Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:37, контрольная работа
Цель - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы - описать виды полномочий Президента.
Объект исследования работы - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики……………………………………………………………………………………….4
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц…4
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса…….7
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти………………………………………………..
2. Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны……………………………………………………………………11
2.1 Руководство внешней политикой……………………………….11
2.2 Основные направления оборонной политики страны11
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованных источников………………………………..19
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Компетенция Президента РФ в
сфере внутренней политики……………
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц…4
1.2
Полномочия в сфере
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти………………………………………………..
2.
Полномочия Президента РФ в
области внешней политики и
обороны……………………………………………………………
2.1
Руководство внешней политикой…
2.2 Основные направления оборонной политики страны11
2.3
Полномочия в области
Заключение………………………………………
Список
использованных источников………………………………..19
Введение
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент
Российской Федерации занимает в
системе федеральных
Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.
Президент Российской Федерации является главой государства (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ). Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (ст. 1 Конституции РФ). Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.
Трудно переоценить актуальность рассматриваемой в работе темы. Вопрос полномочий главы государства периодически поднимается в России с момента появления института президентства. А в последнее время, в свете избрания на пост президента Д. Медведева и утверждения В. Путина премьером, в стране вновь заговорили о передачи части президентских полномочий главе правительства.
Цель
- изучить полномочия Президента в
области законодательной и
Задача работы - описать виды полномочий Президента.
Объект исследования работы - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Предмет исследования - компетенция Президента Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
-изучение научной литературы;
-анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
-анализ нормативно - правовых документов регулирующих вопросы компетенции Президента России.
1. Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие.- М.: Юриспруденция, 2004. с. 44..
В соответствии с пунктом "а" ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение двух недель.
В соответствии с пунктом "в" настоящей статьи Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу пункта "д" ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и ,прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации (пункт "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции).
Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент Российской Федерации.
Значительное число должностных лиц, указанных в пунктах "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" (пункт "е" ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Следует заметить, что в соответствии с пунктом "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Нужно заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.
Статья
83 Конституции РФ указывает, что
Президент формирует
Президент
в установленном Конституцией порядке
принимает меры по охране суверенитета,
независимости и
Президент
в соответствии с пунктом "з"
ст. 83 Конституции РФ утверждает военную
доктрину Российской Федерации. Представляется,
что эта функция Президента непосредственно
обусловлена тем, что он является
Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами нашей страны и возглавляет ее
Совет Безопасности.
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
Указы
и распоряжения Президента нормативного
характера обязательны для
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Информация о работе Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики