Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы:
разобрать понятие избирательного права РФ;
определить принципы избирательного права РФ;
рассмотреть источники избирательного права РФ.
Цель работы – наиболее детальное рассмотрение и изучение данной темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1.ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ….5
1.1 Понятие «Избирательное право»…………………………………………..5
1.2 Принципы избирательного права Российской Федерации……………….6
Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ………………..12
2.1 Основные понятия избирательной системы……………………………...12
2.2 Порядок проведения голосования ………………………………………15
2.3 Порядок подсчета голосов…………………………………………………19
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
3.1 Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков …19 избирателей
3.2 Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………………22
3.3 Порядок формирования избирательных комиссий……………………….24
3.4 Обжалование решений избирательных комиссий ………………………..29
3.5 Ответственность за нарушения избирательных прав…………………….30
ГЛАВА 4.ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1 Понятие и содержание государственно-правового статуса депутата в Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности…33
4.2 Принципы депутатской деятельности……………………………………43
4.3 Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и избирательном округе……………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
Библиографический список……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

избирательн.сист.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и 

уставами (положениями) о местном  самоуправлении.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся  у них в непосредственном подчинении.

После регистрации кандидата избирательное  объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные  комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной  комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной  комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной  комиссии с совещательным голосом  в случаях, если кандидаты или  избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания  регистрации кандидатов на следующих  выборах в тот же орган или  на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем  приняло участие большинство  от установленного числа членов избирательной  комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий о  регистрации кандидатов (списков  кандидатов), об отмене регистрации  кандидатов, об итогах голосования  или о результатах выборов, о  признании выборов несостоявшимися  или недействительными принимаются  на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения  избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с  правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются  председателем и секретарем избирательной  комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать  особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной  комиссии не позднее чем в трехдневных  срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и  иным нормативным правовым актам  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением  установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной  комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов  о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

При Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации действует  Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения  вопросов, связанных с деятельностью  Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 28 февраля 1995 г.

3.4 Обжалование решений избирательных комиссий

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в  суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в  вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение  в вышестоящие избирательные  комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения  по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В  случае, если факты, содержащиеся в  жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный  срок. При этом вышестоящая избирательная  комиссия вправе принять самостоятельное  решение по существу жалобы.

 

 

3.5 Ответственность  за нарушения избирательных прав

Ответственность за нарушение  избирательных прав граждан — меры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан. Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает три вида юридической ответственности: 1) конституционно-правовую; 2) административную; 3) уголовную. В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность (для опровержения по суду распространяемых ложных сведений, унижающих честь и достоинство, — ст. 152 ГК). Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам (коллективу людей, являющемуся субъектом права). К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе за попытку воспрепятствовать работе этой комиссии, осуществлению избирательных прав граждан, за нарушение тайны голосования; удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц.

Административная и уголовная  ответственность наступает за нарушение  избирательных прав граждан и  применяется в отношении конкретных лиц. Это лица: а) препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога или  иными способами свободному осуществлению  гражданами РФ права избирать и быть избранными; б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку  кандидата, а также участвующие  в подделке данных подписей; г) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях; д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах; е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации; ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования; з) нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям; и) препятствующие работе избирательных комиссий или незаконно вмешивающиеся в эту работу; к) препятствующие голосованию на избирательных участках; л) нарушающие тайну голосования; м) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; н) осуществляющие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществляющие заведомо неправильный подсчет голосов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; о) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; п) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; р) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; с) являющиеся работодателями и отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления  уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной  федеральным законом. Административная ответственность за избирательные  правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях; уголовная ответственность предусмотрена  Уголовным кодексом РФ и наступает  за деяния, препятствующие осуществлению  избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 142).

 

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Правовой статус депутата Российской Федерации

 

    

  4.1 Понятие и содержание  государственно-правового  статуса депутата  в Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности      

Депутатом Государственной Думы является избранный  в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.      

Депутатом Государственной  Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий  гражданство иностранного государства  либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.       

Статус  члена  Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законно «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».      

Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.      

Одно  и то же лицо не может одновременно являться членом             Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.       

Депутаты  Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной  Думы не могут находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.       

Депутаты  Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.      

Вопрос  о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.      

