Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:50, реферат
Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной
дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой науке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу.
Введение.
1. Становление зарубежной психологии.
2. История российской социальной психологии.
Заключение.
Список литературы.
историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль
общественной психологии в социальной культуре общества. Раскрывая
закономерности формирования общественной психологии, он исходил из
материалистического принципа социальной обусловленности общественного
сознания.
Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г.
марксизм становится единственной методологической основой психологической
науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные ученые
старались в той или иной степени следовать идеологическим и
методологическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит ряд
публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были
представители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б.
В. Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихолог
В. А. Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейснер,
филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями
о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических
основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-
психологических взглядов (В. М. Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н.
Войтоловский).
Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал с
предложением создать особую науку –. Определенную отрасль ее он предложил
использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль
Бехтерев
назвал”коллективной
поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия
возникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов.
Такое понимание
психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение
внешних
влияний с двигательными и
мимико-соматическими
Коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и
свойства, возможные лишь при взаимодействии людей. Вопреки замыслу. эти
особые качества и свойства развивались по тем же законам, что и качества
индивидов. Соединение же социального и биологического в самом индивиде
трактовалось достаточно механистически: хотя личность и объявлялась
продуктом общества, в основу ее развития были положены биологические
особенности и, прежде всего, социальные инстинкты; при анализе социальных
связей личности для их объяснения привлекались законы неорганического мира
(тяготения, сохранения энергии и пр.). В то же время сама идея
биологической редукции подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтерева
для последующего развития социальной психологии была огромна. Бехтерев
говорил о необходимости самостоятельного существования социальной
психологии.
Занимаясь изучением
Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задача
экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, состояла в
том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия,
памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности
изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных
показало существенное влияние группы на особенности психической
деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные,
образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в
условиях групповой работы.
Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских, ученических
коллективов, которые рассматривались в социально-психологическом аспекте
(Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный.С. С. Моложавый). В ряде
публикаций
рассматривались вопросы
организациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев). Начинаются
поиски в области методов социальной психологии.
Однако период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется
свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ.
Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития
«марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова:
поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный
продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой
социальной.
Отсюда следует, что нет никакой
необходимости в выделении
то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР
почти 30 лет — до конца 1950-х гг.
Период начала 1930-х — конца 1950-х гг. - время перерыва в развитии
отечественной социальной психологии.
В конце 50-х — начале б0-х гг. развернулся новый этап в развитии
отечественной социальной психологии. В начале 60-х гг. заметным явлением в
психологической сфере стала дискуссия о предмете социальной психологии и
вообще о ее судьбе в советском обществе.
Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в
журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на II Всесоюзном съезде
психологов в 1963 г. Основная полемика касалась не только кардинального
вопроса «быть или не быть» социальной психологии, но и более конкретных — о
предмете социальной психологии и ее «границах» с психологией и социологией.
Несмотря на обилие точек зрения, все они могут быть сгруппированы в
несколько основных подходов. <...>
Существовало несколько
распространение среди социологов, утверждал социальную психологию как науку
о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные
исследователи больший акцент делали на изучение психологии классов, других
больших социальных обшностей, и в этой связи - на отдельные элементы
общественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи).
В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного
мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.
Второй подход, представленный
предметом исследования асоциальной психологии личность. Оттенки проявлялись
здесь в толковании контекста исследования личности: — ее особенностей,
положения в коллективе, в системе межличностных отношений и общения.
Третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальная психология была
рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и
положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной
психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг
вопросов, исследуемых в различных школах социальной психологии, включался в
ее предмет. Такое понимание более всего отвечало реально складывающейся
практике исследований и практическим потребностям общества, поэтому
оказалось наиболее укоренившимся.
Важным событием для данной
отрасли знания явилось
первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском
государственном университете под руководством Е. С. Кузьмина.
На II съезде Общества психологов СССР впервые была выделена специальная
секция, посвященная вопросам социальной психологии. Первые отечественные
монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли
в свет в Ленинграде. Это книги Б. Д. Парыгина «Социальная психология как
наука» (Л., 1965) и Е. С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (Л.,
1967). В них рассматривается широкий круг проблем истории, методологии и
теории социальной психологии. В работе Е. С. Кузьмина приводились данные
первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные
сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной
науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографии
А. А. Бодалева «Восприятие человека человеком» .
В то же время создаются многочисленные социально-психологические
лаборатории и центры. В 1972 г. создается сектор социальной психологии в
системе Академии Наук СССР.
70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии в
СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная форма
дальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальной психологии.Велся исследовательский поиск в области методологии, теории и методов социальной психологии.
Большую роль сыграло
социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах и
Информация о работе История формирования научного социально-психологического знания