Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:52, реферат
В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси».
Введение 2
1. Эволюция государственного и политического строя 3
2. Реформы во внутренней политике 10
3. Реформы во внешней политике 12
4. Реформы Петра I 15
5. Реформы конца XX века 29
Заключение 35
Литература 36
Созданные органы управления торговлей и промышленностью отвечали сути происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения являлись институтами государственного регулирования экономики, органами торгово-промышленнной политики самодержавия на основе меркантилизма. В Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для петровских реформ, подобные коллегии проводили политику королевской власти в целом на тех же теоретических основах. Условия России отличались от шведских не только масштабами страны, но и принципиальными особенностями политических порядков и культуры.
Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство не собиралось устраняться из экономики или хотя бы ослаблять свое воздействие на нее. После 1718-1719 гг. вступила в действие новая политика. Раньше государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т.е. через открытые формы принуждения. Теперь, когда чрезвычайная военная ситуация миновала, все усилия были перенесены на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок стремилась направлять экономическую (и не только) жизнь страны через систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении.
Административное воздействие сочеталось с экономическими мерами. Частное предпринимательство было жестко привязано к государственной колеснице системой правительственных заказов, преимущественно оборонного значения. С одной стороны, это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, которые могли быть уверены, что сбыт продукции казне гарантирован, но с другой — закрывало перспективы технического совершенствования, резко принижало значение конкуренции как вечного двигателя предпринимательства.
К началу 20-х гг. были проведены важные социальные мероприятия: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.
Указом 28 мая 1723г. регулируется порядок приема на работу людей, не принадлежавших владельцу или не "приписанных" к данному заводу. Всем им приходилось либо получить у своего помещика разрешение работать временно ("отходник" с паспортом), либо попасть в число беглых, "беспашпортных", подлежащих аресту и немедленному возвращению помещику.
Серьезные изменения произошли при Петре и в области внешних отношений. Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстландию, а затем вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. В 1716г. с их империей было навсегда покончено. Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.
Во-первых, Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после "смуты" начала XVII в., — Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в дела Германии. Поначалу это было связано с борьбой против шведов в Померании, Голштинии и Мекленбурге, а затем, после изгнания их из Германии, Петр стал поддерживать (в том числе вооруженной рукой) претендовавшего на абсолютистскую власть мекленбургского герцога Карла-Леопольда, вступил в переговоры с Голштинией — соседним и враждебным Дании государством.
Ништадтский мир 1721г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула. Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.
Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономические интересы. Меркантилистские концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса. Можно говорить о доминанте торговых задач в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира.
Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российской империи предопределило русско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как временная мера, а как долговременное присоединение к России в 1723г. изначальной территории Персии (не случайно там были построены крепости).
В
целом за время петровского царствования
произошла серьезная
Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них — унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления (Наше отечество. Опыт политической истории. М., 1991. С. 91).
События
1991 г. послужили основой для
Вскоре после августовских событий 1991 г. появился указ Б. Ельцина о приостановлении деятельности КПСС и передаче ее собственности государству, М, Горбачей снял в себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.
Госплан, Госснаб и некоторые другие органы управления экономикой были упразднены. Сделано это было с расчетом на то, что предприятия повысят свою эффективность и войдут в рыночную экономику. К началу 1992 г. система министерско-госплановых связей была нарушена, что повлекло хозяйственную разруху.
После ликвидации СССР в России стали возникать новые исполнительные и законодательные органы. Для формирования опоры Президента России на местах появились губернаторы – наместники президента (исполнительная вертикаль). Был провозглашен принцип разделения властей, но практика его реализации в течение двух лет привела к крайнему противостоянию законодательной и исполнительной власти России. Это проявилось сначала в противостоянии мэров Москвы (Г. Попов) и Санкт-Петербурга (А. Собчак) с горсоветами, затем в противостоянии властей. Причиной стала борьба, связанная с вопросом социально-экономического курса России. Верховный Совет выступал в основном за урегулирование экономики, там преобладали сторонники национально-государственного направления. Исполнительная власть была на платформе радикальных рыночных реформ. Конфликт разрешился изданием Президентом России указа № 1400 (21 сентября 1993), согласно которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР распускались. Депутаты совета созвали экстренный съезд, на котором приняли решение о лишении полномочий Б. Ельцина на посту Президента и расстреле всех, кто будет исполнять его указы. Действия президента были квалифицированы как государственный переворот. 3-4 октября 1993 г. Белый дом, где заседал Верховный Совет, был расстрелян из танков. После уничтожения Верховного Совета вся система советской власти была ликвидирована. 10 ноября 1993 г. Президент России предложил новую Конституцию, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
Согласно новой Конституции, вся полнота исполнительной власти сосредотачивалась у президента, который наделялся значительными законодательными полномочиями. Он получил право отлагательного вето для решений Федерального собрания (верхней палаты парламента), право роспуска Государственной думы (нижней палаты парламента). В деятельности партий произошел перелом – они начали парламентскую работу. До участия в выборах были допущены следующие блоки и партии: проправительственные: Выбор России, Партия российского единства и согласия. Российское движение демократических реформ; центристские: блок «Яблоко» («Явлинский-Болдырев-Лукин»), Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса, Демо-
критическая партия России, Будущее России – новые имена; оппозиционные: Аграрная партия России, Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия России; блоки специальных интересов: Конструктивное экологическое движение («Кедр»}, Жешцины России, Достоинство и милосердие.
