Избирательные системы и избирательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что из­бран­ным считается кандидат (или список кандидатов), набравший преду­смот­ренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть раз­личных видов в зависимости от того, какого большинства требу­ет закон для из­брания депутатов - относительного, абсолютного или ква­лифицированного.

Содержание

1 Избирательные системы 3
2 Избирательная система в Российской Федерации 7
3 Избирательная кампания: основные этапы, цели.
Роль СМИ в избирательной кампании. 15
4 Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

  Порядок проведения выборов: голосование на выборах в Российской Федерации  проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Ис­ключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены феде­ральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами за­конодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О времени и месте голосования  участковые избира­тельные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за  20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, ко­торый  в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным при­чинам будет отсутствовать  по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором  он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать  досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой  избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну  голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить  сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении  итогов голосования. Голосование производится путем нане­сения избирателем  в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к  кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо  к позиции "против всех кандидатов (спи­сков кандидатов)".  По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование за других лиц не  допускается, но  практика, к сожалению, показы­вает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона)  разрешается проголосовать родственникам. Избирательные  бюллетени  выдаются избирате­лям, включенным в список избирателей,  по  предъявлению паспорта  или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в го­лосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется реше­нием окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении  воз­можности проголосовать вне помещения для голосования должно быть под­тверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участ­ковой избирательной  комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают  под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.  Количество заявлений изби­рателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней  отмеча­ется в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помеще­ния  для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голо­сования вне  помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Ор­ганизация голосования  вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных  прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Избирательные  бюллетени заполняются избирате­лем в специально оборудованных кабине или комнате,  в которых не допуска­ется присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью дру­гого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или на­блюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение из­бирательного бюллетеня избиратель удостоверяет  своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени  опускаются избирате­лями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения  чле­нов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой из­бирательной  комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а на­блюдатель удаляется  из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются  повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной  комиссией.

Порядок подсчета голосов: подсчет голосов избирателей осуществля­ется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса  на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействи­тельными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить во­леизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают  и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:

  • число зарегистрированных  избирателей и число избирателей, допол­нительно внесенных в список
  • число  избирательных бюллетеней, полученных участковой избира­тельной комиссией
  • число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избира­тельном участке  в день голосования
  • число погашенных избирательных бюллетеней
  • число  избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголо­совавшими досрочно
  • число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголо­совавшими на  дому
  • число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках
  • число действительных избирательных бюллетеней
  • число избирательных бюллетеней, признанных недействительными
  • число голосов избирателей, поданных  за каждую из позиций, содер­жащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и  позицию "про­тив всех кандидатов (списков кандидатов)

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недейст­вительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись  подтверждается подпи­сями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

  Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключа­ются. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голо­сования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о ко­торых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объедине­ния,  и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписа­нии протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комис­сии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прила­гаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По  требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая  избирательная комиссия обязана предоставить им за­веренную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избира­тельную комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения со­держащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избиратель­ному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом  решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими  членами окружной избирательной комиссии с правом ре­шающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недей­ствительными, если допущенные при проведении голосования  или установле­нии итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окруж­ной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комис­сия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комис­сии. Копия протокола заверяется окружной избирательной  комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избиратель­ных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,  представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностран­ных (международных) наблюдателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержа­нием протокола, вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая  запись. Вся документация избира­тельных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представитель­ных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов  избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Итоги голосования по каж­дому избирательному участку, результаты выборов  по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей  избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны  предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюда­телю и представителю  средств массовой информации.

 

3.Избирательная кампания: основные этапы, цели. Роль СМИ в избирательной кампании.

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания яв­ляется стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и офи­циальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную по­знакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью канди­датов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее яв­ляется определенными целенаправленными последовательными усилиями, ко­торые осуществляются (на протяжении определенного законодательством от­резка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти к власти...

Важной частью любой политической системы в демократических госу­дарствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должност­ных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновре­менно с укреплением и развитием демократических традиций совершенству­ются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное ис­пользование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и ней­трализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампа­нии происходит:

  • формирование группы сторонников и стимулирование их активно­сти в день выборов;
  • привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
  • ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногла­сий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании — кандидат в депу­таты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше лю­дей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

1.                 личность кандидата — его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;

2.                 специфика момента — географические и демографические особенно­сти округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массо­вой информации, число добровольных помощников, возможности финансиро­вания и т. п.;

3.                 стратегия избирательной кампании — политические цели, тема, на­правленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить, пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании

1.          путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реаль­ные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2.          мероприятия избирательной кампании системно планируются и свое­временно реализуются;

3.          постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4.          особое значение придается роли межличностной коммуникации и спо­собам донесения информации до избирателя;

5.          кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное ме­сто, но существует четкая функциональная структура и основную черновую ра­боту выполняют помощники — группа поддержки.

Цели избирательной кампании

По целям избирательные кампании можно разделить следующим образом:

  • участие, а не победа;
  • достижение частичной, относительно полной или аб­солютной победы.

В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или обще­ственного объединения ставит своей задачей не достижение победы, (шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения себя на по­литической арене как субъекта политической борьбы. В качестве примера ре­шения именно такой задачи можно привести В. Жириновского в президентских выборах в России в 1991г. Никаких шансов победить у него не было, важно было другое – ярко и громко заявить о себе, стать видной политической фигу­рой. Поставленная цель была полностью достигнута – вся страна и весь мир уз­нали до этого никому не известного рядового гражданина, который стал бес­спорным лидером партии. Определённые круги стали делать на него ставку, со­действуя дальнейшему продвижению и укреплению его в политическом истэб­лишменте.

Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного кан­дидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него интер­претация победы однозначна. В отношении партии и общественных объедине­ний граждан, интерпретация победы не столь однозначна, как для конкретного человека. Так, для образовавшейся всего за несколько месяцев до выборов пар­тии, ещё не успевшей создать свою инфраструктуру и прочно обозначиться в глазах избирателей, победой будет являться проведение незначительного коли­чества депутатов в соответствующие органы власти. Примером такой победы служит преодоление 5% барьера партией зелёных в ФРГ в 80-х годах. Хотя в качестве исключения можно привести сформировавшийся незадолго до парла­ментских выборов блок ОВР набравший 12%, хотя у этого объединения были большие шансы набрать в два раза больший результат. Для партии, продолжи­тельное время действующей на политической арене, имеющей определённую репутацию, финансовую базу и регулярный доступ к СМИ, проведение не­большого количества депутатов (относительно других партий), но недостаточ­ного для образования устойчивого парламентского большинства, следует счи­тать не победой, а поражением.

Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии