Избирательная система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.
Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

Работа содержит 1 файл

Избирательная система сша.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА США

Общие принципы организации выборов в США

 

     По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.

     Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

     Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на 6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,

     Палата представителей, избираемая на 2 года по 435 одномандатным округам.

     Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538 человек), которая формируется в соответствии с результатами выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от штата равно количеству сенаторов и членов Палаты представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий выборного представительства в Конгрессе, располагает тремя голосами выборщиков.

     Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в должность 20 января года, следующего за годом выборов.

     В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

     - закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

     - закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,

     - закон 1984 г. о доступности мест голо - | сования для инвалидов,

     - закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе

     проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

     В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным голосованием.

Особенности избирательной системы США

Предварительные выборы («праймериз»)

 

     В отличие от России, где официальная избирательная кампания в федеральные органы власти начинается не ранее чем за 110 дней до дня голосования, в Америке выборы президента США длятся практически год, а республиканцы могут официально начинать предварительные выборы в год, предшествующий году голосования.

     Особенностью американской политической системы является то, что у них нет централизованных общефедеральных партий, как в России и в бывших союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50 республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

     Процедура выдвижения кандидата на должность президента и вице-президента однозначно не прописана в конституции или федеральных законах США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать кандидатов.

     Предвыборная гонка начинается с предварительных выборов (праймериз). Праймериз - это прямые выборы среди сторонников одной и той же партии, где определяются партийные кандидаты («кандидаты в кандидаты»), которые будут баллотироваться на всеобщих выборах. В ходе голосования на праймериз в большинстве случаев избиратели просто ставят крестик напротив фамилии того или иного кандидата. Иногда они также выбирают делегата, который обязуется голосовать на партийной конференции за конкретного кандидата. Республиканцы, для которых более характерна партийная дисциплина, иногда просто предлагают своим избирателям выбрать делегата на партийный съезд, предоставив ему возможность самому решить вопрос о достойном кандидате в президенты.

     Праймериз могут быть закрытыми - тогда к голосованию допускаются только члены партии из этого штата - или открытыми - тогда любой избиратель приходит на участок, берет бюллетень той партии, которую поддерживает, и ставит в ней крестик напротив имени того кандидата, который может лучше всего представить эту партию на федеральных выборах. Потом голоса со всего штата подсчитываются, и становится понятно, сколько голосов получил каждый из кандидатов.

     Праймериз являются первым серьезным шагом в избирательной кампании любого кандидата, и их результаты являются во многом определяющими для исхода выборов. Поэтому кандидаты тщательно готовятся к первичным выборам и уделяют особое внимание штатам, где будут в этих выборах участвовать (а кандидат не обязан участвовать во всех праймериз, проходящих в США). Больше всего от этого выигрывают штаты Айова и Нью-Гемпшир, в которых праймериз проходят на несколько недель раньше, чем в других местах. Результаты первичных голосований в этих штатах подробно обсуждаются в СМИ, и к моменту прохождения остальных праймериз общественное мнение по поводу основных кандидатов уже сформировано. Желая получить не меньше внимания от участников предвыборной гонки, некоторые штаты кооперируются и проводят праймериз в один день - так называемый «супервторник». Обычно в каждую избирательную кампанию проходит несколько таких «супервторников».

     После проведения праймеризов партийные организации штата подсчитывают голоса и распределяют те места, которые штат получил на партийной конференции между делегатами, представляющими разных «кандидатов в кандидаты».

     Фактическая численность делегации штата на национальном партийном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностных лиц и т.п.

     Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам, так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил, сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия их делегатов не будут признаны.

Партийные конференции

 

     Партийная конференция в предвыборный год всегда преследует две главные цели - выбрать единого кандидата в президенты от партии и определиться с партийной программой. До того как в США повсеместно был принят механизм праймериз, конференции часто сопровождались горячими дискуссиями, подковерными играми и закулисным принятием решений. Однако теперь имя будущего кандидата от партии обычно известно задолго до партийной конференции. Так как в большинстве штатов проходят праймериз и кокусы (партийные собрания), обязывающие каждого из делегатов голосовать за того или иного кандидата, расклад голосов можно предсказать после проведения одного или двух «супервторников». Для того чтобы стать официальным кандидатом от партии, человек должен набрать как минимум две трети голосов делегатов. Поэтому, как только в результате очередного предварительного голосования в каком-либо штате кто-либо из кандидатов набирает это количество, процесс выдвижения кандидатов теряет интригу.

     Политологи считают такую работу партийных конференций признаком высокого уровня развития демократии. Партийный съезд фактически становится простым инструментом ратификации решений, принятых на уровне штата и местном уровне, а значит, политическая система максимально приближена к народу. Для Демократической партии это утверждение более верно, чем для Республиканской, где партийное руководство все еще играет большую роль. Например, в этом году почти никто не сомневается в том, что Буш-младший станет кандидатом от республиканцев и при этом получит на съезде подавляющее большинство голосов.

