Другим видом классификации гражданских
служащих, является деление их на занятых
полный и неполный рабочий день. Количество
гражданских служащих занятых полный
рабочий день имеет тенденцию к сокращению,
соответственно, растет число гражданских
служащих занятых неполный рабочий день.
По содержанию гражданская служба подразделяется
на внутреннюю и внешнюю (дипломатическую).
К системе внутренней гражданской службы
относятся служащие всех министерств
и ведомств, за исключением Министерства
иностранных дел и по делам Содружества,
а также служащие исполнительных агентств
– специализированных органов государственного
управления, наделенных значительной
самостоятельностью в организационных
и финансовых вопросах. В настоящее время
в Великобритании действуют более 130 исполнительных
агентств, в штате которых числятся около
375 тысяч человек, что составляет 3/4 от
общего числа гражданских служащих.
И, наконец, по уровню принимаемых решений гражданские
служащие делятся на старших, средних и младших администраторов.
К группе старших администраторов относятся гражданские служащие
занимающие высшие административные посты,
охватываемые так называемой открытой
структурой. Она включает семь высших
ступеней в иерархии должностей гражданской
службы, начиная с должности постоянного
секретаря (высшая) и заканчивая руководителем
подразделения министерства. Постоянных
секретарей назначает Премьер-министр
по рекомендации Главы внутренней гражданской
службы. Другие назначения в этой группе
осуществляются Главой внутренней гражданской
службы и должны быть одобрены Премьер-министром.
Указанная группа гражданских служащих,
за исключением постоянных секретарей,
несет ответственность непосредственно
перед министром и охватывает не более
1% от общего числа гражданских служащих.
Она является унифицированной для всей
системы гражданской службы независимо
от специфики отдельных министерств или
ведомств. Понятие «открытой структуры»
означает, что на эти должности могут быть
назначены подходящие для этого лица,
независимо от имеющегося образования,
специализации или предыдущего места
работы. К средним и младшим администраторы
относятся гражданские служащие, объединенные
по профессиональному признаку, являющиеся
специалистами однородной или близкой
специализации. К ним относятся административная
группа (главный исполнитель, старший
исполнитель, стажер-администратор, исполнитель,
помощник администратора), группа научных
работников и технических специалистов
(эксперты, статистики, экономисты, инспекторы
и т.д.), группа вспомогательного научно-технического
персонала.
Общее руководство государственной службой
осуществляется Премьер-министром, Кабинетом
министров и Парламентом. Руководство гражданской службой входит
в обязанности Премьер-министра, который
является Министром по делам гражданской
службы. На него возложен общий контроль
над гражданской службой как институтом,
призванным решать важнейшие вопросы государственного
управления. Функции руководства гражданской
службой реализуются Премьер-министром
через Секретаря Кабинета. Последний является
высшим гражданским служащим, подотчетным
непосредственно Премьер-министру. Он
не только руководит аппаратом Кабинета
министров, но и возглавляет с 1983 года
внутреннюю гражданскую службу и в качестве
ее Главы обязан следовать указаниям Премьер-министра.
В определенной мере вопросы руководства гражданской
службой возложены на Канцлера Герцогства
Ланкастерского, который является министром
Кабинета, именуемым «Министром Управления
по делам Кабинета» и наделен министерскими полномочиями.
В этом качестве он несет ответственность
за развитие и совершенствование государственной
(гражданской) службы. В частности, в сферу его компетенции
входят вопросы совершенствования сферы публичных услуг и реформирования
гражданской службы.
Результатом ряда реорганизаций последних лет
в системе государственной службы явилось то,
что в настоящее время ответственность за
руководство государственной, в том числе
гражданской, службой возложена на Управление
по делам Кабинета. Оно призвано обеспечивать
общегосударственное регулирование вопросов
государственной службы в целях совершенствования
и упрощения системы государственного управления,
повышения его эффективности. Управление
по делам Кабинета осуществляет и координирует
общую политику по вопросам модернизации
государственного управления, преследуя
три основные цели: 1) с тем, чтобы оно было
более доступным и в большей мере удовлетворяющим
потребности населения; 2) проведения в
жизнь правительственной программы повышения
качества публичных услуг; 3) обеспечения
стратегических целей развития государственной
службы в направлении большей открытости,
разносторонности и профессионализма.
Управление по делам Кабинета решает
эти задачи в тесном взаимодействии с Казначейством
и Управлением по делам Премьер-министра,
в котором в 2001 году создан Отдел по вопросам
реформы публичных услуг. Эти три органа
определяют общие принципы и основные
направления развития государственной
службы, вопросы ее структуры, организации
и финансирования, в то время как повседневный
контроль и регулирование конкретных
условий гражданской службы возложены
на министерства и ведомства.
2.2. Подготовка кадров для государственной
службы
Программы подготовки кадров для государственной
службы в Великобритании ориентированы
на реализацию концепции государственного
управления, основной целью которого является
повышение качества услуг, что требует развития
у госслужащих навыков управления переменами
и лидерского потенциала.
Существует в стране ведущее учебное заведение,
где обучается основная масса служащих
среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы,
образованный в 1970 г. Занятия проводятся
по программам подготовки будущих руководителей.
Успешное завершение подобной программы
позволяет получить квалификацию, необходимую
для продвижения вплоть до 3 класса включительно
(всего существует 7 классов, высший из
которых 1-й класс). Существуют также специальные программы
повышения квалификации для руководителей
4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие
руководящие посты 1-2 класса, посещают
специально разработанные для них «мастер-классы»,
посвященные тем проектам, которые они курируют
в настоящий момент.
