, наталкиваясь на социо-культурную инерцию и приверженность советским смыслам и стереотипам большинства населения, требовала также организации мощной работы по смене доминирующей идеологической матрицы.

       Основным  направлением в этой работе стало  стимулирование развития националистических настроений, прежде всего, через политику в сфере культуры и образования. Эти преобразования, тем не менее, не носили такого радикального характера, который им пытается приписать современная  белорусская официальная пропаганда. Так, принятый в 1990 году закон 'О языках' объявлял белорусский язык единственным государственным, однако также учитывал интересы языковых меньшинств страны. Кроме того, введение этого закона в силу было растянуто во времени.

       Тем не менее, в условиях начала 90−х годов  для Беларуси, еще несколько лет  назад считавшейся 'самой союзной  из всех союзных республик', даже такие  меры были радикальными (помимо того, что  чисто технически к принятию таких  мер страна была не готова). Белорусы, имевшие богатейший опыт межнационального общения и органически принявшие советский интернационализм, десятки лет обучавшиеся на русском языке и на нем же общавшиеся, не смогли принять такого резкого поворота. Одним из результатов развития этих тенденция стала довольно жесткая реакция по национальному вопросу после победы на референдуме 1996 года просоветской части общества во главе с Президентом А.Г. Лукашенко. Многие белорусскоязычные школы переводились обратно на русский язык, некоторые закрывались и т.д.

       Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в  рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей  и целей необходимо подходить  осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они  не придуманы, а выстраданы нашим  народом, результат естественного  приспособления общества к окружающему  природному и социальному мирам.

       Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ  похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ.

       Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет  несомненные положительные черты  и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного  начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и  мерах по ее совершенствованию», отдельные  элементы идеологии консерватизма  «от природы присущи белорусам  в таких традиционных для них  чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма». 

    Список  литературы 

    1. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских  и местных государственных органов 27 марта 2003г.//О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара республиканских и местных  государственных органов. -Мн., 2003.
    2. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.
    3. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. – Мн., 2006.
    4. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.
    5. Сайт Wikipedia.ru
    6. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию.  – М.: Аспект Пресс, 2006.
    7. Гарбузов В.Н. Консерватизм: Понятие и типология. -ПОЛИС, 1995,№4.

Информация о работе Консерватизм: его место и роль в жизни беларусского общества и государства