Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:55, контрольная работа
Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV-VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V-VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Начали образовываться союзы племен.
Введение.........................................................................................................2
Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности........................................................................................4
Устройство современного белорусского государства...............................8
Политический режим и проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь..........................................................12
Заключение..................................................................................................16
Список использованной литературы.........................................................17
Введение
Способность общества реагировать
на потребности индивидов, адаптироваться
к изменяющимся условиям обеспечивается
политической системой Благодаря действию
политических институтов и структур,
политическая система оказывает
влияние на различные стороны
жизни общества. Действие механизмов
политической системы основано на способности
властным путем распределять ценности
и ресурсы внутри общества, предписывать
населению определенные нормы поведения
и стандарты. В связи с этим,
политическая система включает в
себя также и взаимодействие властвующего
и подвластного. Таким образом, политическая
система является характеристикой
взаимоотношений между
Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий руководство обществом, всеми его сферами, это основное орудие политической власти в обществе.
Содержание
Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV-VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V-VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Начали образовываться союзы племен.
Дреговичи, кривичи и радимичи
сыграли главную роль не только в
складывании современного белорусского
этноса, но и в образовании древнейших
государственных структур на территории
современной Беларуси. Родоплеменная
иерархия уступила место политической.
Возникли княжества - наидревнейшие
территориально-
Рассмотрим одно из наиболее
древних и крупных таких
Экономической основой Полоцкой
земли, кроме традиционного
Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. - христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. Активизировалось вече - общее собрание горожан, которое было и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались первые цеховые организации. Между «старшими» и «младшими» князьями устанавливались вассальные отношения. [1, с. 224-229].
С течением времени, существующие княжества-государства, вошли в состав ВКЛ.
Итак, ВКЛ - это вторая историческая форма государственности, сложившаяся на территории Беларуси. Она в равной степени была присуща всем народам, входившим в состав данного полиэтничного государства. Это означает, что Беларусь наряду с Украиной и Литвой является исторической преемницей государственности ВКЛ. Но это означает и другое: ВКЛ не является исключительной формой национальной государственности белорусского народа.
Данное утверждение
Возникновение национальной
государственности связано с
формированием наций, ставших порождение
Нового и Новейшего времени. Они
формировались вместе с развитием
капиталистических отношений. Процесс
консолидации белорусов в отдельную
нацию был объективным и
Белорусская нация начала складываться в ХIХ в. в период развития индустриальной цивилизации. Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности был Константин Калиновский. [2, с. 233-242]
Идея белорусской
В начале ХХ в. начали зарождаться
и либерально-демократические
С падением самодержавия, в
период Октябрьской революции и
Гражданской войны на первое место
в политической жизни Беларуси вышел
вопрос практического создания белорусской
национальной государственности. Воплотить
в жизнь идею белорусской государственности
попытались представители белорусских
национальных организаций (Великой
Белорусской Рады и Белорусского
областного комитета) на Всебелорусском
съезде в декабре 1917 г. Всебелорусский
съезд провозгласил Беларусь демократической
республикой в составе
Выполняя решение
1 января 1919 г. была провозглашена
Советская Социалистическая
Декларация, принятая Верховным
Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке
нарастающего ослабления СССР, стала
последним конституционным
В 1992-1994 гг. основные идеи Декларации были реализованы при подготовке Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. С этого момента национальная государственность обрела правовой и исторический фундамент.
Таким образом, Декларация о
государственном суверенитете БССР
обеспечила правопреемственность в
решении проблемы государственности.
Республика Беларусь является историческим
и правовым преемником всех предшествующих
форм белорусской советской
Форма государственного устройства
раскрывает территориально-
Статья 1 Конституции Республики
Беларусь гласит, что Республика Беларусь
унитарное демократическое
Унитарное государство - это
единое, простое государство, состоящее
из административно-
Итак, Административно-
Административно-
Наряду с административно-
Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие). [6]
Теперь подробнее о государственной власти. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. [5, ст. 6]
Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом).
В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, а также органами исполнительной власти регионов (областей) и города Минска.
Правительство Республики Беларусь - Совет Министров - центральный орган государственного управления. Правовое положение, состав, порядок его формирования определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь».
В своей деятельности Правительство
подотчетно Президенту и ответственно
перед Парламентом Республики Беларусь.
Правительство слагает свои полномочия
перед вновь избранным
Судебная власть в лице судебных и правоохранительных органов различного уровня осуществляет исполнение требований законов преимущественно в негативных случаях, т.е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране. Конституционный суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры.
Главой нашего государства является президент. Он избирается народом на срок пять лет.
Система государственного управления
не ограничивается республиканским
уровнем. Она завершается местным
уровнем, где управление преобразуется
в самоуправление локальных территориальных
сообществ. Местное самоуправление в Республике
Беларусь - форма организации и деятельности
граждан для самостоятельного решения
непосредственно или через избираемые
ими органы социальных, экономических,
политических и культурных вопросов местного
значения исходя из интересов населения
и особенностей развития административно-
Информация о работе Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности