Избирательные система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. Ведя речь об общем понятии «избирательная система» стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие избирательной системы………………………………………..4
2.Виды избирательных систем…………………………………………….6
3.Особенности избирательных систем……………………………………12
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Изирательные системы.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Для пропорционального распределения  мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и  метод делителей.

Система единственного  передаваемого голоса: Эта система, отличающаяся определенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.

Система была предложена в середине прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ  и англичанином Т. Хэром, а стала  знаменитой благодаря усилиям выдающегося философа и лидера английского либерализма Джона Стюарта Милля.

Система эта применяется  только в многомандатных избирательных  округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя  за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными13.

У многих избранных  кандидатов оказываются излишки  голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают  всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой  их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей.

Затем в соответствии со вторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций.

Возможность передачи голоса и объясняет  название системы – единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты – в Австралии, Индии14.

Смешанные системы: В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

 

3. Особенности избирательных  систем

США – страна, в которой выборы проводятся чаще, чем в какой-либо другой стране. Из этого многообразия выборов следует выделить всеобщие, или генеральные, выборы, которые проходят в каждый високосный год и на которых избираются Президент и Вице-президент США, Палата представителей, треть членов Сената, нижние и частично верхние палаты легислатур штатов, губернаторы 14 штатов и некоторые иные должностные лица.

 Специальные, или промежуточные,  выборы проводятся в четный  год между двумя високосными.  Применяется также такая своеобразная избирательная процедура, как первичные выборы, или праймериз, которая связана с выдвижением кандидата в депутаты или в президенты. Практически повсеместно используется мажоритарная система относительного большинства. Исключение составляют местные выборы в некоторых штатах, где применяются иные избирательные системы, в частности пропорциональная система и система с применением кумулятивного вотума15.

При выборах Президента используется мажоритарная система относительного большинства на первом этапе и  абсолютного большинства на втором. Выборы проводятся по одномандатным округам, за исключением президентских, на первом этапе которых в каждом штате образуется один многомандатный округ. Институт выборов регулируется на федеральном уровне Конституцией США, Актом об избирательном праве 1970 года, Актом о федеральных избирательных кампаниях 1971 г., Актом о регистрации избирателей 1993 года, Актом о реформе двухпартийной кампании 2002 года, Актом о содействии Америке в проведении голосования 2002 г., рядом иных федеральных актов16.

По сравнению с другими странами, выборы в США, охватывающие все уровни американской государственности, представляют собой более широко применяемую  политическую процедуру. Номенклатура различных постов, замещаемых с помощью  выборов, в США значительно шире, чем в любой другой стране. Так, в США избираются президент, вице-президент, обе палаты конгресса, органы власти и управления штатов, советы городских поселений различного типа и графств, советы специальных округов и множество должностных лиц органов штатного и местного управления – от верховных судей и атторнеев до шерифов и коронеров. Президент и Вице-президент согласно Конституции избираются посредством косвенных выборов – коллегией выборщиков, назначаемых каждым штатом в количестве, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право направлять в Конгресс.

В Великобритании избираются нижняя палата Парламента – Палата общин (единственный избираемый населением всей страны представительный орган), представительные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, местные органы (советы административных графств, городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и приходов). Здесь также используется мажоритарная система относительного большинства. Первым законом о народном представительстве, определившим круг обладателей активного избирательного права, имеющих право участвовать в избрании нижней палаты парламента, обычно считается Закон о народном представительстве 1832 года. После принятия этого закона были изданы и другие законы с аналогичным названием, изменяющие и дополняющие предшествующее избирательное законодательство и регулирующие не только процедуру выборов в Палату общин, но и в органы местного самоуправления.17

 На данном этапе избирательный  процесс в Великобритании регулируется Законом о народном представительстве 1983 г., консолидировавшим целый ряд законодательных актов, Актом о политических партиях и референдумах 2000 г., Актом о выборах 2001 г., который внес существенные изменения в избирательное законодательство Великобритании. Право быть зарегистрированным в качестве избирателя на парламентских выборах и на выборах местного управления предоставляется гражданам Содружества и гражданам республики Ирландия, являющимся резидентами избирательного округа или его части, не лишенным законного права голосовать (это не относится к возрасту) и достигшим необходимого для голосования возраста (статья 4 указанного закона). Любопытно, что активным избирательным правом, наряду с душевнобольными и лицами, осужденными к лишению свободы, не обладают пэры и пэрессы (кроме пэров Ирландии), заседающие в палате лордов.

В настоящее время Великобритания находится в периоде реформ, инициированных лейбористским правительством; наряду с процессом деволюции (передачей  части властных полномочий центра на уровень регионов) и реформой палаты лордов, направленной на демократизацию формирования этой палаты, идет реформа избирательной системы – переход от исключительно мажоритарной системы, традиционной для Великобритании, к смешанной18.

Во Франции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, а также органы регионального и местного управления. Основополагающие принципы французского избирательного права, а также четкие указания на некоторые аспекты избирательной системы закреплены в действующей Конституции Франции 1958 года.

