Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов развития кадровой политики государственной гражданской службы.
Предметом исследования является процесс формирования кадровой политики в государственной службе и реализация кадровой политики.
Задачи:
- рассмотрение теоретических основ формирования кадровой политики;
- рассмотрение основных компонентов и анализ реализации кадровой политики.
верховенство Конституции
единство системы
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
равный доступ граждан к государственной службе;
некоторые обязанности всех должностных лиц.
Статья 77 Конституции Российской Федерации
устанавливает, что федеральная
государственная служба находится
в ведении Российской Федерации,
а госслужба субъектов
В Конституции как источнике законодательства
о госслужбе заложен подход не изнутри,
а извне, с более высокого общегосударственного
уровня. Государственная служба предстает
как цельное нерасчлененное явление. Здесь
заложены основы не только самой госслужбы,
но и законодательства о ней, а также их
последующего развития.
Принципиальное значение
для организации госслужбы
Эти указы стали основополагающими и для
приема на госслужбу, и для продвижения
по ней и для четкого распределения и исполнения
обязанностей.
Законодательство о государственной службе
Российской Федерации образуют нормативные
правовые акты, регулирующие её организацию
и правовое положение государственных
служащих – условия и порядок их работы,
права и виды поощрения, обязанности и
ответственность, прекращение ими государственной
службы и т.п. Основные источники данного
законодательства перечислены в Федеральном
законе «Об основах государственной службы
Российской Федерации» от 31 июля 1995 года
(ст.4.п.1). Этот закон до 2004 года являлся
базовым и содержал основы всех законодательных
актов. Но в отличие от Конституции он
ещё и регулировал весь комплекс наиболее
существенных проблем государственной
службы изнутри.
К нормативным правовым актам о государственной
службе относятся уставы, положения о
конкретных органах и подразделениях.
Они имеют ограниченное действие – распространяются
на отдельные категории госслужащих.
С 27 июля 2004 года вступил в силу новый Федеральный
закон
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации».
Как и на федеральном уровне, в субъектах
Федерации на базе их основных законов
созданы законы о государственной гражданской
службе.
Структура законов о государственной
службе, как правило, идентична на всех
уровнях: общие положения – государственная
должность – государственный служащий
– прохождение службы - управление ею,
т.е. госслужба любой структуры должна
успешно решать встающие перед ней профессиональные
задачи.
Вопросами исполнения законодательных
актов занимается исполнительный орган
государства – его Правительство. Роль Правительства
в организации исполнения законодательных
актов очень велика. Оно делает это правовыми
и организационными средствами. Назовем
некоторые из них:
подготовка проектов нормативных актов
по вопросам госслужбы;
организация формирования конкурсных
комиссий;
организация аттестаций, конкурсов, квалификационных
экзаменов;
определение порядка формирования, размещения
и исполнения государственного заказа
на переподготовку и повышение квалификации
государственных служащих.
Государственная гражданская служба строится и
функционирует на определенных принципах,
отражающих объективную природу этого
института, закономерности его организации,
развития и функционирования.
Трудовые отношения государственных служащих
подчинены нормам трудового права, которые
являются определяющими при приеме, увольнении
с государственной службы, определении
денежного содержания, времени работы,
отдыха и др.
Направленность деятельности
государственных служащих на обслуживание
населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения.
Помимо устанавливаемых специальных социальных
гарантий для государственных служащих,
в связи со специфичностью их деятельности
на них распространяются и социальные
гарантии, предусмотренные для всего населения.
Поэтому на государственную службу распространяются
и нормы социального права. Таким образом,
государственная служба является комплексным
правовым институтом и регулируется не
только нормами административного права,
но и нормами ряда других отраслей (трудового,
финансового, социального и др.).
Совет по вопросам государственной
службы при Президенте Российской Федерации:
- анализирует состояние и эффективность
государственной службы в органах государственной
власти, координирует разработки проектов
нормативных актов по вопросам государственной
службы;
- организует совместно
с соответствующими
- координирует методическую
работу органов по вопросам
государственной службы и
- разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей в РФ и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих;
- осуществляет методическое
руководство профессиональной
3. Формирование
государственной кадровой
Под государственной кадровой политикой
следует понимать систему научно обоснованных
и закрепленных в официальных документах
целей, задач, принципов, приоритетов деятельности
государственных органов по формированию,
развитию и рациональному использованию
трудовых ресурсов Российской Федерации,
мобилизации и профессиональному использованию
кадрового состава государственной гражданской
службы. Она заключается в определении
стратегии, политического курса работы
с кадрами на общегосударственном уровне.
