Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:55, контрольная работа
Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV-VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V-VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Начали образовываться союзы племен.
Введение.........................................................................................................2
Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности........................................................................................4
Устройство современного белорусского государства...............................8
Политический режим и проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь..........................................................12
Заключение..................................................................................................16
Список использованной литературы.........................................................17
Система местного самоуправления включает Советы, представительные органы власти, и органы территориального общественного самоуправления.
В РБ устанавливаются три территориальных уровня Советов:
Первичный - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
Базовый - городские (городов областного подчинения), районные Советы.
Областной - областные Советы.
Минский городской Совет
Советы являются юридическими лицами. Срок полномочий - 4 года.
Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Органами местного управления
являются исполнительные комитеты. Они
осуществляют местное управление на
территории области, района, города, поселка,
сельсовета. В состав исполнительного
комитета входят председатель исполнительного
комитета, его заместители (заместитель),
управляющий делами (секретарь) и
члены исполнительного
Исполнительным и
Как рассматривалось выше, Конституция Республики Беларусь провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.
Подводя итог, можно сказать,
что система государственного управления
формируется с учетом принятой в
стране формы государственного устройства.
Государственная власть и местное
самоуправление - это две формы
народовластия. Местное самоуправление
является основой демократического
строя, важнейшим элементом
В течении долгих десятилетий
в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность
создания и функционирования легальных
оппозиционных партий. Официальной,
государственной идеологией являлся
марксизм-ленинизм. Современное демократическое
правовое государство предполагает
развитое гражданское общество, в
котором взаимодействуют
Рассматривая государственное устройство Республики Беларусь в настоящее время, можно сказать, что - Республики Беларусь это унитарное государство. Характеризуя форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что в Республике - демократический режим.
Основные принципы демократизма:
Суверенитет народа. Именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
Периодическая выборность основных
органов государства. Для развития
демократии недостаточно регулярно
проводить выборы, необходимо, чтобы
она опиралась на выборное правительство.
Поэтому, необходимое условие
Лишь сочетание правления
большинства и защита прав меньшинства
составляют один из основных принципов
демократического государства. Если же
в отношении меньшинства
Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Характерным признаком демократического
режима в Беларуси может служить
то обстоятельство, что в нашей
республике сложился конституционный
строй - такая организация
Если обратится к конституции Республики Беларусь, то в преамбуле и разделе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя.
Принцип народовластия характеризует Республику Беларусь как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы Беларуси. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее народ.
Верховенство права - один
из важнейших принципов
Разделение властей выступает
как принцип организации
Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РБ и законов на всей территории Республики Беларусь - главное выражение верховенства государственной власти.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.
Независимость власти означает
самостоятельность государства
в отношениях с другими государствами.
Республика Беларусь самостоятельно определяет
и проводит свою внутреннюю и внешнюю
политику, выступает субъектом
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности. [7, с. 245 - 256].
Вместе с тем Конституция устанавливает, что Республика Беларусь - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития белорусского общества определяют и основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Итак, Беларусь, провозглашена демократическим, социальным, правовым государством, но в нашем государстве практически нет механизмов, обеспечивающих выявление воли граждан, и поэтому любое решение государственных органов якобы отражает волю народа.
Известно, что демократия в Беларуси основана на непосредственных формах (референдум, выборы) и представительных (избрание депутатов). Практика же свидетельствует, что роль белорусских граждан, народа сводится лишь к формированию органов власти, «которые с момента избрания работают в полном отрыве от населения». Таким образом, можно согласиться с мнением известного специалиста в области изучения проблем развития политической системы белорусского общества доктора юридических наук А.В. Матусевича, который утверждает, что в стране сложилась ситуация «параллельных миров»: государство не выявляет волю людей и, как следствие, не руководствуется ею, однако демагогически и декларативно выступает от его имени. [8]
В нашей стране также нет должного уровня политической культуры, наши граждане, участвуя в выборах, не могут выбрать не только программу, отвечающую их интересам, но и определить свои интересы.
Аналогично обстоит дело
и в части взаимодействия государства
с другими элементами политической
системы, в том числе с общественными
объединениями. Нормы законодательства,
созданные в последние годы, в
основном обеспечили независимость
государственных органов от общественных
объединений и движений, не создав
механизма постоянного
Важнейшей проблемой является создание механизмов социального партнерства, взаимодействия не только между ветвями власти, но и властей со всеми другими субъектами политической системы Беларуси.
Таким образом, на современном этапе в Республике Беларусь идет активный процесс формирования политической системы европейского типа. Свидетельством тому служит утверждение многопартийности, парламента, института президентской власти, принципа разделения властей, введение Конституционного суда, демократической по форме избирательной системы и т.д. Создаются определенные условия функционирования политических институтов, однако их работа пока еще не отмечается эффективностью. Важно также отметить, что участие масс в политике носит плохо организованный характер, политические события нередко происходят стихийно.
Заключение
В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в XIV-XVI вв., сформировалась самостоятельная этносоциальная общность - белорусский народ. Он имел свою историческую территорию, право, правящую элиту, язык, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни.
Республика Беларусь
является унитарным
Республика Беларусь
- молодая суверенная страна, которая
делает первые шаги на пути
построения правового
Список использованной литературы
1. Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т. 1: Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны ХІІІ ст. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. - Мн.: Экаперспектыва, 2004. - 351 с.
2. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец ХVІІІ - пачатак ХХ ст.) / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. Т. 4. Мн.: Экаперспектыва, 2005. - 519 с.
3. Коваленя, А.А. Государствообразующие процессы истории Беларуси / А.А. Коваленя, Н.С. Сташкевич, Н.В. Смехович // Современная Беларусь: энцикл. справ. в 3 т.; редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. 2006-2007. Т. 1: Страна. Население. Внутренняя и внешняя политика. Мн.: Белорусская наука, 2006. - 774 с.
4. Мельник, В.А. политология: Учебник / В.А. Мельник. 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. Шк., 2002. - 523 с.
5. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. №2875-ХП с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Ведамасці Вярхоунага Савета Рэспублікі Беларусь. - 1994. - №9. - ст. 144
Информация о работе Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности