Этнополитические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Этнические конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конфликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.

Содержание

Введение
1. Происхождение и причины этнических конфликтов
2. Структура и классификация этнических конфликтов
3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов
4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 39.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Происхождение  и причины этнических конфликтов

2. Структура  и классификация этнических конфликтов

3. Участники,  движущие силы, цели и формы  этнических конфликтов

4. Течение  конфликтов, варианты исхода, итоги

Список используемой литературы

 

      Введение 

     Этнические  конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены  классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

     Сравнительное изучение, этнических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили:

     1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

     2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным. Этническая самоидентификация, таким образом, это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно повышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, отдаваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение;

     3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение территорией, землей, ее недрами);

     4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - классовые, экономические, правовые, экологические.

     Этнические  конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конфликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.

     Считается, что именно этнический конфликт предстает  наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные  играют второстепенную роль. Причина  в особой значимости этнической идентификации  в жизни человека и общества.

     Таким образом, этнические конфликты красной  нитью проходят через различные  исторические эпохи, в том числе  доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфликтные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу1.

 

      1. Происхождение  и причины этнических  конфликтов 

     Этнические  конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание  средой обитания. Случалось, что в  одних этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории  происходило постоянное перемещение  этносов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.

     Древние письменные источники оставили нам  свидетельства о крупнейших этнических конфликтах Трагическая история  депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявшаяся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-западном Китае, исторические сведения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением.

     Захват  иноплеменников с целью превращения  их в рабство, а затем и для  продажи как товар, было известно давно. Этим промыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымское Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа2. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.

 

      2. Структура и  классификация этнических  конфликтов 

     Несмотря  на то, что каждый этнический конфликт является самостоятельным социально-историческим событием, в нем можно обнаружить признаки присущие другим этническим конфликтам. Выявление этих признаков позволяет перейти к более сложным этапам научного поиска, связанных с анализом, моделированием и прогнозированием конфликтов.

     Классификация этнических конфликтов по сферам общественной жизни - весьма распространенный в зарубежной и отечественной науке подход. Выделяются политические этнические конфликты, экономические этнические конфликты и конфликты в духовной сфере3.

     Большинство этнических конфликтов имеют межсферный характер.

     Существует  также классификация по предметам  или объектам. В данном, случае предметы конфликта имеют четко выраженный межсферный характер. Таковыми являются конфликты, сложившиеся, например, вокруг проблемы государственного языка, территории и её экономических ресурсов, бытовые этнические конфликты.

     Классификация по субъектам-носителям выделяет конфликты  между однопорядковыми и разнопорядковыми субъектами. К первому типу относятся, к примеру, осетинско-ингушский конфликт, конфликт между пророссийскими и проукраинскими настроенными гражданами Украины приведший к срыву выборов на Украине в 2004 г. и другие международные конфликты. Другой тип конфликтов вовлекает разнопорядковые субъекты, например, этническое меньшинство, с одной стороны, и титульный народ или его государственные структуры - с другой. Это очень Распространенный конфликт в постсоветском пространстве, типичным примером таких конфликтов являются российско-чеченский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский, грузино-южно-осетинский.

     Более содержательной и четкой по структуре  является классификация конфликтов по их институционализации. Бывают случаи, когда оба субъекта конфликты не институционализированы т.е. государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобретает характер международного.

     Зачастую  этнические отношения внутри страны имеют много общего с международными отношениями. Война часто напоминает расширенный межэтнический конфликт, в котором есть место всем формам конфликтов. А этнический конфликт напоминает локальную войну. Война  заканчивается рано или поздно прекращением огня и заключением мира. Серьезным  этническим конфликтам нет конца. Разгораясь и затухая они продолжаются веками4.  

     3. Участники, движущие  силы, цели и формы  этнических конфликтов. 

     Все общественные конфликты, в том числе  и этнические, возникают и развиваются  в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения  и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - экономического, социального, культурного, престижного.

     Политические, экономические; духовные и прочие конфликты  есть столкновение социальных сил на соответствующих полях за удовлетворение, решение социальных проблем через собственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу5.

     Социальный  фактор синтезирует все сферы  и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни.

     Социальный  фактор включает важные аспекты экономики  политики; степень благосостояния людей; социальный статус гражданина и ощущение уверенности в будущем; общественную безопасность, уровень социальной дифференциации; гражданские права и возможность населения влиять на политику. Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.

     Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством. Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя»6.

     Россия  превратилась в огромную лабораторию  для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений:

     - традиционалистским и современным:

     - буржуазно-рациональным и продуктивным.

     Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны  становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского  общества 90-х годов.

     Утверждающиеся  в России рынок и новый уклад  жизни, связанный с многообразием  собственности, породили и родственную  им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно  выходят на поверхность конфликты  политического, экономического, социального и этнического свойства. Наиболее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего неравенства крупных социальных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.

     В центре конфликтов в России сегодня  стоит вопрос об обуздании всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, компрадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Главный конфликт сегодня – противоборство основных социально-политических сил, олицетворяющих два противоположных типа рыночных отношений, соответствующие им формы демократии, ценности и нормы, образцы поведения.

     Анализируя  причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свидетельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопоставить их друг с другом поражают своей пестротой и непохожестью.

     Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый конфликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен. 

     4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги. 

     Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне  проанализировать, используя инструментарий только одной науки. Их изучают представители многих отраслей научного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие7. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) конфликтов.

     Однако  целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились  два подхода.

Информация о работе Этнополитические конфликты