Основные  элементы конституционно-правового  статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной  власти Российской Федерации: политико-правовой характер депутатского мандата; полномочия, совокупность прав и обязанностей депутата; гарантии депутатской деятельности; ответственность депутатов. Не все перечисленные элементы конституционно-правового статуса депутата равнозначны. Однако совокупность наиболее значимых элементов позволяет определить статус регионального депутата.      

Гарантии  депутатской деятельности       

Депутат Государственной  Думы имеет право  законодательной инициативы, которое  осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.      

Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в  заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии.      

Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.      

Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.      

Совет Федерации, Государственная Дума вправе пригласить Председателя Правительства  Российской Федерации, членов Правительства  Российской Федерации, Генерального прокурора  Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.      

По  вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы пользуются правом на прием в  первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.      

Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации  обеспечивают в установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, печатными изданиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, иными государственными органами.      

Вмешательство депутата Государственной Думы в  оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.       

Депутат Государственной  Думы не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме  случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.       

Депутат Государственной  Думы обладает неприкосновенностью  в течение всего срока своих  полномочий.      

Вопрос  о лишении депутата Государственной  Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.      

Депутат Государственной  Думы вправе отказаться от дачи свидетельских  показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших  им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.      

Депутат Государственной  Думы подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае:       

а) гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;      

б) причинения увечья или иного повреждения  здоровья.      

В случае причинения депутату Государственной  Думы увечья или иного повреждения  здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.      

В случае смерти депутата Государственной  Думы материальное обеспечение членов семьи умершего депутата Государственной  Думы осуществляется в порядке, установленном  федеральным законом о материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.      

Срок полномочий члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы засчитывается в стаж федеральной  государственной службы.      

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) гражданской  службы для установления ежемесячной  надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности  ежегодного дополнительного оплачиваемого  отпуска за выслугу лет и размера  поощрений за безупречную и эффективную  гражданскую службу включаются периоды  замещения:

        1)должностей гражданской службы,воинских должностей и должностей  правоохранительной службы 

2) государственных должностей;

 3) должностей муниципальной службы;

 4) выборных должностей в органах  местного самоуправления;

 5) иных должностей в соответствии  с федеральными законами.      

Порядок исчисления стажа государственной  гражданской службы Российской Федерации  и зачета в него иных периодов замещения  должностей устанавливается указом Президента РФ1.      

Стаж  государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.      

Срок полномочий члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы засчитывается в общий и  непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.       

Стаж государственной  службы - суммарная продолжительность  периодов осуществления государственной  службы и иной деятельности, учитываемая  при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.      

Трудовой  стаж - учитываемая при определении  права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению  суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.      

Условием  сохранения непрерывного трудового  стажа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является их поступление  на работу или на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий.      

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает гарантии по предоставлению прежней работы (должности) члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) по трудовому договору, после прекращения их полномочий; содержит гарантии для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которые до своего избрания (назначения) являлись военнослужащими или служащими определенных органов. Эти гарантии предусматривают право данных лиц после окончания их полномочий в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы продолжить военную службу (службу в указанных органах) либо досрочно уволиться с соответствующей службы; устанавливает следующие гарантии супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий:

 

             перерыв в работе засчитывается в общий  и непрерывный стаж работы (службы);      

сохраняется стаж работы (службы) по специальности (на указанный период);       

сохраняется стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате (на указанный период);       

установление  процентных надбавок и получение  единовременного вознаграждения за выслугу лет (на указанный период);      

выплата вознаграждения по итогам работы организации  за год, на который приходится переезд;      

пенсия  на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности  либо работали(служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.      

В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутат Государственной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.       

Депутату  Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне их постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до десяти тонн) к постоянному месту жительства депутата.       

Депутату  Государственной Думы, который имеет  трудовой стаж, равный требуемому для  назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи  с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.      

Депутат Государственной Думы имеет право  на обеспечение материально-финансовых условий для осуществления своих полномочий.       

Депутату Государственной  Думы предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.      

Депутату Государственной  Думы предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое  обеспечение на условиях, установленных  для федерального министра. Медицинское, санаторно-курортное и бытовое  обеспечение депутата Государственной  Думы, которым причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления ими своих полномочий, сохраняется за ними и после прекращения их полномочий.       

Депутату Государственной  Думы для осуществления им своих  полномочий предоставляется отдельное  служебное помещение, оборудованное  мебелью, оргтехникой (в том числе  персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся  правовым базам и государственным  информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.      

