Избирательные системы и избирательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система – это совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.

Содержание

I. Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации.
Введение
1.Типы избирательных систем, их сущность
2. Избирательная система в Российской Федерации.
Заключение
II. Тесты.
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет» 

    Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

                     по дисциплине: Политология

                      по теме: Избирательные системы и                                            избирательные технологии 
 
 
 
 

                                         Преподаватель ХХХХХХХХХ 

                Студент ХХХХХХХХХ  
             

                 Направление:ХХХХХХХХХ 

              Группа  ХХХХХХХ 
               
               
               
               

    Екатеринбург

    2011  

 

    «СОДЕРЖАНИЕ» 

            

         I. Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации.

            Введение

             1.Типы избирательных систем, их сущность

             2. Избирательная система в Российской Федерации.

            Заключение 

             II. Тесты. 

             Список использованных источников                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

I. Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации. 

         «ВВЕДЕНИЕ» 

     Избирательная система – это совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.

     С точки зрения социальной парадигмы  политической науки, суть которой состоит  в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов 9экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого явления, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют. А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны её законодательством определяется та или иная избирательная система.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Типы  избирательных систем, их сущность 

     Социально-экономическое  развитие общества привело к существованию  выборов и избирательных систем. Избирательная система является каналом, по которому осуществляется процесс  формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. Избирательная система – это взаимосвязь приемов, правил и процессов, обеспечивающих становление представительных государственных органов политической власти.

     В итоге развития образовалось две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, но в современных условиях присутствует и смешанные формы.  

     а) Мажоритарная избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Такая система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

     - Мажоритарная система относительного  большинства,  избранный кандидат  тот, который получил больше  голосов, чем любой из его  соперников ( США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.);

     - Мажоритарная система абсолютного  большинства , кандидат, получивший абсолютное большинство голосов ( больше 50%). Например – Австралия, Израиль, Испания, Италия и др.;

     - Мажоритарная система квалифицированного  большинства, избранным кандидат, который получил установленное   законом, большинство голосов  (Франции и др.). 

     На  выборах побеждает более сильное  политическое течение в стране, что  способствует вытеснению из органов  власти представителей мелких и средних  партий. Мажоритарная система способствует появлению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трех- партийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

     Также как и другая система, мажоритарная имеет и значимые недостатки. Они  вызваны тем, что значительное число голосов избирателей  не учитываются при распределении мандатов. Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест.  

     б) Пропорциональная избирательная система. В ней более правдиво представлена политические силы и жизнь общества. Каждая партия, принимающая участие  в выборах, получает количество депутатских  мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной в том, что такая  система обеспечивает представительство для мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей.

     Пропорциональная  система каждой страны имеет свою особенность, поэтому цель достижения пропорционального правительства осуществляется по-разному. С этим критерием выделяется три типа системы:

     - в полной мере реализующие  принцип пропорциональности;

     - с недостаточной пропорциональностью;

     -  достигшие  пропорциональности между голосами и полученными мандатами, однако, предусматривают препятствия проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают.

     Так как пропорциональная избирательная  система действует в многомандатных округах, партии выдвигают целые  списки кандидатов, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам.

     Пропорциональная  система, в условиях многопартийности более демократична по сравнению  с мажоритарной. Более реально  отражает расстановку политических сил в стране на момент выборов  и не дает большого числа неучтенных голосов избирателей.

     Но  у пропорциональной системы также  имеются свои недостатки:

     - представительство в органах  государственной власти получают  политические силы, пользующиеся  поддержкой далеко не во всей  стране;

     - сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами;

     - зависимость депутатов от своего  партийного руководства, что может  отрицательно сказаться на обсуждении  и принятии важных документов;

     - связь между депутатами и избирателями слабая, вследствие того, что голосование осуществляется за партии, а не за кандидатов. 

     в) Смешанная избирательная система. Смысл её в том, что часть депутатских  мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

     Смешанная избирательная система, сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей  степенью демократизма, приспосабливаемости  к условиям страны. 

     Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Избирательная система в Российской Федерации. 

     Современный этап развития избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993года.

     После проведения первых выборов в Федеральное  Собрание Российской Федерации и  принятия в результате всенародного голосования новой Конституции  Российской Федерации (декабрь 1993 года) продолжилось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов Российской Федерации были приняты пакеты законодательных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов  Президента Российской Федерации, депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок  выборов в иные федеральные государственные  органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

     Этот  порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.

     Следовательно, избирательная система и избирательное  право тесно связаны между  собой, хотя отождествлять их нельзя.

     Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации. Депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

     Однако  термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления; Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии