Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:03, реферат
Усилия, направленные на выработку и утверждение в сознании общества политической этики, предпринимаемые западными авторами начиная с революционной эпохи конца 60-х гг., а российскими – преимущественно в последние два десятилетия, продиктованы желанием хотя бы как-то восстановить разрушенные связи между политикой и моралью.
ВВЕДЕНИЕ
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Зачатки политической этики
Концепции политической этики как отдельной отрясли политического знания
Современные подходы к политической этике
3. ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
4. ВЫВОДЫ
ПЛАН
3. ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
4.
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
И. Кант писал: «Истинная политика не может
сделать шага, не присягнув заранее морали».
Политике приходится считаться с общественным мнением, но совсем не потому, что люди стали более нравственными или заботящимися о морали, а потому, что политику отождествили с деятельностью по найму, а значит, ангажированный персонал должен отчитываться перед нанимателем. Такое отношение привело к росту аморализма в политике. Катализатором этого процесса послужила демократизация, рационализация политической деятельности. Устойчивые ценности оказались достаточно стертыми во всех сферах человеческой деятельности, не говоря уже о политике. В целом существование без морали могло привести к катастрофическим последствиям. С рациональной точки зрения мораль была необходима политике, по причине увеличения влияние политических решений в плане их воздействия на судьбы людей. Демократизация политической жизни, не смотря на свое разрушительное действие, в определенной мере, по способствовала возвращению морали в политику, через резко возросшую зависимость политиков от общественного мнения, приведшее к необходимости заботиться, по крайней мере, о своем имидже.
Третьим фактором послужило то, что информированность общества о различных аспектах принятия политических решений стала гораздо большей, чем прежде.
Политическая
этика, начала привлекала к себе внимание
многих философских школ и идейных
течений – религиозных и
Усилия,
направленные на выработку и утверждение
в сознании общества политической этики,
предпринимаемые западными
Согласно этико-политическим учением древнекитайского мыслителя Конфуция политическая государственная власть является отголоском вечных законов неба, носителем которых является правитель. Поэтому главным принципом политического и нравственного поведения является исповедание "каждому по заслугам": царь должен быть царем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном. По мнению другого китайского мыслителя Лао Цзы, жизнь людей не определяется волей неба, а развивается естественным путем - дао. Естественный закон справедливости должен победить, человек должен
верить
в это и подчиняться ему.
Древнекитайские мудрецы
Полемику относительно соотношения политики и морали продолжили
классики античной философии - Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель. Именно в период Античности была сформулирована цельность теории вопроса, которая сохраняет до нашего времени свое научное и нормативное значение, вопрос о соотношения морали и политики как идеализированных объектов.
Демокрит объяснял сущность политической жизни и политической этики с позиций демократии, которую он считал высшей ценностью. Покорение отдельного человека интересам государства - его моральная обязанность. С другой стороны правитель, который властвует над другими, должен, прежде всего, научиться властвовать над самим собой. Властвовать над своей душей, что является источником морали.
Характерным
для концепции Платона и
Справедливость у Платона - не только нравственная добродетель, но и признак социальной гармонии, общественного равновесия. Такого мнения придерживался и Аристотель. В своем труде «Никомаховая этика» связывал этику и политику и считал, что справедливость должна быть масштабом политического действия и политических состояний.
Оба
они отождествляли политику и
мораль: человек живет ради государства,
а не государство ради
Согласно Платону, человек прежде всего моральное существо. Ему присущи справедливость, мужество, честность. Идеальное, совершенное государство ("Полития") является воплощением этих добродетелей. Оно должно быть основано на моральных принципах. Политика - наука о том, как на основании знания о человеке сделать ее общественно полезным гражданином.
Аристотель, решая проблему взаимоотношений политики и морали, исходил из иного понимания сущности человека. Он, по его мнению, является общественным, то есть политическим существом. Нравственность человека не является врожденными, она вырабатывается практическими действиями. Аристотель вводит в политическую этику проблему моральной мотивации и свободы выбора в т.ч. политического поведения.
В христианской
философии Средневековья
Фома
Аквинский, утверждал
На рубеже XIV-XV веков во Флоренции зародилось особого этического течения, названного американским историком Г. Бароном «гражданским гуманизмом». Здесь проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Представителями этого течения являются: Леонардо Бруно, Маттео Пальмиери и другие гуманисты.
В своей этико-политической концепции Бруни исходил из античного тезиса о человеке как о существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Нравственное поведение человека и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом – этот постулат прошел лейтмотивом через все направления гражданского гуманизма.
Маттео Пальмиери Отрицая принципы аскетической этики и уединенной жизни, он воспевает блага цивилизации, ценности материальной и духовной культуры, созидаемые совместными усилиями всех людей.
Просветители
призывали подчинить
Немецкий
идеализм в абстрактной форме
постулировал соответствие политики и
морали. “Мнение о мнимой несправедливости,
согласно которой политике всегда следует
прибывать в состоянии мнимой
противоположности морали, - писал
Г. Гегель, - покоится на поверхностном
представлении о моральности, о
природе государства и его
отношении к моральным
Политика
пропускается через наше сознание и
соизмеряется с первичными представлениями
о нравственности. На этом и формируется
наше отношение к политике. Д. С. Милль
и его последователи подробно
обсуждали проблемы соотношения
политической необходимости, моральной
ответственности и свободы, распространения
общечеловеческих нравственных норм на
область политики, морального аспекта
взаимосвязи политических целей
и средств.
2.2
Концепции политической
этики как отдельной
отрясли политического
знания
Политической
этики как отрасли политологического
знания впервые начала разрабатываться
в Германии в начале XX столетия представителями
социологического и антропологического
подходов к политике. В работах М. Вебера
говорится об «этике убеждений» и «этике
ответственности». М. Шелер выдвигает
понятия «этика убеждения» и «этика успеха».
Вебер
пытался соединить политику и
мораль через признание возможности
объединения двух принципов –
«этики ответственности и этики
убеждений». Если «этика убеждений» предполагает
последовательное и неукоснительное
соблюдение политических правил, которые
могут привести к определенным нравственным
издержкам, затратам и жертвам, то «этика
ответственности» предполагает постоянную
корректировку политических подходов
в соответствии с учетом политических
последствий.
К проблеме политической этики обращаются представители экзистенционализма (Жан-Поль Сартр, Бердяев ). Католические протестанты богословы (Бернард Сутор, Рейнфорд Нибур). По мнению Б. Сутора, политическая этика – это «методичная проработка взаимоотношений политики и морали, глубокое осмысление принципов и норм политических порядков и действий». Б. Сутор утверждает, что политическая этика просто необходима современному демократическому, плюралистическому обществу. Задача такой политической этики – не освобождая политику от моральной ответственности, избавить ее от чрезмерной, не свойственной ей моральной нагрузки. Политические институты в правовом государстве должны, не вмешиваясь во внутренний, моральный мир личности, обеспечивать в обществе необходимый минимум морали, а следовательно, и необходимый минимум духовности. А во всем остальном человеку должна быть предоставлена та свобода, которой он мог бы пользоваться для нравственного самоопределения и личностного саморазвития. Политика должна всегда соответствовать этическим критериям, но не может
руководствоваться только ими. Политическая этика нужна для того, чтобы осмысливать моральные основы политики, ее позитивные цели, дозволенные средства, желательные способы поведения людей в политике. Она призвана прояснить этическую сторону проблем и ситуаций, однако готовых решений предлагать не может. Политическая этика в таком ее понимании способна не покончить с неизбежным политическим противоборством, но привнести в него определенную культуру.
Большой
вклад в осмысление проблемы соотношения
политики и морали внес Карл Маркс.
Сильная сторона концепции
Более поздние немецкие исследователи ( Юрген Хабермас, Карл Апель, Мишель Фуко, Ханна Арендт )
Юргена Хабермаса – предложил один из вариантов социальной этики, объектом которой является этика спора, имеющая общие для всех участников ценности и цели, но не имеющая метафизического обоснования. Дискурсивная этика исходит из констатации феномена человеческой интеракции (взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений) и устанавливает правила дискурса между людьми и между институтами, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия. Хабермас исследует предпосылки, на которых должна строиться интеракция, чтобы она не кончилась конфликтом или ущербом. Он видит эти предпосылки в правилах дискурса, когда участвующие встречаются как свободные и равные. Действия, которые следуют этим правилам, он называет коммуникативными, в отличие от действий стратегических, рациональных, рассчитанных на успех.
Основное правило дискурса можно обозначить коммуникативно-теоретическим вариантом категорического императива: «Каждая действующая норма должна удовлетворять условию, чтобы последствия и побочные действия, которые предположительно повлечет за собой общее следование ей для удовлетворения интересов каждого отдельного, могли быть свободно приняты всеми теми, кого они касаются».
Дискурсивная
этика имеет другое название
«этика демократии», поскольку
предпосылкой для дискурса является
признание другого участником дискурса
и готовность ненасильственно прояснять
разногласия. Этика власти основывается
на двух базовых добродетелях: разумность
и справедливость.