Консалтинг как средство обеспечения эффективной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:04, реферат

Описание работы

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы.

Цель исследования – рассмотреть консалтинг как средство обеспечения эффективной политики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понятие «политический консалтинг» и его функции;
2.выявить и проанализировать субъекты и типологию политического консалтинга;
3.перечислить и дать характеристику видам политического консультирования;
4.На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура работы: введение; одна глава, включающая в себя три пункта; заключение; список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Определение политического консалтинга.docx

— 39.97 Кб (Скачать)

Введение

     «Консалтинг как средство обеспечения эффективной  политики» - одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.

     «Демократические  свободные выборы в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации  являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство  гарантирует свободное волеизъявление на выборах путем защиты демократических  принципов и норм избирательного права» - такова преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

     В России и странах Ближнего Зарубежья  уже прошло несколько поколений  выборных кампаний. При всем этом, их уровень оставался в основной массе недостаточно высоким. С одной  стороны, это объясняется малым  опытом проведения демократических  выборов, практическим отсутствием  квалифицированных специалистов и  специальной литературы, а с другой стороны - известной гранью нашего менталитета, согласно которой любой уважающий себя гражданин: «хорошо разбирается в строительстве, медицине, политике и пр...», а любой хотя бы немного приобщенный к политике, еще и соответственно в проведении выборных кампаний. Организация предвыборных компаний требует участия в них профессионалов – специалистов в области политического консалтинга.

     Актуальность  моего исследования определила цель и задачи работы.

     Цель  исследования – рассмотреть консалтинг как средство обеспечения эффективной политики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понятие «политический консалтинг» и его функции;
  2. выявить и проанализировать субъекты и типологию политического консалтинга;
  3. перечислить и дать характеристику видам политического консультирования;
  4. На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.

     Для раскрытия поставленной цели и задач  определена следующая структура  работы: введение; одна глава, включающая в себя три пункта; заключение; список использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Определение политического консалтинга

    Сегодня мы имеем дело с политконсалтингом  нового поколения. В начале 1990-х гг. практика политконсалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и  родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением  зарубежного опыта политконсалтинга в проведении избирательных кампаний — организации штаба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х гг. начался следующий этап — период эксперимента, сопровождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х гг. наряду с находками в сфере избирательных кампаний широкое распространение получили и так называемые "грязные" технологии. В последнее время допустимо говорить о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление технологий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступающей к избирателям. Теперь же речь идет фактически о формировании метатехнологий, связанных с управлением социально-политическими процессами. На этом уровне возникает необходимость "возвращения" содержания, т.е. растет потребность в собственной методологической базе, в понимании сути тех социальных процессов, энергия которых используется в ходе политических кампаний.

    Можно говорить о том, что участники  политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, находятся  внутри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности участников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс. Учитывая, что сутью политики является борьба различных политических сил за власть, допустимо признать тот факт, что сфера политконсалтинга — это сфера политического и социального конфликта. Этот конфликт можно охарактеризовать как "управляемый" конфликт. С одной стороны, общество признает необходимость этого конфликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления политического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний. В какой-то степени проблема политического консалтинга — это проблема управления социальным конфликтом. Причем, когда речь идет о политическом или социальном конфликте, то имеется в виду не столкновение личностей политиков, а противоречия между различными социальными группами. Обострение этих противоречий неизбежно, поэтому важным аспектом является проблема ответственности политика и его консультанта за последствия применяемых методов.

    Если  рассматривать политические кампании как некий процесс, не затрагивающий  по сути структуру социального субъекта, то неизбежным становится принятие методологии воздействия. Суть ее состоит в навязывании социальному субъекту извне (например, полит- консультантами) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри самого социального субъекта, что низводит его практически до уровня управляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предопределяет использование манипулятивных приемов. Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача управления поведением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реакции. Реальная практика показывает, что управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с естественной логикой движения социального субъекта.

