Искусство в тоталитарных режимаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, сталинизм вСССР, фашизм в Италии , маоизм в Китае и др. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролемгосударства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Целью и смыслом этого искусства является пропаганда идеологии правящей партии

Работа содержит 1 файл

Курсавая тоталитаризьм.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

Соцреализм сегодня пытаются побить оружием давних, наиболее рьяных борцов за его идейную ортодоксальность. В ход пускаются агрессивные  идеологизированные клише, похожие на суровые формулировки, с которыми воинственная критика с середины 30-х до конца 70-х годов «охотилась на ведьм» – на инакомыслящих и «инакопишущих». Некоторым нынешним авторам кажется, что для развития современной художественной культуры необходимо перечеркнуть все созданное советским искусством.

Последние два десятилетия  наша критика подчеркнуто избегала серьезного теоретического разговора  об искусстве соцреализма. Ни одной  монографии на эту тему не было опубликовано. А ведь шутка сказать, три четверти века культурного развития нашей  страны прошло под его знаменем, и нельзя рассматривать этот период как «черную дыру» в социальной и художественной истории. Несмотря на то, что проблема подвергнута  остракизму, появился сборник «Соцреалистический канон», в котором приняли участие  известные ученые: И. Смирнов, С. Бойм, К. Кларк, В. Паперный, Б. Гройс, И. Голомшток, Г. Белая, М. Рыклин, С. Хэнгсен.

Впрочем, уже в новое  время возникают и новые серьезные  характеристики соцреализма. Так, в  книге М. Голубкова «Утраченные альтернативы» говорится об этом направлении, как об определенной эстетической реальности, без учета которой не будет полной общая картина художественного развития в ХХ в.

Время шлифует и отбирает лучшее, люди нового поколения видят  «свежими и нынешними очами» произведения соцреализма, читатели и зрители  воспринимают их на основе исторически  изменившегося жизненного опыта  новой эпохи.

С началом третьего тысячелетия  в кругах отечественных и зарубежных коллекционеров и ценителей живописи из года в год повышается значимость советской школы изобразительного искусства ХХ в. И ничего нет странного, что, не сговариваясь, коллекционеры  и ценители живописи полюбили искусство  социалистического реализма – это  объективный процесс развития общественного  восприятия и вкуса. Будто вновь  увидены хрестоматийные полотна  соцреализма А. Герасимова, А. Пластова, А. Лактионова, а также работы, написанные художниками с менее звучными и менее официозными именами. Оказалось, что никакая официозность и ортодоксальность не помеха значимости художественного произведения. Как бы ни было социально ангажировано и идеологизировано искусство, сколько бы оно ни устремляло свое внимание на «великие стройки» и на «мудрых вождей», если произведения художественны, они были и навсегда остались «соцреализмом с человеческим лицом».

Во многом утопические  и несбыточные, но во многом благородные  и высокие идеи будущей коммунистической жизни (без частной собственности, без культа приобретательства, без  всесильной власти денег, с ориентацией  на духовные ценности, без эксплуатации, в бесклассовом обществе, с работой  по способностям и потреблением по потребностям) были полны порою нереальных, но заманчивых и гуманных обещаний. Утопизм не был помехой созидания высокого искусства. Сравните: «общество равных возможностей» или «свобода, равенство и братство» не менее утопично, чем коммунизм. В истории человечества трудно найти общество, принципы которого не содержали бы в себе утопических идей. Основной помехой развития искусства социалистического реализма было грубое вмешательство партийных чиновников в художественное творчество.

 

Понятие «социалистический  реализм» бюрократически использовалось в качестве сепаратора, отделяющего  «дозволенное» («наше») искусство от «недозволенного» («не нашего»). Из-за этого отвергалось многообразие произведений. Некоторые из них оттеснялись на периферию художественного процесса или за его границы. В качестве примера можно привести неоромантические повести А. Грина («Алые паруса») и живопись А. Рылова (картина «В голубом просторе»), новореалистические бытийно-событийные, гуманистические романы «Белая гвардия» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Котлован» А. Платонова, скульптуру С. Коненкова, живопись П. Корина, Р. Фалька, графику В. Фаворского, поэзию М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой, И. Бродского.

Все нестроения и трудности  в бытии искусства, все цензурные  и бюрократические затруднения  в доступе произведений к читателю нередко усугублялись еще и гонениями  по отношению к неофициозным художникам, излишне далеко, по мнению властей, отклоняющимся от норм соцреализма (были арестованы А. Синявский и Даниель, попал в ссылку, а потом вытеснен за рубеж поэт И. Бродский, выслан Солженицын, за роман «Доктор Живаго» затравлен Б. Пастернак). Однако при этом искусство социалистического реализма в числе своих достоинств имело высокие цели и прекрасные идеалы, которые и сегодня не зазорно было бы исповедовать любому серьезному художнику. Противостояние добра и зла, любви к человеку и социального насилия было заложено в некоторых постулатах этого художественного метода. Социалистический реализм утверждает художественную концепцию: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами.

Да, конечно, марксизм и социалистический реализм выступают за революцию, за изменение, улучшение сложившегося миропорядка чрезвычайными мерами и насильственными средствами. Насилие  против насилия. И конечно, именно от этих идей и установок прямой путь и к «1937 году», и к ГУЛАГу. Насилие склонно к перманентности, раз начавшись, оно трудно укротимо, имеет спонтанное самодвижение. Все так. Однако даже идея, близкая соцреализму: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим», – не абсолютно ошибочная, и нельзя утверждать, что она неприемлема ни при каких исторических обстоятельствах. Иначе трудно объяснить, почему революционные ситуации и сами революции многократно повторяются в истории. Чудовищные преступления, совершавшиеся в ГУЛАГе, конечно, не могут не учитываться при анализе сущности социалистического реализма, признававшего роль насилия в истории. Это обстоятельство вызвало к жизни нападки журналистов, политиков-популистов на советское искусство, которое, так или иначе, обвиняется в «подсюсюкивании» организаторам репрессий в их идеологическом обосновании. По мнению этих «прокуроров» от культуры, на социалистическом реализме лежит несмываемое пятно ГУЛАГа, и это искусство должно быть проклято и вычеркнуто из истории мировой культуры. Вина советского искусства кем-то прокламирована, но никем не доказана. Однако, как ужасы, творившиеся инквизицией, не стали позорным пятном на высоких идеалах христианства, а жестокости Средневековья, Возрождения, классицизма не перечеркивают и даже не умаляют художественные достижения этих эпох, так и ужасы ГУЛАГа не перечеркивают идеалов социалистического реализма.


Информация о работе Искусство в тоталитарных режимаж