Избирательные системы и избирательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что из­бран­ным считается кандидат (или список кандидатов), набравший преду­смот­ренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть раз­личных видов в зависимости от того, какого большинства требу­ет закон для из­брания депутатов - относительного, абсолютного или ква­лифицированного.

Содержание

1 Избирательные системы 3
2 Избирательная система в Российской Федерации 7
3 Избирательная кампания: основные этапы, цели.
Роль СМИ в избирательной кампании. 15
4 Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависи­мости от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:

  • частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;
  • относительную победу – проведение значительного количе­ства депутатов, недостаточного для доминирования в представительном органе, но способных влиять на принятие решений;
  • полную победу – завоевание более половины мест;
  • абсолютную победу – завоевание 2/3 мест, т.е. квалифицирован­ного большинства, обладающего возможностью изме­нять Конституцию (такую победу одержал на парламентских выборах в Индии Индийский Национальный Конгресс во главе с Р. Ганди в 1984г.).

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - ме­сяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена за­коном (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выбо­ров назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания за­вершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, на­резка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет го­лосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избира­тельного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей по­зиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения изби­рательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Со­вместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы за­ранее провести «разведку на местности», организовать социологическое иссле­дование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая бу­дет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации – по за­логу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа – это переговоры. Социологиче­ские исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуще­ствляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб ко­манды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организу­ется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работ­ники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой ин­формации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно сума­тошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапла­нированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агита­ционная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень кон­троля над избирательным процессом. Специальные выпуски газет. Издаются во время выборов, тираж и периодичность зависят от уровня выборов. На местных выборах издается, в случае необходимости, до пяти номеров подобной агитационной продукции1. Агитационные листовки. Их можно разделить:

1. по способу передачи информации - на настенные и предназначены для раздачи в руки,

2. по содержанию - на агитационные и презентационные.

Отдельно выделяются сигнально-информативные небольшого формата и объёма информирующие о существовании кандидата и призывающие голосовать за него.

Настенная состоит, как правило, из 10-15 предложений и 2-3 лозунгов.

Листовка, предназначенная для раздачи в руки, содержит либо биографию кандидата, либо его программу. Объем такой листовки 20 –30 предложений.

Агитационные – воздействуют на подсознание, стремясь побудить избирателя проголосовать за данного кандидата.

Презентационные листовки отвечают на два вопроса: кто кандидат и зачем он нужен избирателям данного округа. Содержат до 25 предложений. Общее количество не превышаем 20% от общего объема листовок.

В листовках не используются трудно произносимые слова, двусмысленные сокращения, отрицания, союзы и предлоги. Листовки с карикатурами на политических оппонентов, как правило, плохо воспринимаются, а порой вызывают реакцию духа противоречия.

Плакаты. Для расклейки на стенах, кроме листовок используются плакаты, формат обычного плаката А3-А2, он содержит – большую фотографию кандидата и слоган кампании.

Необходимо отметить что, сейчас в странах Запада эти формы агитации теряют былое значение. Это связано с все возрастающей ролью телевидения2.

С развитием информационных технологий все большую роль в агитационной кампании играет телевидение. Первым президентом, который использовал телевидение, был Рузвельт, это произошло еще в 1936 году. В 1996 году, президентские выборы в США продемонстрировали полный триумф телевидения, и торжество американских технологий – когда менялся не сам кандидат, а его образ на телеэкране. В рамках одного из социологических опросов проведенного в Америке, выяснялось, откуда избиратели черпают информацию о политиках? В результате были получены следующие ответы:

                   из теледебатов (60%);

                   из ток-шоу (45%);

                   партийные съезды, служили источником информации у 25%3.

Если в 1988 году теледебаты считали важными – 48% американцев, то в 1992 их число выросло до 70%.4 Все это говорит о глобальной роли, которую стало играть телевидение в ходе избирательных кампаний.

Во время выборов телевидение используется для: размещения скрытой политической рекламы, теледебатов, телеобращений, участия в ток-шоу. Во всех странах, где есть государственные каналы, правящие партии имеют на них режим наибольшего благоприятствования5.

«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на фи­нишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Ин­формационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличи­вается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по те­левизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запла­нировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избиратель­ную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Та­кая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

  • регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объедине­ния/блока;
  • выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосред­ственно избирателями и избирательным объединением/блоком;
  • выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;
  • начало сбора подписей в поддержку кандидатов;
  • представление в ЦИК подписных листов и других необходи­мых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
  • образование избирательных участков;
  • начало предвыборной агитации;
  • решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией канди­датов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
  • собственно, сами выборы.

 

4. Заключение

Итак, мы рассмотрели сущность, цели и этапы такого сложного явления функционирования демократического государства, как избирательная кампа­ния.

Важной частью любой политической системы в демократических госу­дарствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должност­ных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновре­менно с укреплением и развитием демократических традиций совершенству­ются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации и проведения выбор­ных компаний, т.е. использование избирательных технологий.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.                      Душин И. и др. Выборы. Технологии избирательных кампа­ний. — Харьков, РА, 1998.

2.                      Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997.

3.                      Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубеж­ный опыт — М., 1995.

4.                      Кузьмин Н. Психотехнологии и эффективный менеджмент — М., 1992.

5.                      Самый короткий путь к власти/Сборник современных техноло­гий проведения политических кампаний. — Таганрог, 1995.

6.                      Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт — М.: Луч, 1993.

7.                      Шендеря В. Организация предвыборных кампаний: Учебч. По­собие — М.: Росс. акад. гос. службы, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии