Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 09:43, реферат
Томас Гоббс (1588-1649), англійський філософ XVII століття, у своєму відомому трактаті "Левіфіан, або матерія ,форма і влада держави, церковного і громадянського" вперше, мабуть, виклав теорію суспільного договору у визначеній ,чіткій і раціональній (тобто ґрунтується на аргументах розуму) формі.
Іноді в літературі
можна зустріти заяву, що будь-яке
насильство - це абсолютне зло, і
воно може породжувати тільки насильство.
Проте насильство, що спирається на
закони, міжнародні пакти, може бути неминучим
і обов'язковою умовою захисту
прав громадян і світу в тому числі.
Застосування насильства в рамках закону
дозволяє боротися зі злочинністю, припиняти
збройні конфлікти. І тоді мова тут
йде не про насильство проти тих
чи інших соціальних груп як за тоталітаризму
і східному деспотизмі, а про покарання
окремих осіб, їх угруповань, що порушують
закон. Також мова може йти і про
припинення міжнародних злочинів, наприклад,
агресії Іраку проти Кувейту
в 1990-1991 рр.. До того ж насильство, підкріплене
законом, якісно змінює свій зміст і
вже ніби не є насильством. Верховна
державна влада має певні межі,
які вона не має права переступати.
Це - невідчужувані права
СПІВВІДНОШЕННЯ ПОЛІТИКИ І МОРАЛІ
Важнейшим звеном
обсуждения проблемы соотношения
политики и морали в это время
является достаточно традиционный для
политической мысли вариант изучения
темы в институциональном контексте.
Блистательный анализ соотношения
политического и нравственного
представил в этом аспекте замечательный
социолог и политолог М.Вебер. Тяготевший
к понятийной определенности, М.Вебер
пришел к выявлению различных
аспектов интересующей нас проблемы через
когнитивую данность. Его рассуждения
о соотношении политики и морали в
силу указанного обстоятельства приобрели
систематизированный, концептуально оформленный
вид. Немецкий мыслитель полагал,
что соотношение названных субстанций
не может не носить драматического характера,
поскольку политика и мораль представляют
собой явления, имеющие различную
природу, в силу чего они подчиняются
в своем движении различным законам
функционирования и развития. Мораль представляет
собой инстанцию, сутью которой является
согласование разнообразных форм жизнедеятельности,
коррелирование различных, а порой
и альтернативных целеполаганий. Выступая
в качестве «неписаного закона», мораль
сближает индивидов, предписывая им некоторые
правила общежития, которым они должны
неукоснительно следовать. По мысли М.Вебера,
мораль – это нечто незыблемое, это не
«фиакр, который можно остановить в
любой момент, чтобы входить и выходить
по своему усмотрению»[7].
Что же касается
политики, то она изначально конфронтационна,
ибо одним из применяемых в
ней средств является использование
насилия, которое по своим субстанциональным
основаниям противоречит нормам нравственности.
Согласно Веберу, «государство есть то
человеческое сообщество, которое
внутри определенной области… претендует
на монополию легитимного
Итак, политика
и мораль суть различные начала общественной
жизни. Но М.Вебер не довел разведение
обозначенных институтов до абсолютных
форм, до противопоставления компетенций.
Он попытался выявить зоны соприкосновения,
пересечения их через установление
единства институционального и
процессуального критериев