ВВЕДЕНИЕ
Консерватизм
есть идеология, нацеленная на сознательное
удержание идентичности, сохранение
живой непрерывности эволюционного
развития.
Основные
черты русского консерватизма обусловливаются
фундаментальными характеристиками религиозного
сознания русского народа. Поэтому
русский консерватизм не может не
отличаться радикальным образом
от консерватизма англосаксонского
с его приверженностью индивидуализму
и установкой на защиту частной собственности
от посягательств на нее со стороны
государства. Столь же велико его
отличие и от современной европейской
версии консерватизма, так называемой
идеологии "новых правых", с
ее отчетливым тяготением к дохристианской
языческой традиции.
Основой
русского консервативного сознания
является неразрывная связь русского
народа с "русской землей". Но,
между тем, русские, находящиеся
за пределами России, но продолжающие
считать себя русскими, также принадлежат
Русской цивилизации, сохраняя свою
связь с "русской землей" и
русским народом. Служение Русской
цивилизации, духовное соучастие в
ее судьбе обеспечивает интеграцию в
нее даже тех людей, кто по своему
происхождению не принадлежит к
русским как этносу.
Долгие
годы понятию консерватизма придавалась
заведомо негативная, чуть ли не ругательная
окраска. Это слово являлось синонимом
таких определений, как: "реакционер",
"ретроград", "мракобес" и
т.п. Считалось, что "консервативного
творчества", как такового быть не
может, поскольку основной идеей
консерватизма является "приверженность
к старому, отжившему и вражда
ко всему новому, передовому". Долгие
годы в отечественной историографии
бытовал стереотип, согласно которому
консерваторы изображались убежденными
противниками прогресса, стремившимися
повернуть "колесо истории" вспять.
Подобная точка зрения грешит заведомой
односторонностью, поскольку русские
консерваторы были не только "охранителями"
в прямом смысле этого слова, но так же
пытались найти компромисс с происходившими
в стране переменами. Попытки современного
рассмотрения генезиса русской консервативной
мысли в рамках противопоставления "традиция
- модернизация" или "прогресс - регресс"
весьма условны, поскольку ни традиция,
ни модернизация не являются неким абсолютом.
И реформы и контрреформы проводятся реальными
людьми, преследующими реальные интересы.
К тому же реформы вовсе не должны однозначно
нести благо для большинства народа, точно
так же как контрреформы не должны обязательно
иметь деструктивный характер. В конечном
счете, власть должна работать во имя страны,
и живущего в ней народа. Мы сами могли
убедиться, что словом "реформы" можно
при желании прикрывать любые разрушительные
для государства действия.
КОНСЕРВАТИЗМ:
ЕГО МЕСТО И
РОЛЬ В ЖИЗНИ БЕЛАРУССКОГО
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1
Идеология консерватизма:
истоки, сущность, эволюция
Консерватизм
(от лат. conservate, фр. conservatisme, - сохранять, охранять)
- идейное течение, настаивающее на постепенности
изменения общества с учетом устоявшихся,
оправдавших себя во времени органических
коллективных ценностей и традиций. К.
является не теорией (даже в ослабленном
смысле этого слова), а особым стилем, или
способом, размышления о социальных проблемах,
в рамках которого существуют разные,
нередко остро полемизирующие друг с другом
конкретные социальные теории.
Термин
«консерватизм» в его современном
значении впервые был введен французским
роялистом и классиком европейской литературы
Франсуа Рене де Шатобрианом. Консерватизм
зародился в Англии как непосредственная
реакция на Французскую революцию 1789.
Основоположником его был Э. Бёрк, существенный
вклад в развитие консерватизма внесли
в 19 в. С. Колридж, А. Токвиль, А. Мюллер,
Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Бональд и др.
Слово вошло в широкий обиход в Германии
в 1830-е гг., в Англии оно было принято только
в 1930-е гг. Консерватизм всегда противостоял,
с одной стороны, либерализму, с которым
он разделял, однако, многие важные общие
ценности, а с другой — социализму. В конце
19 в. социализм решительно потеснил не
только либерализм, но и консерватизм.
