Избирательная система и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:35, доклад

Описание работы

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, а также определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той или иной партии, программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 32.89 Кб (Скачать)

Внедрение механизма — оценки итогов деятельности выборного лица предоставит  каждому избирателю право дать свою оценку итогам деятельности любого лица, занимавшего в течение определенного  времени выборную должность. Оценка итогов деятельности осуществляется путем  проведения референдума с одним вопросом: как вы оцениваете итоги деятельности гражданина Х на выборном посту в течение определенного срока. Референдум совмещается с очередными или досрочными выборами. Он проводится в любом случае, независимо от того, выставляет гражданин Х свою кандидатуру на очередных выборах на следующий срок или нет. Референдум проводится даже в случае смерти этого лица, досрочного ухода в отставку или в случае отстранения от должности и т.д. Оценки выставляются по принятой в России пяти балльной или иной шкале.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной  главы об избирательном праве (избирательной  системе). Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или  косвенно декларируются в ряде статей и глав конституции.

Статья 32 устанавливает право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Эта же статья Конституции специально оговаривает возможность лишения избирательных прав определенной категории граждан.

Статья 60 фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Фактически эта статья предоставляет гражданину право избирать (активное избирательное право) при достижении возраста 18 лет.

Этот же возраст открывает  дорогу к участию в референдуме. Статья 81 провозглашает всеобщее, прямое избирательное право, при тайном голосовании. Но только при выборах Президента РФ.

Статья 81 и статья 96 устанавливают срок полномочий Президента и Государственной Думы РФ, что влечет за собой периодичность проведения выборов.

Статьи 81 и 97 вводят избирательные цензы: возрастные для президента РФ и депутатов Госдумы РФ. Статья 97 запрещает депутатам Госдумы некоторые виды служебной деятельности. Статья 81 вводит для Президента РФ ценз осБдлости. Он обязан постоянно проживать в России не менее 10 лет. Заметим, что термин «постоянно проживать» недостаточно четкий. Отдельные элементы избирательной системы России изложены также в статьях 84, 96, 109.

Основные принципы государственного устройства и вытекающие из них требования к концепции избирательной системы  России провозглашены в статье 3, главы 1 Конституции Российской Федерации. Статья 3 торжественно провозглашает:

1. Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации является  ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет  свою власть непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным  выражением власти народа является  референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации.  Захват власти или присвоение  властных полномочий преследуется  по федеральному закону.

Суммируя все вышеперечисленные  базовые избирательные законы и  статьи конституции, посвященные выборам  и избирательному праву, можно сделать  вывод, что выборы в России должны проводиться свободно и добровольно, на основе всеобщего, равного, прямого  волеизъявления граждан, при тайном голосовании. Но выше было отмечено, что  российское избирательное законодательство не устраняет проблему «двойного  счета» и, следовательно, на выборах  не всегда соблюдается основной принцип  демократического голосования: один человек  — один голос. Избирательная система  не может гарантировать соблюдения анонимности голосования и для  некоторых категорий граждан  не обеспечивает свободного голосования.

Отдельного разговора  заслуживает декларируемый в  Конституции принцип прямого  волеизъявления граждан (проведение прямых выборов). Важным преимуществом прямых выборов по сравнению с косвенными и многостепенными (многоступенчатыми) является то, что все выборные органы власти непосредственно выбираются народом. Тем самым создается возможность постоянной связи этих выборных органов с избирателями и осуществляется постоянный контроль за их работой. Естественно при наличии механизма досрочного отзыва лиц занимающих выборные должности.

В действительности все используемые в России и в других странах  технологии тайного голосования  позволяют проводить не прямые, а  псевдопрямые выборы. На самом деле, голосуя избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования непосредственно за того или иного кандидата (или против всех кандидатов), но в технологический процесс подсчета голосов включается избирательная (счетная) комиссия или некоторое техническое устройство, а в некоторых технологиях и то и другое одновременно (например, в случае голосования с использованием сканеров избирательных бюллетеней или голосования с помощью сети Интернет). При использовании этих технологий избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им конкретного варианта голосования при подведении общих итогов выборов. Как уже отмечалось выше, это право в соответствии с российским избирательным законодательством избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Поэтому красивые и гордые фразы статьи 3 конституции РФ являются чистой воды профанацией. В действительности единственным источником власти в Российской Федерации фактически является «его величество российский чиновник». Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ утверждает: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Анализ базовых федеральных избирательных законов на соответствие Конституции, позволяет сделать вывод, что Конституция РФ провозглашает одни принципы организации избирательного права, а все избирательное законодательство Российской Федерации опирается на совершенно другие принципы. Мы имеем факт правовой коллизии: федеральные конституционные законы о выборах не соответствуют Конституции России.

Пора руководителям и  политикам России понять, что воля народа, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. А постоянные попытки корректировать итоги голосования  могут привести страну к большой  беде. Не следует забывать пример Мексики, где фальсификация итогов голосования  на президентских выборах 1906 года привела  к гражданской войне, которая  длилась 10 лет с 1906 по 1916 год. В отличие от Мексики Россия является ядерной державой! А учиться лучше на чужих ошибках.

2) Проблема лишения граждан  избирательных прав и свободного  голосования. Статья 32 Конституции РФ специально оговаривает возможность лишения граждан избирательных прав. Конкретно речь идет о лишении избирательных прав двух категорий граждан: признанных недееспособными и осужденных к лишению свободы по приговору суда. Причем, одной медицинской справки о психическом заболевании для решения избирательных прав недостаточно — для этого необходимо решение суда. Считается, что норма, записанная в статье 32 Конституции, является необходимой и достаточной, а устанавливать и конкретизировать законами и другими актами механизм лишения граждан избирательных прав неправомерно. По данным Министерства юстиции в России каждый год более двух миллионов человек проходят через следственные изоляторы. Граждане, голосующие во время выборов в стенах следственных изоляторов, находятся под давлением и контролем администрации этих учреждений. Поэтому выборы там никак не могут быть признаны свободными.

С очень большой натяжкой можно  назвать свободным голосование  в воинских частях. Особенно это  касается солдат срочной службы. Поэтому  в избирательном законодательстве многих стран военнослужащие (прежде всего срочной службы) лишены активного  избирательного права. В России около  миллиона человек каждый год находятся  в местах лишения свободы и  несколько миллионов признаны недееспособными. Возникает вопрос, где хранятся миллионы паспортов этой категории граждан, кто имеет к ним доступ, если паспорта уничтожаются, то где, кем, и  когда, контролируют ли этот процесс  избирательные комиссии? Можно предположить, что сотрудники Министерства юстиции, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития и других ведомств, имея доступ к  паспортам этой категории граждан  в сговоре с отдельными членами  избирательных комиссий, могут вполне легально голосовать за этих «избирателей». Точно так же можно использовать паспорта этой категории граждан  в сговоре с их попечителями. Аналогичная проблема может возникать с паспортами умерших граждан.

Из-за того, что избирательное законодательство России четко не регламентирует процедуру лишения граждан избирательных прав по стране может «гулять» несколько миллионов голосов своего рода фиктивных, мифических избирателей. Эти неучтенные миллионы голосов не просто административный ресурс, это козырной туз в рукаве у власти. При желании она может в любой удобный момент вбросить его на «стол», где идет подсчет итогов голосования. Пока этого туза власть держит в своем рукаве или передает его тому, кто ей симпатичен, но в любой момент этот «козырь» может перейти в руки олигархов, мафиозных структур или радикальных элементов.

3) Проблема абсентеизма (низкой  явки избирателей). Как активное, так и пассивное избирательное  право реализуется гражданами  абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы — показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и деформирует связь государства с народом.

Процент избирателей, принимающих  участие в голосовании на выборах  в России и в других странах, постоянно  снижается. Российское избирательное  законодательство не содержит в себе механизмов поощрения граждан за участие в выборах или «наказания»  за неучастие в выборах. Вместо этого  оно предлагает другой, на наш взгляд тупиковый путь решения этой проблемы — снижение нормы (порога) явки избирателей, при котором выборы считаются  состоявшимися.

4) Проблема нарушения тайны голосования. Хотя в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 7 декларируется, что «голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого- либо контроля за волеизъявлением гражданина», на практике при желании всегда можно организовать процедуру выдачи бюллетеней таким образом, что анонимность избирателя не будет гарантироваться. Из-за того, что процедура тайного голосования в законах о выборах детально не описана, анонимность голосования может быть нарушена как в случае использования классической технологии голосования (бумажный бюллетень плюс ящик для сбора бюллетеней), так и в случае использования технических средств для подсчета голосов, в том числе программно технических комплексов обработки бюллетеней. Например, сканеров избирательных бюллетеней. В самом простейшем случае избирательные бюллетени могут быть пронумерованы невидимыми «симпатическими» чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан. Аналогично, при использовании сканеров избирательных бюллетеней может быть установлена миниатюрная фото- или видеокамера, которая во время загрузки избирательного бюллетеня на вход устройства для автоматического голосования будет осуществлять фото- или видео- съемку избирателей с последующим достоверным раскрытием анонимности голосования. На практике, применяемые на выборах в России технологии тайное голосование не позволяют гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.


Информация о работе Избирательная система и ее виды