Искусство в тоталитарных режимаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, сталинизм вСССР, фашизм в Италии , маоизм в Китае и др. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролемгосударства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Целью и смыслом этого искусства является пропаганда идеологии правящей партии

Работа содержит 1 файл

Курсавая тоталитаризьм.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

 

«В  последнюю четверть минувшего столетия (т.е. в период предперестройки, перестройки и постперестройки) возникло поветрие, или даже мода, оплевывать недавнюю отечественную историю, мол, все это сплошной ГУЛАГ. И отечественную художественную культуру – искусство соцреализма, мол, это ангажированное псевдоискусство, обслуживавшее неправедный советский строй. В лучшем случае современные литературоведы, искусствоведы и критики молчат по поводу соцреализма. Это молчание – понятная предосторожность: не дай Бог, сочтут сталинистом, сторонником тоталитаризма, противником демократии и «затюкают», отлучат от демократии»

/Юрий Борев/

"Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся... Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними"

/В.И. Ленин/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, сталинизм вСССР, фашизм в Италии , маоизм в Китае и др. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролемгосударства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Целью и смыслом этого искусства является пропаганда идеологии правящей партии

 

Тоталитарная эстетика характеризуется  приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизациейформ и техник художественного представления (см. социалистический реализм), преимущественным использованием прямых линий, геометрических форм (часто устремлённых вверх), а также определённого цвета (как правило, красного). Практически полностью отсутствует индивидуализация, люди изображаются как собирательный образ или как однородная масса. Используется массовая хореография, хоровое пение, демонстрации физкультурников и т. п. Подчёркивается физическая сила, ручной труд, атлетизм. 
 
Тоталитарная эстетика сформировалась во многом под влиянием 

авангардных художественных течений,таких как футуризм,экспрессионизм и конструктивизм. Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год,

2.2 Художественно-эстетическая феноменология основных направлений авангарда

Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты авангардизма в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В.Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и лругие.

 

Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками  и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цветоформ и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г.

Кандинским. Эстетическое кредо абстрактного искусства он изложил в книге "О духовном в искусстве" (1910 г) и в ряде других книг и статей. Суть его сводится к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос вступает в контакт с реципиентом. Фактически Кандинский на новом уровне возвращается к идеям платоновско-неоплатонической эстетики. Живопись уподобляется им музыке в ее абсолютном значении, и главную ее цель он усматривает в выражении на холсте или листе бумаги музыки (звучания) объективно существующего "Духовного". Художник в понимании Кандинского является лишь посредником Духовного, инструментом, с помощью которого оно материализуется в художественных формах. Поэтому абстрактное искусство не является выдумкой современных художников, но - исторически закономерной формой самовыражения Духовного, адекватной своему времени.

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг.К. Малевичем. Цель супрематизма - выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах отсутствует представление о"верхе" и "низе", "левом" и "правом" - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация "верх - низ"), оно перестало быть геоцентричным, то есть "частным случаем" вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией. Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитая картина Малевича "Черный квадрат". Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру.

Конструктивизм. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.) в среде материалистически  ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических  настроений революционной общественности. В дальнейшем получило развитие и  в западных странах. Родоначальником  считается художник В. Татлин, основными  представителями в России А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья Стенберги, теоретиками Н. Пуни, Б. Арватов, А. Ган; на Западе - Ле Корбюзье, А. Озанфан, Т. Ван Дусбург, В. Гропиус, Л. Моголи-Надь. В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в качестве главного принципа организации произведения. Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность.

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах Италии и России в период 1909 - 15 гг. Главные теоретики: Ф. Маринетти в Италии, В. Хлебников, А. Крученых в России. Футуристы остро ощутили наступление глобального кризиса в традиционной культуре в связи с начавшимися научно-техническими и социально - политическими революционными процессами. Они с восторгом приняли их и, почувствовав, что они ведут к сущностным изменениям в психо-сенсорике и менталитете человека, попытались найти им художественные аналоги. В революционно-техногенной действительности их больше всего привлекали активное бунтарское действие, движение, скорость, энергетика, революционные порывы во всем.

Дадаизм. Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные теоретики и организаторы Т. Тцара и Х. Балль. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) - предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства; открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций, выставок, манифестов, экспонирования шокирующих обывателя объектов и т.п. действий дадаисты отрицали и передразнивали все традиционные ценности культуры и искусства, включая и достижения довоенного авангарда, хотя и часто пользовались многими приемами ранних авангардистов.

Сюрреализм. Эстетика сюрреализма опирается  на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов.

Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении  с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и  переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего  трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т.п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и безнадежные призывы о помощи наполняют многие произведения экспрессионистов., особенно - художественно-интеллектуальных кругов. Сам прием экспрессивного выражения с помощью цвета, формы, пластики тех или иных экстремальных состояний человеческой психики, глубинных движений души и духа человека встречается в истории искусства с древних времен.

 

 

 

СОЦРЕАЛИЗЬМ

 

Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод  соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру  и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось  в эту жесткую эпоху создать  значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

 

Возникший на философской и эстетической основе марксизма социалистический реализм  — художественное направление, ангажированное партийной бюрократией, обслуживавшее  потребности тоталитарного, а в  послесталинскую эпоху – жестко авторитарного общества в формировании «нового человека».

Согласно официальной  эстетике, это искусство отражает интересы пролетариата, а позднее  — всего социалистического общества.

Главным положением теории социалистического реализма была формулировка, раскрывающая его  особенности. Повторю эту формулировку: cоциалистический реализм требует от художника правдивого и исторически конкретного изображения действительности.

 

 

Среди разных видов коммунистической революционной  деятельности видное место занимало художественное творчество, стиль которого получил название социалистического  реализма. Что же такое социалистический реализм? Ленин следующим образом  выражал мысль о том, что искусство  должно стоять на стороне пролетариата. Кроме того, он уточнил: "Литература должна стать партийной... Долой литераторов  беспартийных. Долой литераторов  сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "винтиками и колесиками" одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса".

Основоположник  социалистического реализма в литературе, Максим Горький (1868-1936), писал о социалистическом реализме следующее: "Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с ею высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора". Он же утверждал: "... писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика". Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Чтобы следовать методу социалистического  реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и  т.д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению  социализма, чтобы вдохновлять читателей  и зрителей к революции, воспламеняя  их умы справедливым гневом.

 

Однако ситуация постепенно начинает меняться. Литератор и телеведущий  В. Ерофеев сделал характерное признание. Он стал замечать за собой странную особенность: его тянет к социалистическому  реализму. Примерно так же, наверное, тянет беременную женщину к чему-нибудь соленому. То есть это какая-то физиологическая  потребность, не имеющая никакой  политической подоплеки. Ерофеев говорит, что он с неподдельной радостью пошел на огромную выставку советских соцреалистов, размещенную в кунцхалле Ширн в самом центре Франкфурта.

Оказалось, на нее, к удивлению  российского телеведущего, валят  толпы народа: немцы, туристы из Старого  и Нового Света, заезжие русские. Концепция этой выставки создана  живущим на Западе русским философом  Б. Гройсом: соцреализм сопоставляется с его пересмешником – соц-артом. Последний появился в последние годы социализма как предвестник его конца. Соц-арт заключал в себе и страх, и юмор, и горечь, и возмездие. Это было диссидентское искусство, призванное уничтожить соцреализм. Теперь же, на франкфуртской выставке, где картины соцреализма и соц-арта висят вместе в одном зале, Ерофеев вдруг осознал, что диссидентская затея оказалась довольно мелкой. При всей значительности таких художников, как И. Кабаков или Э. Булатов, нашедших в соц-арте метафизическую жилу, при всем остроумии Комара и Меламида, работающих с образом Сталина с фальшивой почтительностью, стало понятно, что сам социалистический реализм был настоящей национальной драмой переживания утопии как жизненной возможности.

Можно долго приводить  факты возрастания общественного  внимания к произведениям соцреализма. Выставки и аукционы советской живописи становятся постоянной реалией жизни  российской столицы.  
Признанный авторитет в области русского и советского искусства, британский ученый М.К. Боун заявил: «Высшее достижение русского искусства ХХ в. – это не революционный авангард, как считалось на протяжении многих лет, а искусство социалистического реализма».

Итальянский славист В. Страда говорит, что именно сейчас, когда  социалистический реализм перестал быть гнетущей реальностью и ушел в область исторических воспоминаний, необходимо подвергнуть его феномен  тщательному изучению, чтобы выявить  истоки и проанализировать структуру.

Возврат к ценностям социалистического  реализма, современный успех произведений этого художественного направления  на выставках и аукционах сталкиваются со встречным потоком полуаргументированного недоброжелательства. За ним стоит или эмоциональная потребность свести счеты с прошлым, или потребность внести запоздалый вклад в «холодную войну», или стремление пристроиться в хвост ушедшему в даль истории диссидентству. А иной раз недоброжелательство вызвано необходимостью, даже жертвуя совестью и талантом, покривить душой и отработать еще не полностью снятую в программах радиостанций «Свобода» и «Голос Америки» установку на «подковырки» к культуре советской эпохи. Эти внутренние задания приводят критиков (А. Гениса, Б. Парамонова) к суждениям, что соцреализм – не художественное явление, поэтому относящиеся к нему писатели, в том числе и Горький, находятся вне искусства. Социальная активность «буревестника революции» именуется «активизмом» и «сатанинством» (Б. Парамонов), герои же послеоктябрьских его произведений «мечутся, как угорелые»… Так что далеко не все гладко в советском искусстве, по мнению блестяще эрудированного и яркого, но ангажированного и старательного в исполнении ангажемента комментатора радио «Свобода».

Информация о работе Искусство в тоталитарных режимаж