    Политический  консалтинг — новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

    Функции политического консалтинга можно определить следующим образом:

  • исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследований имиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества);
  • прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
  • реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);
  • создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
  • оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
  • реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
  • оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

    Консалтинговые  компании можно определить как компании, выполняющие услуги по обеспечению названных функций.

    Политические  консультанты — субъекты политической ситуации, выполняющие услуги по обеспечению функций политического консалтинга.

    Следует также учитывать то, что "профессионалом является тот, кто применяет глубокие специальные знания и практические навыки в сочетании с определенными качественными и этическими нормами и стандартами, получая за эту деятельность соответствующее денежное вознаграждение"1.

    Субъекты  и типология политического  консалтинга

    Вне зависимости от типа политического  консалтинга основными его субъектами, призванными инициировать влияние  на политическую ситуацию, являются политический консультант или группа политических консультантов (консалтинговая компания), обеспечивающие реализацию функций политического консалтинга в соответствии с поставленными целями.

    Политический  консультант всегда является воздействующей стороной.

    Сторона, на которую распространяется данное воздействие — общество, его выделенные группы и индивидуумы, имеющие потребность в определенном влиянии на существующую политическую ситуацию, — является другим субъектом политического консалтинга. При этом политиков как субъектов (клиентов) консультирования также можно причислить к воздействующей стороне политического консалтинга, но их воздействие в данном случае будет опосредованным вторичным, а воздействие политического консультанта — первичным.

    В зависимости от субъектов консалтинга, в частности, от той роли, в которой выступают консультанты, можно выделить следующие два типа политического консалтинга:

    - политическое консультирование, осуществляемое "изнутри" структуры аппарата политика — помощниками, советниками, консультантами;

    - политическое консультирование, осуществляемое "извне", т.е. независимыми от  клиента консультантами из научных  учреждений или консалтинговых  фирм — "свободными художниками".

    В первом случае взаимоотношения субъектов  политконсалтинга строятся по принципу "начальник — подчиненный", во втором — по принципу "клиент — исполнитель".

    В соответствии с такой типологией консалтинга и политконсультантов можно разделить на внутренних и внешних в зависимости от их задействования во внутрикорпоративной деятельности клиента.

    Достоинством  внутренних консультантов является то, что они хорошо знают свою организацию. Однако существует несколько  отрицательных моментов:

    - им надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение;

    - внутренние консультанты не подвержены внешней критике, и ошибки, которые они делают, редко обнаруживаются;

    - внутренние консультанты не имеют постоянно возобновляемого опыта работы в других отраслях или фирмах;

        - их положение может привести к безынициативности и отсутствию творческого подхода;

    - внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.

    Внешние консультанты имеют, как правило, большой  опыт работы, они не боятся работать на всех уровнях организации, с ними можно обсуждать самые сложные проблемы. Гонорар им выплачивается лишь за конкретный проект, что снижает расходы на обучение и развитие специалистов.

    Внешние консультанты располагают множеством связей и контактов, что способствует эффективному поиску партнеров.

    По  признаку формальности официальности  взаимодействия субъектов политическое консультирование подразделяется на неформальное, формальное и смешанное.

    Неформальное (неофициальное) консультирование аттестуется по субъектам, источникам, содержанию, форме и стилю как запроса, так и предоставления советов и рекомендаций. К этому типу консультирования относится ситуация, когда в роли советчиков политического деятеля выступают члены его семьи, родственники, друзья, люди, не связанные с этим политиком в данный момент по службе; случайные и незнакомые ему люди, которые могут высказывать ему что-либо на улице, митинге, при разного рода встречах и т.д.

    При неформальной консультации политику в  целом легче и проще бывает принять содержание консультации, особенно если оно плохо согласуется с ранее известными ему фактами, информацией, его собственными воззрениями или даже противоречит всему этому. Такая консультация имеет больше шансов донести до него какую-либо нестандартную информацию и побудить прислушаться к ней. Существенно, что при неформальной консультации политик при необходимости может отбросить рекомендации, не посчитаться с ними. Кроме того, для неформальных консультаций характерна более низкая профессиональная и особенно политическая компетентность.

Информация о работе Консалтинг как средство обеспечения эффективной политики