В 1992 г. новое правительство (вице-премьер Е. Гайдар) декларировало
свой курс экономических преобразование Основным методом стала «шоковая терапия». С января 1992 г. были введены свободные цены. Целью этой реформы было определение дефицита и рыночной стоимости товаров. Но при росте зарплат и пенсий на 70% цены увеличились в 10-20 раз, что привело к обнищанию 90% населения страны. Резко выросла социальная дифференциация, появился дефицит сбыта продукции, проблема взаимных неплатежей, что привело к финансовому и хозяйственному краху многих предприятий.
Второй крупной мерой нового правительства была либерализация внутренней и внешней торговли, призванная наладить инфраструктуру сбыта. Это привело к росту торгового капитала.
Третьим направлением экономических реформ стала приватизация жилья и ваучерная приватизация госпредприятий (было приватизировано 24 тыс предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети). Но при сохранении старого мировоззрения жителей страны это не привело к их экономической активности, чем воспользовались директора заводов и криминальные структуры.
Четвертым направлением экономической политики стало проведение аграрной реформы, основанной на насильственной деколлективизации. 27 декабря 1991 г. был опубликован президентский указ «О неотложных мерах по осуществлению аграрной реформы в РСФСР», в котором колхозам и совхозам предписывалось принять решение до 1 марта 1992 г. о замене общественной собственности на землю частной (в любой форме – индивидуальной, кооперативной или акционерной). В дальнейшем срок был продлен до 1 февраля 1993 г. Отсутствие инфраструктуры сбыта, хранения продукции и т.п., социальные гарантии, обеспеченные колхозом, вызвали противодействие этой реформе со стороны колхозов. Управленческий аппарат воспользовался властью для личного обогащения (4/5 средства, выделенных на организацию фермерских хозяйств, осело в руках руководящих работников). Неэквивалентный обмен между городом и деревней сохранился, так как остались неизменными государственные цены на сельскохозяйственную продукцию (закупочные цены на мясо в 1992-1993 гг. выросли в 45 раз, а на бензин в 324 раза, на трактор T-4 – в 1 344 раза). Государство перестало оплачивать сданную ему сельскохозяйственную продукцию (долг государства крестьянам на 10 декабря 1993 г. составил 1 триллион 800 миллиардов рублей). Оплата труда колхозников по сравнению с
другими отраслями сельского хозяйства упала в 2-3 раза. В 1993 г. объем сельскохозяйственной продукции сократился примерно вдвое по сравнению с 1990 г. Фермерские хозяйства в 1994-1995 гг. стали разрушаться.
Проводимые в 1992 г. экономические реформы усилили борьбу за передел собственности СССР между различными государственными структурами, частными группировками, политическими партиями.
Социально-экономическая политика 1994-1995 гг., после выхода из правительства радикалов Е. Гайдара и Б. Федорова, несколько изменилась. Произошел отказ от методов шокотерапии, хотя правительство В. Черномырдина продолжало начатые Гайдаром реформы. Этот курс был изложен в первом послании Президента России парламенту «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)». В нем ставилась задача повышения инвестиций в производство и технологическое перевооружение, структурной перестройки экономики, формирование фондового рынка и т.п. Поскольку парламент не мог быстро издавать законы, то президент выступил с инициативой издания указов, стимулирующих развитие экономики. Среди них следует отметить указ (май 1994 г.) о либерализации внешней торговли (отмена экспортных квот и лицензий), летние указы о реформе госпредприятий и продаже должников (без ограничения состава покупателей), об уменьшении общего количества налогов и снижении уровня налогов на прибыль и добавочную стоимость (на 10-20%). С 1 июля 1994 г. правительство решило перейти ко второму этапу приватизации, который предполагал открытую продажу акций предприятий по рыночной стоимости.
Среди социальных мер можно отметить указы президента о жилищных кредитах, о достройке незавершенных жилых домов, о защите прав потребителей. Стоит задача регулярного повышения минимальной заработной платы, пенсий, доходов работников бюджетной сферы и т.п. В результате проведенных реформ произошло снижение реальной заработной платы. Продолжается рост безработицы, падение производства (деиндустриализация).
Юридически
разрешена частная
Информация о работе Эволюция государственного и политического строя России