Концепция ненасилия в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:09, реферат

Описание работы

Прошло много лет после смерти М.К. Ганди, но интерес к его личности не ослабевает. Более того, в наши дни, когда, как всегда во время крупных исторических поворотов, "мысль невольно обращается к вопросу о смысле истории", этот интерес заметно возрос. Для нас сегодня особенно важны судьбы тех людей, учение и деятельность которых ознаменовав переломные этапы общественного развития и высокую степень их осмысления, пережили свое время и создали непреходящие общечеловеческие ценности. К ним относится и Махатма Ганди.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие ненасилия……………………………………………..6
Философия и идеология ненасилия………………………………10
Глава 2. Концепция ненасилия в политике……………………………..19
2.1. Участники урегулирования политических конфликтов…………..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

конфликтология - ненасилие в конфликак.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Все это свидетельствует о постепенном  формировании "общества антивойны", и данный процесс по оптимистическим прогнозам может занять не менее 1 - 1,5 веков. Сегодня идея ненасилия кажется неисполнимой, почти фантастической. Но если её поддержит один, второй человек, каждый из нас, всё общество - за ней будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Концепция ненасилия в политике. 

     Концепция ненасилия признает необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставит в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.

       В Новейшее время принципы  ненасилия в политике нашли  наиболее полное выражение в  учении непротивления злу насилием Л. Толстого15 и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди.

     Ненасильственные  идеи М. Ганди имеют глубокие корни  в индийской культуре и религии, а также испытали воздействие  христианства.

     Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной  или нравственной сферы, лишь опосредовано влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики.

     У Ганди ненасилие выступает уже  не как отказ от борьбы, а как  одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием.

     Для Ганди конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к человеку. Он пишет: «Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы это или нет. Так же как ученый творит чудеса, по-разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса.»16

     В наши дни, на мой взгляд, нет оснований  утверждать, что ненасилие заложено в природе человека или является универсальным принципом мироздания. Но столь же безосновательным, по-видимому, было бы и утверждение обратного.

     Последние годы показывают, что дальнейшее развитие межгосударственных отношений, снятие с них разного рода идеологических предубеждений, открывают путь к установлению миролюбивых, основанных на компромиссе и неприменении силы отношений между странами, их равноправном сотрудничестве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Участники урегулирования политических конфликтов. 

       При нарушении принципа разделения  властей в случае их столкновения применяются соответствующие статьи конституции. Активными действующими субъектами здесь выступают государственные органы независимо от того, являются они или не являются непосредственными участниками конфликта. Как правило, подобного рода конфликты решаются мирными, а не насильственными способами.17

       Разрешение подобного рода конфликтов  осложняется участием в них  различных политических сил. Хотя  каждая ветвь и наделена, согласно  Конституции, определенными полномочиями, однако последние реализуются не в изоляции, а в широком многофакторном контексте.

       Именно поэтому важно, чтобы  в разрешении конфликта участвовали  различные политические (в том  числе оппозиционные) силы. В ряде  случаев рекомендуется провести  референдум — выражение непосредственного волеизъявления (а не только через СМИ) самого народа.18

       Важную роль в разрешении подобного  рода конфликтов играет Конституционный Суд, который хотя и использует чисто судебные средства и процедуры, но отличается от других правоохранительных органов тем, что рассматривает в основном дела, связанные с возможными нарушениями Конституции со стороны политических институтов.

       При разрешении конфликтов, не  нарушающих статьи Конституции,  применяется судопроизводство (включая  арбитраж) — основное средство, выработанное практикой с древнейших времен.

     По  сравнению с другими средствами оно обладает рядом преимуществ:

      • независимостью органа судопроизводства, рассматривающего конфликт, от других ветвей власти. Он по своему предназначению и положению заинтересован в правомерном и справедливом исходе дела;
      • четко разработанной процедурой установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
      • нормативной основой всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
      • обязательностью принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими лицами.
 

       В России помимо Конституционного  Суда существует четыре вида  судопроизводства:

      • гражданское,
      • уголовное,
      • административное,
      • арбитражный процесс.

     Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим — процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.19

       Для разрешения конфликта обычно  используются административные  средства. Эти средства часто  малоэффективны.