     Кандидат в президенты подбирает себе партнера по выборам, то есть человека, который станет кандидатом в вице-президенты. Обычно партии стараются выдвинуть в вице-президенты человека, который по своим качествам будет дополнять кандидата в президенты.

     Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или быть независимым, хотя периодически такие кандидаты возникают на горизонте американской политики. Так, в 1912 году Прогрессивная партия Т. Рузвельта набрала 27,5% голосов, но впоследствии вернулась в лоно Республиканской партии. Реформаторская партия (Г. Росс Пер-ро) в 1992-м и в 1996 годах набрала соответственно 18,9 и 8,4% голосов. Но всерьез конкурировать с двумя ведущими партиями ни одна «третья сила» не могла. Осознавая этот фактор, американцы преднамеренно не голосуют за третью партию, так как не хотят «терять» свой голос и ставят отметку в бюллетени за кандидата-республиканца либо за демократа. Однако опрос, проведенный в 1995 году в США Институтом Гэллапа, показал, что 62% опрошенных высказались за формирование третьей партии.

     По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с Конгрессом, где присутствуют только две ведущие партии.

     Система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной, даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.

Общие выборы

Финансирование избирательных кампаний

 

     После того как съезд выдвигает кандидата, все внутрипартийные конфликты обычно откладываются до момента окончания выборов и партия превращается в более или менее отлаженный механизм для проведения предвыборной кампании. Утвержденный каждой из двух основных партий кандидат получает право на пользование федеральным избирательным фондом. Этот фонд содержит достаточно крупную сумму и предоставляется для того, чтобы минимизировать влияние частных интересов на будущего президента. Согласившись его использовать, кандидат не имеет права привлекать для своей кампании любые сторонние средства, а также обязуется тратить деньги в строгом соответствии с определенными законом правилами. Если кандидат отказывается от федерального фонда, он имеет право привлекать любое количество частных пожертвований и использовать их как хочет (естественно, эта свобода не распространяется на такие расходы, как, например, покупка голосов).

     Вопросы финансирования выборов в США менее регламентированы по лимитам, чем в России. Верхнего предела суммы, расходуемой кандидатами, вообще не существует, за исключением ситуаций, когда кандидаты пользуются встречным финансированием от государства. Чтобы получить право на встречное финансирование, кандидаты и партийные комитеты, проводящие съезды, не должны превышать определенный уровень расходов на предвыборную кампанию, а на предыдущих выборах набрать более 5% голосов (это актуально для третьих партий).

     Встречное финансирование от государства не может превышать собственные затраты кандидата. Деньги от корпораций и профсоюзов могут поступать кандидату только через специально создаваемые комитеты политических действий, которые собирают и аккумулируют предвыборные денежные ресурсы. Пожертвования от иностранных граждан и подрядчиков федерального правительства запрещены (второе следовало перенять и для России).

     Существует проблема «мягких» и «твердых» долларов. В США установлены лимиты корпорациям для перечислений непосредственно на избирательную кампанию («твердые» доллары) и в то же время не ограничены суммы, которые можно тратить на организацию и проведение выборов («мягкие» доллары), например, на организацию сбора подписей, регистрацию избирателей и т.п. «И это создает эффективную лазейку», - считает член Федеральной комиссии по выборам Стюарт Горин.

     Основное требование федерального законодательства о финансировании выборов и приоритетное направление в работе ФКВ - это то, что общественность должна знать, откуда политики получают средства и чьи интересы они представляют.

     Основные правила финансирования избирательных кампаний на федеральном уровне таковы:

     1. Общие правила.

     1.1. Все отчеты о пожертвованиях на проведение избирательных кампаний, а также о затратах должны быть представлены в Федеральную комиссию по выборам, состоящую из шести членов. Эта комиссия имеет право проводить расследования и наказывать нарушителей законодательства.

     1.2. О всех вкладах, составляющих более 100 долларов, необходимо заявлять, с указанием имени, адреса и рода деятельности вкладчика.

     1.3. Запрещены вклады наличными, составляющие более 100 долларов. Запрещены вклады от лиц и организация иностранного происхождения.

     1.4. Общая сумма, которую может потратить кандидат, не ограничена (если, конечно, кандидат в президенты не принимает программу Федерального финансирования своей избирательной кампании).

     2. Частные вклады.

     2.1. Частные вклады не могут превышать сумму в 1000 долларов одному кандидату в выборах на протяжении одного года.

     2.2. Частные вклады не могут превышать сумму в 20000 долларов в год, если вклад адресуется Национальному комитету той или иной партии, и 5000 долларов, если вклад предназначается какому-либо комитету политического содействия (КПД).

Информация о работе Избирательная система США