Основным источником избирательного права страны является Избирательный  кодекс, к которому примыкают еще  несколько законов, как органических, так и простых. Вопросы избирательного права регулируются еще и большим числом декретов правительства и циркуляров, издаваемых министрами (в том числе и премьер-министром). Многие уточняющие положения избирательного права, толкование действующих норм содержатся в решениях высшего органа конституционной юстиции Франции – Конституционного совета.

Избирательные системы, используемые в сегодняшней Франции, чрезвычайно  разнообразны. При выборах президента республики применяется двухтуровая  мажоритарная система с голосованием по униноминальным (одномандатным) округам на основе принципа, согласно которому каждый депутат должен представлять равное число избирателей (такая система именуется мажоритарной униноминальной системой). На выборах Национального Собрания используется также мажоритарная система с голосованием по одномандатным округам. Большой сложностью отличается порядок избрания верхней палаты французского парламента – Сената, избираемого посредством косвенных трехстепенных выборов. Трехстепенная структура выглядит приблизительно следующим образом: избиратели избирают основную часть коллегии выборщиков (избирательной коллегии), т.е. муниципальных советников, последние – делегатов, и затем проводятся выборы сенаторов. В состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов, делегаты муниципальных советов. Голосование проводится по департаментам. В тех департаментах, где избирается три или более членов верхней палаты французского парламента, применяется пропорциональная система, в остальных – двухтуровая мажоритарная.

Демократические избирательные традиции Испании сравнительно молоды – эта европейская страна, в которой длительное время сохранялся фашистский политический режим, вступила на путь демократических преобразований лишь в 1970 годах прошлого века, и первые демократические выборы в парламент (Генеральные Кортесы) состоялись только в 1977 году. В том же году был принят Декрет-закон об избирательном праве. Генеральные Кортесы (одно из старейших парламентских учреждений в мире) построены на основе принципа бикамерализма. Часть 3 статьи 68 Конституции Испании устанавливает, что выборы в нижнюю палату (Конгресс депутатов) проводятся на основе пропорционального представительства по избирательным округам, которыми являются 50 испанских провинций.

Закон распределяет общее число  депутатов пропорционально общему количеству населения провинции  с обязательным обеспечением как  минимум одного представителя от каждого избирательного округа. Порядок  формирования Сената (Верхней палаты Генеральных кортесов, являющейся палатой территориального представительства) установлен Конституцией и Органическим законом 1981 г. От каждой провинции избирается по 4 сенатора; островные провинции избирают сенаторов по установленным Конституцией нормам (от больших островов – Гран Канарья, Майорка и Тенерифе по три депутата, от остальных – по одному – часть 3 статьи 69 Конституции), а региональные автономные объединения направляют в верхнюю палату по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение сенаторов осуществляется законодательной ассамблеей в соответствии со статутом регионального автономного объединения. Выборы в Сенат также проходят на основе пропорционального представительства.

В Италии довольно долго применялась мажоритарная система относительного большинства (с шестидесятых годов XIX века до 1919 года). В 1919 году была введена пропорциональная система, в соответствии с которой 508 депутатов избирались в 54 избирательных округах, сформированных по провинциальному и межпровинциальному признаку. Вплоть до 1992 года представительные органы Италии формировались преимущественно на пропорциональной основе19.

С одной стороны, это обеспечивало широкое представительство политических партий, с другой стороны – влекло за собой проблемы при формировании правительства и необходимость создавать пакты о коалиции. В результате в 1993 году в стране была проведена реформа избирательной системы – 4 августа 1993 года были приняты законы «Нормы о выборах сената республики» и «Новые нормы о выборах Палаты депутатов». В результате этих перемен в Италии была введена смешанная избирательная система, которая применяется при формировании обеих палат парламента. Три четверти состава каждой палаты избирается по системе относительного большинства и одна четверть – по пропорциональной системе.

Страной смешанной избирательной  системы является Мексика, где, как определено Конституцией страны, триста депутатов Палаты депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства по униноминальным избирательным округам, а до ста депутатов избираются на основе пропорционального представительства посредством региональных списков, голосование по которым проходит в полиноминальных избирательных округах20.

В Японии Парламент избирается путем всеобщих прямых выборов на основе смешанной системы, сочетающей в себе элементы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Нормативно-правовую основу избирательного права и избирательной системы Японии составляют Конституция страны и Закон 1950 года «О выборах публичных должностных лиц». Верхняя палата – палата Советников, состоящая из 252 членов, избирается сроком на шесть лет с переизбранием половины ее состава каждые три года. Палата советников избирается по смешанной системе – 152 советника избираются от 48 многомандатных округов, при этом также создается общенациональный избирательный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий21.

Таким образом, у каждого избирателя два голоса, один из которых он отдает за конкретного кандидата, другой – за политическую партию. Нижняя палата – палата представителей – избирается сроком на четыре года в количестве 500 депутатов. До 1996 года выборы в палату представителей проводились по системе средних избирательных округов.

Информация о работе Избирательные система