       Так, штраф, который накладывает дорожный инспектор, часто вызывает недовольство и нарекания водителей, поскольку они не имеют почти никакой возможности его опротестовать. Администратор (работник ГИБДД), по сути дела, присваивает себе и функции должностного лица, законодателя и судьи.

       Ученый совет исследовательского  института (коллегиальный орган)  не проводит по конкурсу научного  сотрудника, не опубликовавшего  за последние годы ни одной  статьи. Директор этого института  его увольняет. Научный сотрудник  не соглашается с административным решением (приказ), утверждая, что еще не закончил свое исследование, потому-то и не опубликовал столь необходимые для конкурса материалы. Такой конфликт, как правило, не разрешается, даже если суп по иску уволенного восстановил его на прежнем месте работы.

       Зачастую само рассмотрение конфликта  происходит в условиях острой  борьбы его участников, хотя эта  борьба, как правило, протекает  в рамках закона.

       Весной 1999 г. Генеральная прокуратура  России возбудила уголовное дело  против известного предпринимателя Б.А. Березовского с обвинением в экономических преступлениях. Последний обжаловал некоторые действия Прокуратуры (подписка о невыезде и т.д.), ссылаясь на политические мотивы возбуждения дела. Действительно, благодаря усилиям самого Березовского и представителей Прокуратуры, оно привлекло к себе внимание не только работников правоохранительных органов, но и политиков, СМИ, превратившись таким образом из обычного в многосторонний конфликт.

       В ряде случаев разрешение  или предотвращение криминального  конфликта требует оперативных мер не только для задержания преступника и избрания меры пресечения, но и для наказания, иногда довольно сурового. Тогда юридическое разрешение конфликта квалифицируется в качестве легально-насильственного. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Ненасилие — не абстрактная норма, которую остается лишь употреблять в дело, не состояние, которое кем-то или когда-то может быть достигнуто.

     Оно прежде всего представляет собой   ненасильственную, направляемую силой  любви и правды борьбу против зла  и несправедливости, за выправление отношений в собственной душе и в мире.

     Оно не отсекает, не отрезает, а именно выправляет человеческие деформации, имея силу, чтобы  противостоять страшным силам зла, и имея трезвое сознание того, что  противостояние это не является единовременным актом, вообще не знает конца. Если не бояться тавтологии, можно сказать. что оно является ненасильственным путем к ненасилию.

     Это — не усилие, которое должно привести к истине. Это — истина, которая  состоит в усилии. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом прекрасном и несовершенном мире.

     Ненасилие существует сегодня не просто как  учение, а как мощное движение, развернувшееся по всему миру. Исследователи утверждают, что ненасильственная борьба включает в себя более двухсот методов: разные формы сопротивления, протеста, социального бойкота, отказ от сотрудничества, духовное убеждение, открытый спор, судебный иск. Ненасилие как убеждение и жизненная позиция не требует специальной аргументации. Оно самоценно.

     Возникновение теории ненасилия обусловлено тем, что в обществе в целом процветает насилие. Однако путь борьбы человечества за обретение свободы - это подтверждение отрицания насилия над личностью. 
 
 
 

     Список литературы.

  1. Романов А.Н. Филосовский словарь / А.Н.Романов. – М.: ВИКИ – 2010, 433с.
  2. Опыт ненасилия в XX веке.  - М., 1996 – 211с
  3. Гозман Л.Я. Психология перехода//Вопросы философии. - 1995. - №5 - с.20.
  4. Шлёгель К. Новый порядок и насилие//Вопросы философии. - 2005. - №5. - с.15.
  5. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия//Вопросы философии. - 2007. - №6 -с.40.
  6. 19 Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 2000. - с.294.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Мн., 1999. - с. 21
  8. Ненасилие: философия, этика, политика/Под общ. ред. Гусейнова А.А. - М., 2007. - с.20.
  9. Толстой Л.Н. Не убий.// Ненасилие: философия, этика, политика./Под общ. ред. Гусейнова А.А. - М., 1996. с.166.
  10. Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства (главы из книги "О сопротивлении злу силою")//Вопросы философии. - 1992. - №4. - с.85.
  11. Низинг Й. Общественная оборона как логическая альтернатива. От утопии к выбору. - М., 1993.
  12. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие// Вопросы философии, 1992, № 3
  13. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. - М.: Экономика, 2000.
  14. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. – 1991. -№5

Информация о работе Концепция ненасилия в политике