Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV-VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V-VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Начали образовываться союзы племен.

Содержание

Введение.........................................................................................................2
Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности........................................................................................4
Устройство современного белорусского государства...............................8
Политический режим и проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь..........................................................12
Заключение..................................................................................................16
Список использованной литературы.........................................................17

Работа содержит 1 файл

КР Политология.docx

— 32.25 Кб (Скачать)

 

Введение

Способность общества реагировать  на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает  влияние на различные стороны  жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности  властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения  и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в  себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой  взаимоотношений между государством и обществом.

Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий руководство обществом, всеми его  сферами, это основное орудие политической власти в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение.........................................................................................................2
  2. Исторические  этапы и особенности развития белорусской государственности........................................................................................4
  3. Устройство современного белорусского государства...............................8
  4. Политический режим и проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь..........................................................12
  5. Заключение..................................................................................................16
  6. Список использованной литературы.........................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности

Возникновение первых государственных  образований на территории Беларуси тесно связано со славянским расселением  и колонизацией Европы. Начало его  приходится на последнее Великое  переселение народов, когда под  ударами кочевых племен в IV-VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад  и восток Европейского континента. В V-VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в  Южной и Центральной Беларуси. Начали образовываться союзы племен.

Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли главную роль не только в  складывании современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных структур на территории современной Беларуси. Родоплеменная  иерархия уступила место политической. Возникли княжества - наидревнейшие  территориально-административные единицы. На вершине политической пирамиды стояли князья, которые на первых этапах избирались, а потом передавали свой титул  по наследству. [1, с. 136-146]

Рассмотрим одно из наиболее древних и крупных таких формирований - Полоцкое княжество. Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят  к 862 г. Города Полоцкой земли были не только центрами пребывания княжеской  администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные  функции. В XII-XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов.

Экономической основой Полоцкой земли, кроме традиционного земледелия, было ремесло, торговля и выгодное геополитическое  положение княжества.

Идеологическим фундаментом  государства на начальном этапе  было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. - христианство, но с терпимым отношением к прежним  традициям. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие  перемены. Активизировалось вече - общее  собрание горожан, которое было и  высшей судебной инстанцией. Развилось  многоукладное хозяйство. Родоплеменное  производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились  вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались  первые цеховые организации. Между «старшими» и «младшими» князьями устанавливались вассальные отношения. [1, с. 224-229].

С течением времени, существующие княжества-государства, вошли в состав ВКЛ.

Итак, ВКЛ - это вторая историческая форма государственности, сложившаяся  на территории Беларуси. Она в равной степени была присуща всем народам, входившим в состав данного полиэтничного  государства. Это означает, что Беларусь наряду с Украиной и Литвой является исторической преемницей государственности  ВКЛ. Но это означает и другое: ВКЛ  не является исключительной формой национальной государственности белорусского народа.

Данное утверждение справедливо  и для государственности периода  Речи Посполитой, которая также не была для нашего народа «национальной». Под влиянием идей Просвещения формировалось  мировоззрение профессоров Главной  школы ВКЛ в Вильно И. Стройновского  и К. Богуславского. Эти отечественные  мыслители обосновывали идею прямой зависимости народного счастья  и процветания от разумного общественного  устройства и уровня образованности.

Возникновение национальной государственности связано с  формированием наций, ставших порождение Нового и Новейшего времени. Они  формировались вместе с развитием  капиталистических отношений. Процесс  консолидации белорусов в отдельную  нацию был объективным и закономерным явлением.

Белорусская нация начала складываться в ХIХ в. в период развития индустриальной цивилизации. Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности  был Константин Калиновский. [2, с. 233-242]

Идея белорусской государственности  в 70-90-е гг. XIX в. рассматривалась народниками  на страницах журнала «Гоман». Сначала  народники выступали за создание славянской федерации. Они полагали, что Беларусь должна была стать самостоятельным  субъектом этой федерации. Однако впоследствии они отказались от этой идеи и в  своих программных документах выдвинули  требование предоставления национально-территориальной  автономии Беларуси в составе  будущего демократического федеративного  Российского государства.

В начале ХХ в. начали зарождаться  и либерально-демократические партии белорусской национальной ориентации. Для них на протяжении всей их деятельности главной задачей оставалась борьба за белорусскую государственность.

