Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа
Политическая система представляет собой сложное и многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений. Однако, в настоящее время все очевиднее, что современные системы не удовлетворяют этому принципу.
Введение 3
1. Представления о политической системе и политической интеграции 4
2. Карл Дойч: основные взгляды и идеи 6
3. Информационно- кибернетическая модель политической системы Карла Дойча 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Кроссворд………………………………………………………………………...18
Вопросы…………………………………………………………………………..19
Ответы……………………………………………………………………………20
Введение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по предмету «Политология»
Вариант №15
Тема: Карл Дойч и его концепция политической системы.
Москва, 2010г.
Содержание
Введение 3
1. Представления о политической системе и политической интеграции 4
2. Карл Дойч: основные взгляды и идеи 6
3. Информационно- кибернетическая модель политической системы Карла Дойча 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Кроссворд………………………………………………………
Вопросы……………………………………………………………
Ответы………………………………………………………………
Политическая система представляет собой сложное и многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений. Однако, в настоящее время все очевиднее, что современные системы не удовлетворяют этому принципу. Поиски идеальной модели политической системы продолжаются. В настоящее время создание новой политической системы продиктовано необходимостью установления нового мирового порядка, продиктованного формированием однополярного мира и крушением устоявшихся глобальных систем безопасности.
В настоящее
время многие ведущие мировые
лидеры признают изъяны нынешней системы
международных отношений и
В основе концепции К. Дойча лежат такие понятия как - политическая система и политическая интеграция, поэтому вначале необходимо разобрать сущность этих понятий.
Политическая система - устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.1 Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками:
Поскольку таковы же и характеристики государств, термин "политическая система " обычно употребляется для обозначения совокупности отношений, охватывающей управление государством и политические процессы в нем.
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
С учетом
названных признаков
Термин
"политическая система" по нескольким
самоочевидным причинам все более
вытеснял собой, в качестве концептуального
фокуса политологии, термин "государство"
и дополнял термин "управление".
Он свободен от правоведческих сопутствующих
значений, ассоциируемых с "государством",
и несколько легче поддается
определению в категориях наблюдаемого
поведения. Концептуальная широта термина
делает его полезным средством анализа
при исследовании неформальных структур,
тогда как "управление" часто
тесно отождествляется с
Политическая интеграция - процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству.3 В качестве желательного или логического конечного результата интегративного процесса часто рассматривается политическое -объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел между единицами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс.
Дойч Карл (1912 – 1992) – американский политолог-теоретик, один из инициаторов «бихевиористской революции», был президентом Международной и Американской ассоциаций политических наук. Дойч самый известный американский ученый в области политических наук. Он родился в Праге в семье судетских немцев. Окончил Немецкий университет и университет Чарльза в Праге. В 1938 году эмигрировал в США. Его научная деятельность была связана с Гарвардским университетом и американскими правительственными учреждениями. Защитил диссертацию на тему «Nationalism and Social Communication» (национализм и общественная коммуникация) (1953). Известность автору принес труд «The Nerves of Government» (Нервы управления) (1963). Эта книга давала реальный инструмент, разработанный политическими науками, в руки правительства. С 1967 года Дойч являлся профессором Гарвардского университета. Разработал «информационно-кибернетическую модель» политической системы. В 1969 году Дойч был выбран Президентом Американской, а в 1976 году - Международной ассоциации политических наук. Он занимал множество других почетных должностей и воспитал тысячи учеников. Карл Дойч умер в 1992 году. Основные работы: «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), «Национализм и его альтернативы» (1969).
События 20-го столетия изменили многие представления о закономерностях развития человеческих ассоциаций. Привычные толкования процессов, происходящих в человеческом обществе, не давали ответа на главный вопрос, куда движется человечество, какова цель развития современного государства и какая стратегия наилучшим образом отвечает достижению поставленной цели.
В постконфронтационный период изменились представления о содержании безопасности как в научном сознании, так и на бытовом уровне. Разумеется, этот процесс носил не одномоментный характер. Разработка новых концепций безопасности велась в научном сообществе на протяжении всего послевоенного периода.
Одну из часто обсуждаемых концепций предложил Карл Дойч. Его новаторский подход получил название концепция «Сообщества безопасности», логичным продолжением его концепции стала концепция «Безопасность для всех» Улофа Пальме.
Безопасность - это сочетание условий, при котором сохраняется способность современного государства к динамической упорядоченности и самоподдержанию. Такое состояние государства можно определить как стабильность. Однако собственно явление стабильности занимает лишь определенный период в развитии любого государства, характеризующийся накоплением как качественных признаков для перехода на новую ступень развития, так и противоречий и конфликтного потенциала для подобного перехода.
Соответственно, определение безопасности включает в себя два уровня:
И три измерения:
Итак, К. Дойчу принадлежит заслуга формулирования и обоснования понятия о едином сообществе безопасности. Сам термин был введен еще в 50-е гг. ХХ в., однако сама концепция плюралистических сообществ безопасности разрабатывалась Карлом Дойчем несколько позднее таким известным. Затем она получила развитие в работе Эммануила Адлера и Майкла Барнетта «Сообщества безопасности», в 1998 г.
В дальнейшем модель сообщества безопасности, предложенная К. Дойчем получила название панъевропейская модель сообщества безопасности.
В последующие годы Карл Дойч считал, что основой любой системы являются средства коммуникации, и он стал основным теоретиком формирования международного сообщества.4
Исторически западное общество всегда отличалось высокой степенью плюрализма. Одной из отличительных черт западной цивилизации, как отмечал Карл Дойч, является возникновение и существование различных автономных групп, члены которых не были связаны кровным родством или браком.
Практически все теоретические исследования национализма последних десятилетий в той или иной степени опираются на работы Карла Дойча. Интерес Дойча был сосредоточен на формировании и развитии такой системы коммуникаций, которая сделала возможным формировать и воспроизводить идею национальной общности. Он считал это следствием урбанизации, формирования рынка и сети железных дорог, в общем – индустриальной революции.5
Карл Дойч высказал очень важные идеи в области национализма и формирования национального самосознания нации. Неслучайно работа К. Дойча в настоящее время очень популярны в новых государствах возникших после распада СССР, находящихся в стадии формирования своих наций. Он считал национализм элементом социальных коммуникаций: «Национализм - это состояние ума, которое при принятии решений в социальных коммуникациях придаёт особое значение «национальным» сообщениям, воспоминаниям и образам». Карл Дойч дал свое понимание политической нации: «Нация – это народ, овладевший государством и сделавший его орудием реализации своих общественных и в этом смысле национальных интересов»6. Таким образом, политическая нация – это не государство и не население государства – «демос» и даже не просто гражданское общество, это еще и общность, скрепленная едиными культурно-ценностными узами, единой гражданской идентичностью.
Карл Дойч заметил, что, дабы возникло национальное самосознание, должно сначала возникнуть нечто такое, что оно будет осознавать. Сами по себе разрозненные открытия в области национального чувства никак не объясняют того, почему эти открытия имели место столь во многих странах и происходили независимо друг от друга, при различных условиях и в различные эпохи. На эту проблему может пролить свет только такой подход, при котором будет выявлено основное сходство мотивов, побуждающих людей впервые идентифицировать себя с определенной нацией.
Карл Дойч называл основными факторами формирования нации социальную мобильность и коммуникацию. Высокий уровень социальной мобильности, по-видимому, служил благоприятным условием для принятия патриотических программ. Сходным образом и социальная коммуникация, как способ передачи информации о действительности и о подходах к ней, безусловно, сыграла важную миссию в приближении современного капиталистического общества, и если мы проанализируем занятия патриотов, то придем к выводу, что их национальная агитация была в первую очередь обращена к тем членам недоминантных этнических групп, которые имели возможность пользоваться наилучшими каналами подобного рода коммуникации. Регионы с наиболее развитой сетью коммуникаций были в наибольшей степени восприимчивы к подобной агитации. Поэтому согласно Дойчу, рост национальных движений происходил бок о бок с прогрессом социальных связей и мобильности, которые также развиваются не сами по себе, а в рамках более всеобъемлющей трансформации общества.
Информация о работе Карл Дойч и его концепция политической системы