Кембриджская и американская школа маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:47, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим кембриджскую и американскую школы маржинализма на основе учений А.Маршалла и Д.Б.Кларка.

Содержание

Введение 3
Раздел 1.Кембриджская школа маржинализма. Политэкономия А.Маршалла 4
Раздел 2.Американская школа маржинализма. Политэкономия Дж.Б.Кларка 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

А Маршалл.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Раздел 1.Кембриджская школа маржинализма. Политэкономия А.Маршалла 4

Раздел 2.Американская школа маржинализма. Политэкономия Дж.Б.Кларка 10

Заключение 15

Список  использованной литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      В конце XIX – первой трети XX в. большое  влияние приобретает новое направление  в экономической теории, существенно  отличающееся от классического направления  и даже выступающее определенно  альтернативой ему. Оно известно как маржинализм (от англ. marginal– предельный). Это такое направление экономической теории, которое основывается на определении функции спроса и цен субъективными предельными оценками полезности продуктов. К маржинализму обычно относят австрийскую школу предельной полезности, математическую школу, а также микроэкономические теории А.Маршалла и Д.Б.Кларка.

      Представители этого направления в своих  работах используют категории «предельная  полезность», «предельная производительность факторов производства», «предельный  продукт».

      Основные  положения маржинализма следующие:

      использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических  явлений;

      основой изучения является поведение отдельных  фирм и понятие потребности покупателя;

      исследование  рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

      широкое применение математических методов  для принятия оптимальных решений  статистических задач;

      определяющей  в установлении пропорций товарного  обмена у маржиналистов является сфера потребления, исследование спроса.

      В данной работе мы рассмотрим кембриджскую и американскую школы маржинализма на основе учений А.Маршалла и Д.Б.Кларка. 
 
 
 

      Раздел 1.Кембриджская школа  маржинализма. Политэкономия  А.Маршалла

      Теория  Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Основы его теории были изложены в «Принципах политической экономии».

      Предметом считал исследование человека и богатства. С точки зрения преемственности методологических идей «классиков» А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции».[1]

     Теория  стоимости (ценности) и ценообразования.

     Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью5, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его знаменитые «лезвия ножниц» как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара, выраженная автором «Принципов» так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками, производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». 

     В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного  формирования цен. Поскольку А. Маршалл  признавал только функциональный анализ, то все три параметра рынка (цена, спрос, предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии.

     С одной стороны, считал лидер кембриджской школы, рыночный механизм, действуя в  условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. Если, допустим, на определённом рынке цена товара растёт, то, как правило, спрос на него снижается, а предложение увеличивается. Когда, наоборот, цена идёт вниз, спрос повышается, а предложение сокращается. Выходит, что рыночная цена в ходе своих колебаний может достичь  некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.

     С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Например, цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Тот увеличивается, опережая предложение, что влечёт за собой повышение цены в сторону равновесия.

     Согласно  А. Маршаллу, это идеальная картина  рыночного взаимодействия, когда  спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены. Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие. Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берёт на себя роль главного регулятора цены.

     В рамках краткосрочного интервала приоритет  получает спрос. Это, указывал А. Маршалл, объясняется тем, что предложение  более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса. Оно отстаёт, запаздывает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, а возможно, и создание дополнительных производственных мощностей. В пределах небольшого отрезка времени величина предложения приобретает, поэтому постоянный характер. Тогда спрос превращается  в решающий ценообразующий фактор, и любое его повышение ведёт к росту цены.

     В этом случае  возникает разница  между новой, более высокой ценой  товара и издержками его производства и нормальной прибылью. У предпринимателя  образуется временный дополнительный доход, или, по терминологии А. Маршалла, квазирента. По мере развёртывания производства, рано или поздно реагирующего на возрастание спроса, увеличиваются размеры предложения, а цена идёт вниз, уничтожая квазиренту.

     Когда же речь идёт о долгосрочной перспективе, роль основной ценообразующей силы переходит к предложению и связанным с ним денежным издержкам производства. Чем длительнее анализируемый период времени, тем сильнее их взаимодействие по сравнению с влиянием спроса. По А. Маршаллу, причина состоит в том, что именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.  

     Концепция «эластичности спроса» 

     В развитие теории «цены спроса» А.Маршалл  выдвинул концепцию об «эластичности спроса». Она характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное почему-то относительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует особая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость».

     Лидер кембриджской школы поставил спрос  на определённый товар в зависимость  от трёх главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного  дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них. Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхнем пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно от сюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия. [2]

     Концепция издержек 

     Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся  владельцам определённых факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.

     Используя приёмы маржиналистской  методологии, А. Маршалл рассматривал рабочего как  рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия  в производстве. Если минусом считались сами трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего.

     Соответствующим образом описывалось и поведение  владельца денежного капитала. Предполагалось, что он может либо немедленно потратить  капитал на личное потребление, руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо «отсрочить удовольствие» (как писал А. Маршалл), воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в производство с расчётом на процент. Величину последнего, экономисты кембриджской школы ставили в зависимость  от  субъективных  оценок  собственника  капитала, от  того, на  сколько  он  сочтет  второй  вариант  выгоднее  первого.

     Предпринимательский  доход  разлагался  на  две  части. Первой  рассматривалась  как  компенсация  трудозатрат  предпринимателя  по управлению  производством, а  вторая  выступала  в  виде  платы  за  риск, связанной  с  работой  на  неизвестный  рынок.

     Такая  трактовка  издержек  производства  мало,  что  давала  буржуазной  политэкономии. Ясно  видны  ее  идеологические, апологетические  качества.

     Выдвинутая  кембриджской  школой  концепция  издержек  производства  не  согласуется  с  действительностью. Ведь  очевидно, что  отрицательные  эмоции  или  воздержания  сами  по  себе  не  имеют  никакой  созидательной  силы, не  могут  быть  источником  ни  продукта, ни  дохода. Субъективные  оценки  рабочего  и  денежного  капиталиста  явно  не  соизмеримы. Их  невозможно  подвести  под  общий  знаменатель  в  виде  издержек  производства.

     Теория  предложения

     В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая  роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определённого товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель ещё готов поставлять  свой товар на рынок. Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия.

     Но, отмечал А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт себя неодинаково. Есть отрасли, где предельные издержки, а значит, и цена предложения не зависит от объёма  выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности. Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности. Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.

     Можно заметить, что в этом описании нашли  отражение некоторые характерные  для того времени  явления капиталистического производства и обращения. Например, выделив отрасли, развивающиеся по закону возрастающей производительности, А. Маршалл уловил специфику складывающегося в конце XIX в. массового производства стандартной продукции. Такие отрасли действительно отличались высокой эффективностью и способностью насыщать рынок по сравнительно низким ценам.

Информация о работе Кембриджская и американская школа маржинализма