В 1930-е гг., когда стала ясной гибельность
радикального социализма, на первый план
вышел либерализм, настаивавший на государственном
регулировании экономики и передаче государству
ряда социальных функций. Сторонники консерватизма
продолжали выступать за свободу рыночных
отношений. В 1970-е гг. появился и приобрел
влияние термин «неоконсерватизм», признающий
в принципе необходимость государственного
вмешательства в экономику, но отводящий
главную роль рыночным механизмам регулирования.
1980-е гг. стали периодом побед политических
партий консервативной ориентации во
многих развитых капиталистических странах.
По мнению основоположников, консерватизм
– это система идей, которая служит сохранению
существующего порядка, каким бы этот
порядок ни был. Консерватизм возникает
там и тогда, где и когда социальные институты
сталкиваются с угрозой коренных преобразований.
Поэтому каждый раз консерватизм приобретает
идейное оформление противоположное той
доктрине, от которой исходит угроза перемен.
Собственного же содержания он не имеет.
Для настоящего консерватора важна даже
не истинность или справедливость его
мнения, а ее институциональность, т.е.
способность охранять данную социальную
систему, обеспечивать удержание государственной
власти. Тем не менее, практический опыт
и риторика консерваторов позволяют обозначить
общие положения, свойственные данному
идейному направлению.
В
широкий политический оборот термин «консерватизм»
был введен уже в середине 30-х годов XIX
века. Как идейное движение консерватизм
зародился на исходе XIX в. в условиях кризиса
классической либеральной идеологии,
вызванного расширением государственной
деятельности по регулированию экономики
в индустриально развитых странах.
В
консерватизме главной ценностью
принимается сохранение традиций общества,
его институтов, верований и даже
«предрассудков», хотя при этом не отвергается
развитие общества, если оно является
постепенным, эволюционным. Консерватизм
допускает неравенство, как свойство
общества. Одна из главных черт консерватизма
— неприятие революционных изменений.
Консерватизм
— совокупность разнородных идейно-политических
и культурных течений, опирающихся
на идею традиции и преемственности
в социальной и культурной жизни.
В ходе истории консерватизм приобретал
различные формы, но в целом для
него характерны приверженность к существующим
и устоявшимся социальным системам и нормам,
неприятие революций и радикальных реформ,
отстаивание эволюционного, самобытного
развития общества и государства. В условиях
социальных перемен консерватизм проявляется
в осторожном отношении к слому старых
порядков, восстановления утраченных
позиций, в признании ценности идеалов
прошлого. Консерватизм является одной
из четырех так называемых базовых идеологий
(то есть имеющих за собой традицию и продолжающих
«работать» сегодня) демократизм, либерализм,
социализм и консерватизм. Лозунгом консерватизма
служит традиционное единство.
Основные
положения консерватизма:
1.
Возможности человеческого разума
и познания общества ограничены,
ибо человек по своей природе
– существо несовершенное, низменное
и во многом порочное. В силу
несовершенства человеческой природы
все проекты радикального переустройства
общества обречены на неудачу,
поскольку нарушают веками установленный
порядок.
2.
Нравственный абсолютизм, признание
существования незыблемых нравственных
идеалов и ценностей.
3.
Традиционализм. Традиционные начала
– это, по мнению теоретиков
консерватизма, фундамент любого
здорового общества.
4.
Отрицание возможности социального
равенства. При этом консерватизм
позитивно относится к идее
равенства людей перед Богом.
Равенство существует в области
морали и добродетели, возможно
даже политическое равенство.
5.
Консерваторы – приверженцы строгой
иерархии общества, в котором
каждый человек занимает строго
отведённое ему место, соответствующее
его статусу.
6.
Вначале консерваторы высказывали
недоверие к демократии, особенно
популистского толка, консерваторы
стали сторонниками элитарной
демократии, когда демократический
механизм даёт возможность формировать
профессиональную политическую элиту
и выдвигает к власти достойных (принцип
меритократии – власть должна находиться
в руках достойных людей, выходцев из различных
социальных групп). Достойное - достойным,
– таков принцип консерваторов применительно
к социальному статусу личности. Участие
масс в политике должно быть ограничено
и находиться под контролем.
7.
В экономической сфере консерваторы
так же, как и либералы, делают
ставку на развитие бизнеса,
частного предпринимательства. Они
выступают против жёсткого контроля
со стороны государства за
функционированием экономики. Экономика
должна иметь максимум свободы.