Следует подчеркнуть, что в Великобритании
подготовка кадров считается одним из
приоритетных направлений. Поэтому наряду
с централизованной подготовкой госслужащих существует
широкая система курсов, которые несут
ответственность за подготовку кадрового
резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное
развитие высших руководителей. Содержание
обучения и программы профессионального
роста госслужащих формируется с учетом
специфики функций и должности, занимаемой
чиновником. При всем многообразии форм
и методов обучения общими для них являются:
подготовка выпускной работы по проекту,
теоретическая подготовка в учебном заведении,
приобретение практического опыта
Заключение
Таким образом, рассмотрев государственную
службу в Великобритании, можно сделать
следующие выводы:
1.Под государственной службой в Великобритании
обычно подразумевают центральное правительство, государственных
и других служащих вневедомственных государственных органов и государственных
корпораций, местное самоуправление, а также служащих,
которые заняты в системе социального обеспечения,
здравоохранении, образовании, вооруженных
силах и полиции.
2.Великобритания имеет сильные традиции самоуправления
в рамках унитарной системы административно-государственного
управления. Все графства и города Великобритании избирают свои
Советы, которые формируют постоянные административные комитеты,
ответственные каждый за свою конкретную
сферу управления. Эти Советы управляют полицией,
образованием, здравоохранением и социальным
вопросами. Центральная администрация
имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела
и исправлять решения местных властей по своему усмотрению.
Центральная администрация британского
правительства возглавляется сегодня постоянным секретарем
(профессиональный администратор), ему помогают многочисленные
помощники, заместители и служащие на более низких уровнях административного
управления.
3. В доктрине и в законодательстве
содержание понятия «государственный
служащий» четко не определено,
и это понятие употребляется
как в широком, так и в
узком значении. В широком значении
под государственным служащим
понимается любое лицо, являющееся
служащим любого органа государственного
управления. Когда речь идет о
понятии «государственный служащий»
в узком значении, подразумевается
лицо, состоящее на государственной
службе, то есть занимающее гражданскую
должность и получающее вознаграждение
(жалование) из средств, выделяемых с разрешения
Парламента.
Важным элементом понятия «гражданский
служащий» является то, что он рассматривается
в качестве «слуги Короны». Это означает,
что гражданский служащий получает назначение
либо непосредственно от Короны, либо зачисляется на
гражданскую службу в результате прохождения
специальной отборочной процедуры и пребывает в таком качестве
неопределенный срок «по королевскому
усмотрению». Все государственные служащие
в Великобритании делятся на публичных
и гражданских. Кроме того, все гражданские
служащие в Великобритании подразделяются
на промышленных и непромышленных. Другим
видом классификации гражданских служащих,
является деление их на занятых полный
и неполный рабочий день.
По содержанию гражданская служба подразделяется
на внутреннюю и внешнюю (дипломатическую).
И, наконец, по уровню принимаемых решений
гражданские служащие делятся на старших,
средних и младших администраторов. Общее
руководство государственной службой
осуществляется Премьер-министром, Кабинетом
министров и Парламентом. В определенной
мере вопросы руководства гражданской
службой возложены на Канцлера Герцогства
Ланкастерского, который является министром
Кабинета, именуемым «Министром Управления
по делам Кабинета» и наделен министерскими
полномочиями.
Результатом ряда реорганизаций последних лет
в системе государственной службы явилось то,
что в настоящее время ответственность за
руководство государственной, в том числе
гражданской, службой возложена на Управление
по делам Кабинета. Оно призвано обеспечивать
общегосударственное регулирование вопросов
государственной службы в целях совершенствования
и упрощения системы государственного управления,
повышения его эффективности.
4.Программы подготовки кадров
для государственной службы в
Великобритании ориентированы на
реализацию концепции государственного
управления, основной целью которого
является повышение качества
услуг, что требует развития
у госслужащих навыков управления
переменами и лидерского потенциала.
Существует в стране ведущее учебное заведение,
где обучается основная масса служащих
среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы,
образованный в 1970 г. Существуют также
специальные программы повышения квалификации
для руководителей 4-7 классов. Специалисты,
занимающие высшие руководящие посты 1-2
класса, посещают специально разработанные для них
«мастер-классы», посвященные тем проектам,
которые они курируют в настоящий момент.
Следует подчеркнуть, что в Великобритании
подготовка кадров считается одним из
приоритетных направлений. Поэтому наряду
с централизованной подготовкой госслужащих существует
широкая система курсов, которые несут
ответственность за подготовку кадрового
резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное
развитие высших руководителей. Содержание
обучения и программы профессионального
роста госслужащих формируется с учетом
специфики функций и должности, занимаемой
чиновником.
Список использованной литературы
1.Абрамов В.С. Статус монарха //
государство и право,2000
2. Василенко И.А. Институт государственного
управления в Великобритании // проблемы
теории и практики управления.2001
3. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Политическая
нейтральность государственных служащих
в Англии // Государство и право. – 1992. –
№ 9.
4.Великобритания: эпоха реформ. / Под
ред. А.А. Громыко. – М.: Издательство
«Весь Мир», 2007
5.Коданева С.И. Британская конституционная
реформа: Региональный аспект. Аналитический
обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал.
науч.-информ. исслед. Отд. правоведения.
– М., 2005
6.Конституционное право зарубежных
стран: Учебник для вузов. –
М.: Норма, 2005
7.Мэннинг Н. Реформа государственного
управления: международный опыт. –
М.: Издательство «Весь мир», 2003
8.Пронкин С.В., Петрунина
О.Е. Государственное управление
зарубежных стран: Учебное пособие.
– М.: Аспект Пресс, 2001