Депутат Государственной  Думы на территории Российской Федерации  имеет право на внеочередное получение  проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а  также на автобусы междугородных  сообщений с последующим возмещением  их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год на функционирование Государственной Думы.      

Администрации государственных  и муниципальных гостиниц обязаны  в течение одного часа предоставлять  члену депутату Государственной  Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение  в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее депутата Государственной  Думы.      

Депутату Государственной  Думы, не имеющим жилой площади  в городе Москве, на период осуществления  им своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное  жилое помещение (квартира с мебелью  и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.      

Депутат Государственной Думы имеет право  на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением своей деятельности.       

Депутату Государственной  Думы на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.      

Депутат Государственной Думы вправе иметь  помощников по работе в Государственной  Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы.       

4.2 Принципы депутатской  деятельности      

Деятельность Государственной  Думы основывается на принципах политического  многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения  вопросов.      

Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты.      

Заседания Государственной Думы и Совета Федерации  проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. По решению палаты на ее заседания  могут быть приглашены представители  государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой законопроектам и иным вопросам. Кроме того, на заседаниях палат парламента ведутся протоколы и стенограммы, которые подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (для Государственной Думы), в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (для Совета Федерации).      

Гласность и открытость в деятельности законодательных  органов признаются фундаментальными принципами осуществления законодательной  власти. Их следует рассматривать  как одни из основополагающих принципов  демократии, от практической реализации которых в России во многом зависит успех процесса демократизации.      

Деятельность  Государственной Думы и Совета Федерации  основана на принципах свободы обсуждения и гласности. Заседания комитета, комиссии палат парламента, как правило, проводятся открыто, однако может быть принято решение о проведении закрытого заседания. На их заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Кроме того, в заседании комитета и комиссии палат парламента могут присутствовать и принимать участие: полномочные представители органов государственной власти, статс-секретари - заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты РФ, депутаты (члены) палат парламента, не входящие в состав этого комитета (комиссии) с правом совещательного голоса. На заседания комитета, комиссии Государственной Думы могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений. В заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации могут принимать участие Председатель, заместитель Председателя, аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ.      

Принцип разделения властей не предполагает совмещения полномочий членов представительной и исполнительной ветвей государственной власти, за исключением парламентских республик и монархий, в которых депутаты парламента могут одновременно входить в состав кабинета министров. Россия является республикой смешанного типа, поэтому Конституция в основном тексте закрепляет принцип профессиональной деятельности депутатов Государственной Думы и исключает возможность ее совмещения с иной государственной службой.       

4.3 Полномочия и деятельность  депутата в представительном  органе и избирательном  округе      

Депутат представительного органа обязан принимать  меры к обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, регулярно вести прием граждан, рассматривать поступившие от них предложения и жалобы, в пределах своих полномочий способствовать правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления, выезжать в свой избирательный округ или на территорию для встречи с избирателями.      

Формой  работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений  и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.      

Процедуры рассмотрения обращений регулируются наравне с регламентами парламентов, специальными актами о статусе депутатов представительного органа и законами об обращениях. Следует отметить, что законодательство субъектов объединяет регулирование механизма обращений в органы государственной власти и местного самоуправления. В законодательстве субъектов институт обращений рассматривается в основном как субъективное право граждан на обращения в органы власти на территории субъектов и к должностным лицам указанных органов в связи с требованием признания, соблюдения, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.      

Депутату  Государственной Думы в его избирательном  округе префекты административных округов  для осуществления полномочий обеспечивают извещение населения о месте  и времени встречи депутата с  избирателями.       

Префекты  административных округов в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности депутатов Думы и их помощников (сотрудников).       

По  инициативе комитета, комиссии, депутатского объединения в парламенте могут проводиться совещания, круглые столы, семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной, контрольной и иной деятельностью представительного органа. Решение о проведении мероприятия принимает Председатель или его заместитель. Заявка на проведение мероприятия подается инициатором Председателю, а в его отсутствие - заместителю Председателя в письменной форме не позднее двух дней до проведения мероприятия.

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Заключение

Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и  регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при  выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах  в исполнительные органы власти и  органы местного самоуправления.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов  Президента Российской Федерации, депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок  выборов в иные федеральные государственные  органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при  выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.

Наиболее полно гарантии избирательных  прав граждан Российской Федерации  отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ “Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации”.

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские  и другие) избирательные комиссии.

участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти устанавливаются  федеральными законами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в  суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Информация о работе Избирательное право