Свобода многими консерваторами
трактуется как право каждого
человека на собственность и
неограниченную конкурентную борьбу
в обществе. Частная собственность
священна и неприкосновенна. Она
– гарантия личной свободы,
процветания и социального порядка.
Поэтому никто не имеет права
посягать на частную собственность,
отчуждать её под каким бы
то ни было предлогом в свою
пользу.
8.
В политической сфере консерваторы
выступают за сильную и эффективную
государственную власть. В то
же время она должна быть
ограничена коституционными и моральными
нормами. Государство призвано стоять
на страже частной собственности, прав
и свобод человека.
9.
В социальной сфере консерваторы
выступают за создание в обществе
системы социального самообеспечения.
2
Консерватизм в
контексте идеологии
белорусского государства
В
начале ХХІ века идеология и идеологическая
деятельность все определеннее превращаются
из частного и личного в публичное и общественно
значимое дело. Идеология не только стала
известной по прошлому историческому
опыту формой самопознания классов и больших
социальных групп людей, но и формой справедливости
и ориентации государств и отдельных индивидов.
Консерватизм как политическая идеология
являет собой не только систему охранительного
сознания, предпочитающую прежнюю систему
правления (независимо от ее целей и содержания)
новой, но и весьма определенные ориентиры,
и принципы политического участия, отношения
к государству, социальному порядку и
т. д.
Современное
понимание идеологии
-
идеологией называют совокупность
идей, выражающую интересы носителя,
-
совокупность политических убеждений
и установок (либерализма, консерватизма,
социализма, национализма, анархизма
и т.д.),
-
совокупность идей, отражающих экономическую
структуру общества (богатых и
бедных, производителей и потребителей
и т.п.),
-
систему идей, обслуживающую и
оправдывающую определенные виды
общественной практики и отличающуюся
от теоретического осмысления
действительности.
Консерватизм
представляет совокупность социально-философских
идей, а также экономических, политических,
иных ценностей и идеалов, которые,
раскрывая природу общества, государства
и места в них отдельного индивида,
ориентированы на сохранение устоявшихся
традиций, осторожное отношение к
радикальным переменам. Консерватизм
как идеология не всегда тождествен
программам политических партий, называющих
себя консерваторами.
Консервативная
идеология противостоит идеалам
либерализма и революционного радикализма
в преобразовании общественных устоев.
Основной смысл идеологии консерватизма
состоит в оправдании традиций и
социальных институтов (патриархальной
семьи, церкви, аристократии и т.п.),
которые считаются проявлением
«естественного закона», вырастают
естественным историческим путем из
естественной природы человека и
общества.
Консерваторы
считают, что человеческой природе
изначально присуще несовершенство,
что радикальное переустройство
общества обречено на неудачу, поскольку
при этом нарушается веками установленный
естественный порядок, соответствующий
природе человека, которому совершенно
чуждо понятие свободы. Основными идеологами
консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин,
К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.
Основными
принципами и положениями идеологии
консерватизма являются:
- принцип заведенного
порядка вещей как «право давности». Согласно
данному принципу, общество – продукт
естественного исторического развития.
- основой гражданского
общества является религия
- основой поведения
человека являются опыт, привычки, предрассудки,
а не абстрактные теории.
- общество
есть форма защиты человека от самого
себя и потому оно должно цениться выше
индивидуума, а права человека являются
следствием его обязанностей.
- принцип антиэгалитаризма,
согласно которому люди от природы не
равны и потому в обществе неизбежны различия,
иерархия и право более достойных властвовать
над другими. В идеологии консерватизма
признается равенство людей только в сфере
морали и нравственности.
- принцип стабильности
и неизменности общественного строя, согласно
которому наличный общественный строй
необходимо оберегать.
- принцип нравственного
абсолютизма, согласно которому существуют
вечные и незыблемые нравственные идеалы
и ценности, поскольку человеческая природа
неизменна.
- принцип «меритократии»,
где власть должна принадлежать «естественной
аристократии», т.е. наиболее достойным
людям, выходцам из различных социальных
групп.
- принцип регионализма,
согласно которому необходимо ориентироваться
на местные, религиозные, национальные
ценности и традиции. Актуальны и важны
идеи местного самоуправления.