Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы:
разобрать понятие избирательного права РФ;
определить принципы избирательного права РФ;
рассмотреть источники избирательного права РФ.
Цель работы – наиболее детальное рассмотрение и изучение данной темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1.ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ….5
1.1 Понятие «Избирательное право»…………………………………………..5
1.2 Принципы избирательного права Российской Федерации……………….6
Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ………………..12
2.1 Основные понятия избирательной системы……………………………...12
2.2 Порядок проведения голосования ………………………………………15
2.3 Порядок подсчета голосов…………………………………………………19
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
3.1 Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков …19 избирателей
3.2 Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………………22
3.3 Порядок формирования избирательных комиссий……………………….24
3.4 Обжалование решений избирательных комиссий ………………………..29
3.5 Ответственность за нарушения избирательных прав…………………….30
ГЛАВА 4.ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1 Понятие и содержание государственно-правового статуса депутата в Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности…33
4.2 Принципы депутатской деятельности……………………………………43
4.3 Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и избирательном округе……………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
Библиографический список……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

избирательн.сист.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 
Глава 1.ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ….5

 1.1 Понятие «Избирательное право»…………………………………………..5

 1.2 Принципы избирательного права Российской Федерации……………….6

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ………………..12 
  2.1 Основные понятия избирательной системы……………………………...12

 2.2 Порядок проведения голосования ………………………………………15

2.3 Порядок подсчета голосов…………………………………………………19 
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

3.1 Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков …19    избирателей

3.2   Обеспечение    избирательных   прав   граждан   избирательными комиссиями………………………………………………………………………22

3.3 Порядок формирования избирательных комиссий……………………….24

3.4 Обжалование решений избирательных комиссий ………………………..29

3.5 Ответственность за нарушения  избирательных прав…………………….30 
ГЛАВА 4.ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 4.1 Понятие и  содержание  государственно-правового  статуса   депутата в Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности…33

 4.2 Принципы депутатской  деятельности……………………………………43

 4.3 Полномочия и деятельность  депутата в представительном  органе и избирательном  округе……………………………………………….44 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47 
Библиографический список……………………………………………………49

 

   Введение

 

Избирательная система –  один из важнейших политико-правовых институтов конституционного права. Несмотря на значительный объем исследований исторического развития, и современного состояния избирательной системы, до сих пор нет единого понимания.

Избирательная система представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принципы проведения выборов, конституционные права граждан  избирать и быть избранными, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе организации и проведения выборов в органы государственной  власти и местного самоуправления, устанавливающих гарантии избирательных  прав граждан.

Данная тема очень актуальна в современном мире, так как сейчас уделяется большое внимание проблеме усовершенствования избирательной системы. Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. В каждом субъекте Федерации есть свой закон о местном самоуправлении. Каждое муниципальное образование принимает устав, избирает муниципальный совет и главу администрации.

Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в ее Конституции 1993 года. И хотя в ней отсутствует специальная  глава, посвященная избирательной  системе, но основные положения, на которых  зиждется все избирательное право  и строится избирательная система, установлены: высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными. Конституцией РФ очерчен круг федеральных  государственных органов, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, в общих чертах определен механизм защиты избирательных прав граждан.

Задачи моей работы:

  1. разобрать понятие избирательного права РФ;
  2. определить принципы избирательного права РФ;
  3. рассмотреть источники избирательного права РФ.

Цель работы – наиболее детальное рассмотрение и изучение данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и принципы избирательной системы  РФ

        

      1.1 Понятие «Избирательное право»

 

Термин «»избирательное  право встречается в научной  литературе достаточно часто в различных  контекстах. К его пониманию нет  единого подхода.

Как и понятие «избирательная система», понятие «избирательное право» нередко рассматривается в «широком»  и «узком» смысле. В «широком»  смысле – Это система норм, регулирующих отношения, связанные с выбором  и отзывом депутатов и выборных должностных лиц; комплексный правовой институт (подотрасль конституционного права), либо совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс (включая и избирательное право  в узком смысле). В «узком» смысле под избирательным правом понимают конституционное право гражданина избирать и быть избранным в выборные органы государственной и муниципальной  власти, либо совокупность норм, закрепляющих эти права и регулирующих порядок  их осуществления и защиты.

Традиционно в теории конституционного права понятие «избирательное право» принято рассматривать в объективном  и субъективном смысле.

Субъективное избирательное  право означает принадлежащее конкретному  гражданину право избирать и быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления, то есть это правомочия, принадлежащие  конкретным субъектам правоотношения (правомочия, установленные нормами  объективного избирательного права).

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное  право есть нормативная форма  бытия субъективных избирательных  прав. В этом качестве объективное  право выступает нормативным  источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного права  устанавливаются модели правового  поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих, объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частности, меры юридической ответственности). В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных правоотношений.

В данном контексте различают  активное и пассивное избирательное  право.