Это выражение (определение) стратегии
и тактики работы с кадрами каждого субъекта
управленческой деятельности, своего
рода программа деятельности. Но без четкой
концепции, идя лишь за текущими запросами
практики, может потеряться основная линия
кадровых процессов, станет невозможным
прогнозирование, программирование и
планирование, в результате чего кадровая
политика становится односторонней, прагматичной,
конъюнктурной.
Появилась необходимость
с учетом накопленного опыта, современных
реалий и перспективы общественного развития
определить цели, задачи и приоритетные
направления работы с кадрами, предмет и пределы государственного
регулирования кадровых процессов в условиях
становления рыночных отношений и развития
демократии, технологии этого воздействия.
Кадровая политика как социальное явление,
имея многосубъектную и многоуровневую
структуру, по содержанию значительно
шире, чем государственная кадровая политика,
главным субъектом которой выступает
государство. Только на общегосударственном
уровне (включая и уровень субъектов Российской
Федерации) кадровая политика как часть
общероссийской политики становится собственно
государственной.
Выработка современной
концепции государственной
Учитывая смену ориентиров государственного, экономического и общественного развития России, принципов и перспектив укрепления ее государственности в настоящее время можно сформулировать главные цели государственной кадровой политики:
- обеспечение высокого
профессионализма
- максимально эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала;
- создание условий
и гарантий для проявления
каждым работником, своих способностей,
всемерно стимулируя его
Для достижения этих целей определены
текущие и приоритетные направления работы
с кадрами различных ветвей власти, государственных
органов различных уровней. Это позволит
определить программу неотложных мер,
распределить средства и силы при решении
текущих задач.
В современных условиях в целях более
рационального использования имеющегося
в стране кадрового потенциала приоритетными
направлениямиреализации
- обеспечение
- формирование совместно
с предпринимательскими
- реформа высшего и среднего профобразования;
- обеспечение максимально возможной трудовой занятости населения;
- создание новой нормативно-правовой базы кадровой работы и новой базы информационного и научно-аналитического обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.
Федеральная и региональная (субъектов Российской Федерации) кадровая политика являются важнейшими компонентами ГКП. Федеральная кадровая политика в условиях становления новых демографических федеративных отношений, взаимного согласования интересов центра и субъектов Федерации должна играть ведущую роль в государственном регулировании кадровых процессов. Как наиболее существенная часть и основа общегосударственной кадровой политики федеральная кадровая политика призвана обеспечивать прежде всего реализацию федеральных полномочий и компетенций в отношении кадров. Но оно не сводится только к работе с кадрами на федеральном уровне, тем более с персоналом федеральных органов исполнительной власти.
Определяя содержание работы
федеральной государственной
Основной стратегической задачей федеральной
кадровой политики является формирование
высокопрофессионального, стабильного
и оптимально сбалансированного государственного
аппарата, способного обеспечить решение
определенных законом задач, исполнение
функций и полномочий федеральных органов
власти.
Приоритетными в федеральной
кадровой политике принято считать:
- разработку и внедрение системы поиска
и отбора в аппарат федеральных органов
власти наиболее квалифицированных специалистов;
- устойчивое профессиональное развитие
персонала федеральной государственной
службы путем введения непрерывного профессионального
обучения служащих (аттестация и проведение
квалификационных экзаменов, планирование
и реализация карьеры, стимулирование
эффективного, творческого и дисциплинированного
труда);
- нормативно-правовую
разработку процедур и
- формирование федерального
кадрового резерва из
- создание системы
правовой и социальной защиты
федеральных служащих, стимулирование
роста профессионализма и эффективности
их труда;
- формирование относительно централизованной
системы управления персоналом и координации
деятельности кадровых служб федеральных
органов власти.
Принципами государственной
гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных
основ федеральной гражданской службы
и гражданской службы субъектов Российской
Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным
языком Российской Федерации, к гражданской
службе и равные условия ее прохождения
независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с профессиональными и деловыми качествами
гражданского служащего;
4) профессионализм и
компетентность гражданских
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации
о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями
и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих
от неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность.
Под приоритетами кадровой
политики на государственной службе
понимаются:
а) сдерживание роста абсолютной численности
государственных служащих;
Информация о работе Кадровая политика государственной гражданской службы