С падением самодержавия, в  период Октябрьской революции и  Гражданской войны на первое место  в политической жизни Беларуси вышел  вопрос практического создания белорусской  национальной государственности. Воплотить  в жизнь идею белорусской государственности  попытались представители белорусских  национальных организаций (Великой  Белорусской Рады и Белорусского областного комитета) на Всебелорусском съезде в декабре 1917 г. Всебелорусский съезд провозгласил Беларусь демократической  республикой в составе Российской Федерации.

Выполняя решение Всебелорусского  съезда, Исполком Совета съезда 20 февраля 1918 г. провозгласил себя временной высшей властью в Беларуси, что зафиксировала  Первая Уставная Грамота. Третья Уставная грамота 25 марта 1918 г. декларировала  государственную независимость  Белорусской Народной Республики. Провозглашение БНР явилось только начальным  этапом национально-государственного строительства. Секретариат и Рада БНР являлись своеобразным общественно-политическим центром.

1 января 1919 г. была провозглашена  Советская Социалистическая Республика  Беларусь (ССРБ). Этим актом был  заложен прецедент создания политико-территориальной  единицы с атрибутами белорусской  государственности в рамках советского  строя. Второе провозглашение  ССРБ состоялось в июле 1920 г.  Об окончательном восстановлении  белорусской советской государственности  было заявлено в «Декларации  о провозглашении независимости  Советской Социалистической Республики  Белоруссии», которая была принята  31 июля 1920 г. в Минске на совместном  заседании представителей государственных  и партийных органов, общественных  организаций и профсоюзов. [3, с. 159-160]

Декларация, принятая Верховным  Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления СССР, стала  последним конституционным актом  Беларуси в составе союзного государства. Декларацией утверждался государственный  суверенитет Беларуси во имя свободного развития и достойной жизни каждого  гражданина республики на основе обеспечения  прав и обязанностей человека. Суверенитет  трактовался как верховенство, самостоятельность  и полнота государственной власти республики в пределах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях в соответствии с Конституцией и международными обязательствами. В соответствии с Декларацией БССР - суверенное государство, установленное на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

В 1992-1994 гг. основные идеи Декларации были реализованы при подготовке Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. С этого момента национальная государственность обрела правовой и исторический фундамент.

Таким образом, Декларация о  государственном суверенитете БССР обеспечила правопреемственность в  решении проблемы государственности. Республика Беларусь является историческим и правовым преемником всех предшествующих форм белорусской советской государственности: ССРБ-ЛитБел-БССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Устройство современного белорусского государства

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную  структуру государства, характер взаимоотношений  центральных, региональных и местных  властей. Основные формы государственного устройства в современном мире - это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные  государства). [4, с. 537]

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит, что Республика Беларусь унитарное демократическое социальное правовое государство. [5, ст. 1]

Унитарное государство - это  единое, простое государство, состоящее  из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью. Унитарное государство  имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов  власти и управления, единое гражданство.

Итак, Административно-территориальное  устройство белорусского государства  это деление территории Республики Беларусь на определенные части в  целях эффективной организации  государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан  Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные  единицы.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном  законодательством, создаются и  действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Наряду с административно-территориальными единицам предусмотрено создание территориальных  единиц Республики Беларусь.

Территориальными единицами  Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются  местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также  территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и  памятников природы, территории оборонного назначения и другие). [6]

Теперь подробнее о  государственной власти. Государственная  власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные  органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. [5, ст. 6]

Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным  органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатов местных Советов  депутатов базового уровня каждой области  и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом).

В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом  Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, а также  органами исполнительной власти регионов (областей) и города Минска.

Правительство Республики Беларусь - Совет Министров - центральный орган  государственного управления. Правовое положение, состав, порядок его формирования определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров  Республики Беларусь».

В своей деятельности Правительство  подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Судебная власть в лице судебных и правоохранительных органов  различного уровня осуществляет исполнение требований законов преимущественно  в негативных случаях, т.е. когда  эти требования нарушаются и возникает  необходимость в судебном принуждении  либо в судебной правоохране. Конституционный  суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры.

Главой нашего государства  является президент. Он избирается народом  на срок пять лет.

Система государственного управления не ограничивается республиканским  уровнем. Она завершается местным  уровнем, где управление преобразуется  в самоуправление локальных территориальных сообществ. Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

Информация о работе Исторические этапы и особенности развития белорусской государственности