Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:52, реферат
В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси».
Введение 2
1. Эволюция государственного и политического строя 3
2. Реформы во внутренней политике 10
3. Реформы во внешней политике 12
4. Реформы Петра I 15
5. Реформы конца XX века 29
Заключение 35
Литература 36
Крупнейшими купцами XVI в. были Строгановы. Представители этой фамилии—Спиридон, Кузьма, Лука и Федор, выходцы из поморских крестьян, начали свою деятельность в XV в. и стали основателями могущественного торгово-промышленного дома, продолжавшего свою деятельность до 1917 г.
Важнейшей задачей укрепления велико-княжеской власти в последние годы правления Василия III являлось решение вопроса о престолонаследии. Первый брак Василия Ивановича был бездетным, что позволяло получить престол одному из его братьев — удельным князьям Юрию Ивановичу Дмитровскому или Андрею Ивановичу Старицкому. В этой обстановке, при поддержке иосифлянина митрополита Даниила, Василий III в ноябре развелся с первой своей женой Соломонией Сабуровой, происходившей из древнего рода московских бояр. Она была насильно пострижена в монахини и сослана в Каргополь. В январе 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, молодой племяннице князя Михаила Львовича Глинского, выходца из Литвы, который с 1514 г. находился в заточении по обвинению в измене. Выбор невесты свидетельствовал не только о желании иметь наследника, который мог бы претендовать на польско-литовскую корону, но и о стремлении улучшить отношения с Западной Европой. В августе 1530 г. от этого брака родился первенец — Иван.
После смерти в декабре 1533 г. Василия III правительницей государства при малолетнем Иване стала Е. Глинская, а фактически - её дядя М. Глинский. Вскоре он был отстранен от власти фаворитом великой княгини И.Ф. Овчиной – Телепневым – Оболенским. Время правления Елены Глинской отмечено укреплением центральной власти. Так, уже в декабре 1533 г. был арестован, а умер в заточении удельный князь Юрий Дмитровский, в 1537 г. было успешно подавлено выступление князя Андрея Старицкого, а сам он брошен в тюрьму. В эти же годы с целью укрепления обороноспособности велось строительство крепостей и (в том числе каменных стен вокруг Китай-города в Москве). В 1535 г. была проведена денежная реформа, устранившая разнобой между московской и новгородской чеканкой. Все это вызвало раздражение у знатного боярства. В 1538 г. великая княгиня скоропостижно скончалась (возможно, она была отравлена), а вскоре после этого был захвачен и уморен в тюрьме голодом князь Овчина - Телепнев. Вслед за этим наступил десятилетний период ожесточенной борьбы за власть между придворными боярско-княжескими группировками, которые возглавляли князья Шуйские (потомки князей суздальских), Бельские и Глинские (дядья великого князя). Нестабильность верховной власти в стране порождала всевластие и произвол феодалов на местах, сопровождающиеся ростом народного недовольства и открытыми выступлениями в ряде городов. Все это подготовило крупный бунт населения Москвы в июне 1547 г., причиной которого послужил грандиозный пожар, истребивший значительную часть города. В ходе этого бунта, подавленного правительством, был растерзан один из дядьев царя — Ю.В. Глинский, а дома других — разграблены. Этот народный бунт запомнился юному Ивану IV.
В
целях укрепления центральной власти
16 января 1547 г. по задуманному митрополитом
Макарием ритуалу 17-летний великий князь
Иван принял царский титул и формально
был приравнен к западноевропейским императорам.
Тем самым подчеркивалась неограниченность
власти монарха внутри государства.
В феврале 1547 г. также по инициативе митрополита
был созван церковный собор, канонизировавший
большое число местных святых, что идеологически
подчеркивало превращение страны в единую
Российскую державу.
Основные направления внешней политики России оформились еще при великом князе Иване III: балтийское (северо-западное), литовское (западное), крымское (южное), а также казанское и ногайское (юго-восточное). Объединение русских земель делало возможным активизацию внешнеполитической деятельности.
В начале 1507 г. вновь избранный великий князь литовский и король польский Сигизмунд I (Старый) сумел заручиться поддержкой Крымского и Казанского ханств в борьбе с Москвой. Военные действия начались в марте 1507 г. на западе (Чернигов) и юге (войска Крымского хана напали на Козельск, Белев, Одоев).
Ни у России, ни у Литвы недостало сил для решительного столкновения, и в сентябре 1508 г. был заключен договор с Великим княжеством Литовским о «вечном мире», по которому России отходили захваченные ранее северские земли (территория бывшего Черниговского княжества). Ливонский орден не поддержал Сигизмунда в борьбе с Россией, более того, в 1509 г. он заключил перемирие с Россией сроком на 14 лет.
Еще в 1508 г. московскому государю удалось урегулировать
отношения
и с Казанским ханством, которое
не приняло участия в русско-
В эти годы Западная Европа добивалась участия России в антитурецкой коалиции. Василий III от участия в ней уклонялся, но будучи заинтересованным в связях с Германской империей, отрицательного ответа не давал. В то же время он пытался поддерживать устойчивые торговые связи с Турцией, тем более, торговля с Востоком была преобладающей.
После присоединения к Москве Пскова и Смоленска основным направлением внешней политики становится юго-восточное и восточное. Россия не имела достаточно сил для нового военного похода, поэтому основным способом достижения своих целей для Москвы становится дипломатический и династический. Стремясь к сохранению мирных отношений с Крымом, Российское государство пыталось утвердить русский протекторат над Казанью. До 1521 г. удавалось поддерживать некоторую стабильность в отношениях с Казанским и Крымским ханствами. Но несмотря на укрепление южных рубежей, в 1521 г. крымский хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный набег на Московию, когда его войска оказались на расстоянии 15 км от Москвы. Главным оружием нападавших была внезапность. Оправившиеся от неожиданности русские войска сумели не только не сдать осажденную Рязань, но и довольно быстро заставить Мухаммеда-Гирея отступить за южные пределы России, Однако крымские и казанские набеги на Русь, совершавшиеся не единожды и до 1521 г., повторялись и позднее.
Война была не единственным содержанием внешней политики Российского государства. Россия поддерживала регулярные дипломатические контакты с Данией, Швецией, Германской и Османской империями.
При Иване IV Грозном, особенно в период Избранной рады, восточное направление оставалось главным. Казанская проблема (постоянные набеги на Россию казанских ханов и мурз) отвлекала силы от решения балтийской проблемы. Волжский торговый путь, плодородные поволжские земли также были очень привлекательны для московского правительства. Первые походы против Казани (1547—1548гг. и 1549—1550 гг.) окончились неудачей.
В 1551 г. Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань. У р. Свияги при ее впадении в Волгу за месяц была построена крепость Свияжск, сыгравшая роль опорного пункта для наступления. В августе 1552 г. московские войска приступили к осаде Казани, гарнизон который насчитывал до 30 тыс. человек. В осаде приняло участие, по некоторым сведениям, до 150 тыс. человек и более 100 пушек. Исход осады решил подкоп, разрушивший участок крепостной стены, и 2 октября после ожесточенного сопротивления Казань пала. Казанское ханство было присоединено к Москве, а хан Ядигар - Магмет попал в плен, позднее крестился и воевал уже на стороне Российского государства. В Казани московские власти начали проводить политику русификации (выселение татар, обращение в христианство и т.д.).
В 1556 г. было ликвидировано и Астраханское царство. Хан Дербеш-али бежал из Астрахани, узнав о приближении русских. Все эти завоевания уменьшили крымскую опасность. Иван IV понимал, что за спиной Крыма стоит Османская империя, и не спешил вести военные действия против него, ограничившись строительством оборонительной «засечной черты» из лесных завалов (засек) и крепостей, что несколько сдерживало набеги крымских мурз. Так, в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта, а уже в 30-40-е годы XVII в.— Белгородская оборонительная линия.
В
середине XVI в. Российское государство
укрепляет свой международный авторитет,
поддерживает отношения со Швецией, Данией,
с Германской империей и итальянскими
городами-государствами. В России побывали
посольства из Индии и Ирана, с 1553 г. Иван
IV уделяет большое внимание отношениям
с Англией, где с 1555 г. начинает свою деятельность
«Московская компания», получившая право
на беспошлинную торговлю в России через
Архангельск.
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).
Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации*.
Не будем заострять внимание на характеристике жизнедеятельности Петра I, а остановимся на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в истории России. Известный историк профессор Е. В. Анисимов в своей статье "Петр I: Рождение империи", опубликованной в книге "История Отечества: люди, идеи, решения" (М., 1991.С. 186-220), обстоятельно анализирует петровские реформы. Мы согласны с основными оценками петровских реформ профессора Е. В. Анисимова и поэтому приведем некоторые страницы из его публикации, касающиеся реформ Петра I.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ — уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд".
Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.
Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.
Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями к всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого, как он считал, — единственная панацея от трудностей жизни.
Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных им учреждений, и главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный Регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата. Он же создал образец регламента центрального учреждения — Адмиралтейскую коллегию.
Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил административный опыт Франции.
Информация о работе Эволюция государственного и политического строя России