История формирования научного социально-психологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной
дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой науке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу.

Содержание

Введение.
1. Становление зарубежной психологии.
2. История российской социальной психологии.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по Политпсих.doc

— 45.86 Кб (Скачать)

анализа различных форм социального взаимодействия, доказывал, что их  основу

составляет  ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других  людей.

Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности.

   Именно эта идея была усвоена  непосредственным создателем психологии  масс

Г.Лебоном. Преимущественное внимание он уделял  проблеме  противопоставления

масс  и элит общества. По его мнению всякое  скопление  людей  –  это  масса,

толпа.  Масса  всегда  по  своей  природе  неупорядочена,  хаотична.  В  ней

самостоятельность личности утрачена, критичность ума  и способность  суждения

резко снижены. Поэтому массе нужен  вождь, роль которого выполняет элита.

   Большое влияние  на  развитие  социально-психологической  мысли   оказали

труды  английского  естествоиспытателя  Чарльза   Дарвина   (1809-1882).   В

соответствии   с   принципом   естественного   отбора,   который   был    им

сформулирован,  в  «борьбе  за  существование»  выживают   особи   «наиболее

приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку  природную  агрессивность,

он тем  не  менее  признавал  роль  социальных  воздействий  в  формировании

нравственных  качеств человека. Дарвин подчеркивал  свою веру  в  моральную  и

социальную  эволюцию  человека,  осуществляемую   благодаря   социальным   и

культурным  факторам.

   Многие  последователи  Дарвина   обратились   к   его   теории   эволюции

органического  мира,  чтобы  использовать  ее  как  основу  для   объяснения

социальных  и  социально-психологических  явлений.  На  этой  почве   возник

социальный  дарвинизм, который делал  акцент  на  «борьбе  за  существование»

посредством межличностных и межгрупповых конфликтов,  хотя  сам  Дарвин  был

далек  от  такой  мысли.   Основателем   социального   дарвинизма   является

английский  философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903), выступивший со  своими

собственными  эволюционными идеями и предвосхитивший  точку  зрения  Дарвина.

Спенсер  использовал   дарвинизм,   чтобы   доказать   превосходство   одних

социальных  групп  над  другими.  Исходя  из  этого,  он  оправдывал  войны,

политику  колониализма  и  вообще  любые  действия,  которые   подразумевают

конкуренцию  или  конфликт.  Вслед  за  Спенсером  многие  мыслители  второй

половины XIX  в.  считали  расовые,  этнические,  национальные  и  классовые

различия  людей функцией биологических факторов, обусловленных  эволюционными

процессами  естественного отбора. Идеи социального  дарвинизма  развивают  во

Франции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в  Англии  —  У.  Баджот,  в

Австрии - Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в  США —  Д.  Фиске,  А.  Смолл,  У.

Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам  были  различны,

все  они  исходили   из   того,   что   биологическое   изменение   является

детерминантой изменения социального.

   Основоположник  психоанализа  и   соответствующей  научной   школы,   внес

австрийский психолог, невропатолог  и  психиатр  Зигмунд  Фрейд  (1856-1939)

оказал  значительное влияние на развитие всех  социальных  наук  в  XX  в.  В

отличие  от  многих  психологов,  считавших  инстинкты  основой  социального

поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные  импульсы  человека  приходят  в

конфликт  с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд  сводил  к

двум   группам:   инстинкты,   направленные   на   сохранение   жизни   (или

сексуальные), и инстинкты смерти  (или  деструктивные),  разрушающие  жизнь.

При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила,  подавляющая

его инстинктивные  импульсы. Фрейд признавал  необходимость  цивилизации  для

того, чтобы  защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения  друг

друга. Однако ограничение  обществом  агрессивных  и  сексуальных  импульсов

людей вызывает у них нежелательные  черты характера.

   В целом для взглядов Фрейда  характерна  негативная  оценка  человеческой

природы. Он полагал, что те или иные действия  людей  направляются,  главным

образом, примитивными  неосознаваемыми  импульсами.  В  то  же  самое  время

концепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое  общество,

которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия  людей.

По мнению Фрейда,  именно  в  самой  природе  общества  заложено  стремление

находящихся у  власти  лиц  препятствовать  свободному  выражению  импульсов

людей,  не  имеющих  власти.  При  этом  он  видел  необходимость  в   такой

социальной  системе, которая могла бы  регулировать  проявления  человеческой

агрессивности. 