Активное избирательное  право – это прямое или косвенное  право граждан обладать при достижении установленного законом возраста решающим голосом в избрании членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления или принимать  участие в отзыве членов и руководителей  выборных органов.

Пассивное избирательное  право – это право гражданина быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления.

 

1.2 Принципы избирательного права Российской Федерации

 

Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова  С.И. и Шведова Н.Ю. определяет понятие  «принцип» как «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы».

Избирательное право как  институт конституционного права руководствуется  только своими, только ему присущими  принципами, хотя некоторые из них  можно встретить не только в избирательном  праве. Количественный состав принципов  избирательной системы России свидетельствует  о том, что в отечественной  юридической литературе сложился стереотип из четырех принципов: принцип всеобщности выборов, принцип равных выборов, принцип прямых выборов и принцип тайны голосования. Конституция России 1993 года закрепляет эти принципы только применительно к выборам Президента России (статья 81). Статья 3 Федерального закона «об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года расширяет эту правовую конструкцию закрепляя следующую дефиницию: участие гражданина в выборах является свободным и добровольным… реализуется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании… Таким образом, к конституционной конструкции добавляется принцип свободных и добровольных выборов. Однако этот перечень принципов избирательной системы не является исчерпывающим.

Всеобщее избирательное право – это право на участие в выборах взрослых граждан. Из этого правила существуют исключения, что касается, прежде всего, тех лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда и граждан, признанных судом недееспособными.

Под Всеобщим избирательным  правом в развитых странах понимается такое избирательное право, которое  ограничено различными избирательными цензами.

Хотя избирательные цензы  и ограничения, ставящие граждан  в условия заведомо неравных юридических  возможностей при формировании представительных органов государства, сегодня не имеют такого широкого распространения  как в прошлом веке, тем не менее, законодательство не избавилось от таких  цензов. Это значит, что согласно общепризнанным международным пактам они формально не обеспечивают всеобщности  избирательного права.

Что касается возрастного  ценза, с помощью которых длительное время от участия в выборах  отстранялась крупная категория  граждан молодого возраста, то здесь  в последнее время под влиянием общего подъема демократического движения произошли определенные изменения. В России возраст, необходимый для реализации активного избирательного права, - 18 лет. В пассивном избирательном праве – например, Президентом «может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ст. 81 Конституции РФ)

Равное избирательное  право. В большинстве современных государств избирательное право формально является равным. Это означает, что: 1) каждому избирателю представляется равное количество голосов; 2) все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по численности избирателей должны быть одинаковыми.

Принцип равенства избирательного права искажается и нарушается повсеместно. Так, ст.12 Закона о выборах депутатов  Государственной Думы от 20 декабря 2002 года допускает отклонения одного избирательного округа от другого не более ем на 10%, а в труднодоступных  и отдаленных районах - не более 15%. В  переводе в абсолютные цифры 10% от стандартного округа составляют 50 тыс. избирателей. При этом кандидату от большого округа приходится собирать и больше подписей избирателей.

Принцип прямых выборов.

Этот принцип означает, что лицо избирается непосредственно  в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции, при этом воля избирателей не искажается.

Принцип тайны  голосования означает, что избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц, внешнее воздействие на волеизъявление избирателей не допускается, избирательные бюллетени заполняются и опускаются в избирательный ящик лично.

Принцип тайны голосования  обеспечивается следующими обстоятельствами: избирательный бюллетень необходимо заполнять в кабине, специально оборудованном  месте или комнате для тайного  голосования, где не допускается  присутствие других лиц; член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в его работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарушить тайну голосования; территориальные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления избирателей.

Принцип добровольности участия в выборах.

Во-первых, он проявляется  в том, что избиратели принимают  участие в выборах на совершенно добровольной основе. За неучастие  в выборах для избирателя не наступает  никакой ответственности. Во-вторых, от каждого депутата в кандидаты  требуется письменное согласие баллотироваться  по соответствующему избирательному округу, без которого он не будет зарегистрирован  окружной избирательной комиссией  в качестве кандидата в депутаты.

Принцип обязательности выборов означает, что выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Реализация требования об обязательности проведения выборов находит выражение в закреплении вида органа, выборного должностного лица, депутата выборного органа, в отношении которых назначены и должны быть проведены выборы; перечня нормативно-правовых актов, которые устанавливают срок их полномочий и декларируют обязательность проведения выборов по его истечении; срока назначения и проведения выборов до истечения полномочий органа или депутата; системы органов, обеспечивающей обязательность проведения выборов; организационно-правовых и финансовых условий проведения выборов.

Принцип периодичности  выборов связан с временными рамками полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны , с одной стороны обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.

Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре: 1) при повторном голосовании 2) на выборах депутатов органов местного самоуправления(если это предусмотрено законом субъекта федерации). При этом кандидат считается избранным , если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Информация о работе Избирательное право