Фрейд был последним из крупных  мыслителей,  пытавшихся  строить  социально-

психологическую  теорию  без  соответствующего  подкрепления   эмпирическими

данными.

   На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной  психологии  начинается  новый

период  — исследователи обращаются к  лабораторному эксперименту.

   Американский  психолог  Н.  Триплетт  обратил  внимание   на   то,   что

велогонщики  часто  достигают  гораздо   лучших   результатов   в   ситуации

непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда,  когда  проходят

свою  дистанцию в одиночестве,  ориентируясь  лишь  на  секундомер.  С  целью

верификации этих  выводов  Триплетт  провел  следующий  эксперимент.  Задача

испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать  лесу  на

катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары  и  каждого

просили работать быстрее,  чем  его  оппонент.  В  другой  серии  испытуемые

работали  в одиночестве и их инструктировали  наматывать лесу так быстро,  как

только  они могут.

   Триплетт обнаружил, что большинство  детей работали  быстрее  в   условиях

соревнования  друг  с  другом,  нежели  в  одиночестве.  Статья  Триплетта  с

изложением  этих  данных  была  опубликована  в  1897  г.  в   «Американском

психологическом журнале», а сам автор с тех  пор приобрел  репутацию  первого

экспериментатора  в социальной психологии. Однако  такое  начало  не  привело

сразу  к  заметному  увеличению   количества   лабораторных   экспериментов.

Подавляющее  число  экспериментальных  работ  было   проведено   социальными

психологами в течение последних сорока лет.

   Работа Макдугалла «Введение  в социальную психологию» и   книга  социолога

Э. Росса  «Социальная психология», вышли  в 1908  г.,  и  этот  год  считается

годом окончательного утверждения  социальной  психологии  в  самостоятельном

существовании. Каждая из этих двух  книг  внесла  важный  вклад  в  развитие

социальной  психологии как самостоятельной  науки.

   Причиной   социальных   инстинктов   Макдугалл    признавал   врожденные

инстинкты. Эта идея есть  реализация  более  общего  принципа,  принимаемого

Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое  свойственно и  животным,  и

человеку. Именно этот принцип особенно  значим  в  концепции  Макдугалла;  в

противовес  бихевиоризму  (трактующему  поведение  как  простую  реакцию  на

внешний стимул) он называл  созданную  им  психологию  «целевой»  или  «гор-

мической» (от греческого слова «гормэ» —  стремление, желание, порыв).  Гормэ

и  выступает  как  движущая   сила   интуитивного   характера,   объясняющая

социальное  поведение.  В  терминологии  Макдугалла,  гормэ  «реализуется  в

качестве  инстинктов» (или позднее «склонностей»).

   Репертуар  инстинктов  у   каждого  человека   возникает   в   результате

определенного  психофизического  предрасположения  —  наличия  наследственно

закрепленных  каналов для разрядки нервной  энергии.

   Инстинкты    включают     аффективную     (рецептивную),     центральную

(эмоциональную)  и афферентную (двигательную) части.  Таким образом, все,  что

происходит  в  области  сознания,  находится   в   прямой   зависимости   от

бессознательного  начала. Внутренним выражением инстинктов  являются  главным

образом эмоции. Связь между инстинктами  и эмоциями носит  систематический  и

определенный  характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных  между  собой

инстинктов  и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие  ему  гнев,  страх  и

другие.

   Из инстинктов выводятся и  все социальные  учреждения:  семья,  торговля,

различные общественные процессы, в первую очередь  война.

   Несмотря на огромную популярность  идей Макдугалла,  их  роль  в  истории

науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация  социального поведения  с

точки зрения некоего спонтанного  стремления  к  цели  узаконивала  значение

иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не  только

индивида, но и человечества. Поэтому, как и  в общей психологии,  преодоление

идей  теории инстинктов  послужило  в  дальнейшем  важной  вехой  становления

научной социальной психологии.

   Значительным событием для социальной  психологии стало появление   крупной

работы  двух социологов —  американца  У.  Томаса  и  поляка   Ф.  Знанецкого

«Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло  из  пяти

Информация о работе История формирования научного социально-психологического знания