Автор: R******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа
Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент поли-тической системы в 150 странах мира. Он существует в странах Европы, Азии, Африки, Северной. и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно раз-личными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современ-ном этапе.
Введение 3
Институт президента государства: происхождение, особенности статуса
в разных странах 4
Институт Президента Российской Федерации 7
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ 9
Тесты 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Избра-ние первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Преду-смотренный ч.4 ст.81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995 г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы госу-дарства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Конституция
1993 года устанавливает, что Президент России
избирается сроком на четыре года, а нынешним
законом и на шесть лет. Срок полномочий
первого Президента России прежним законодательством
был установлен
в пять лет. В п.3 «Заключительных и переходных
положений» Конституции 1993 года определено,
что Президент, избранный в соответствии
с ранее действовавшей Конституцией 1978 года,
осуществляет свои полномочия до истечения
срока, на который он был избран.
Ограничение
срока полномочий Президента, как и
норма ч.3 ст.81 Кон-ституции о том, что одно
и то же лицо не может занимать должность
Прези-дента России более двух сроков
подряд, являются важными правовыми барьерами,
исключающими превращение института президентской
власти
в пожизненную должность.
Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осущест-вляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избира-тельного права при тайном голосовании.
Кроме
перечисленных принципов избирательного
права в Конституции закреплен ряд требований
(цензов), предъявляемых к кандидату на
пост Президента России. Основной закон
требует, чтобы кандидат в президенты
в обязательном порядке был гражданином
России.
Конституцией РФ устанавливается ценз оседлости (т.е. требование по-стоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непре-рывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.
Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функ-ций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.
В отличие от ранее действовавшей, новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).
Названными положениями исчерпываются конституционная регламен-тация способа избрания Президента и конституционные требования, предъ-являемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с вы-борами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст.4 этого Закона, выборы Президента назначает Совет Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истече-ния конституционного срока, на который был избран Президент РФ.
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ принад-лежит непосредственно избирателям и политическим партиям.
Согласно
ст.32 Федерального закона «О выборах Президента
Россий-ской Федерации», выдвижение кандидата
на должность Президента России производится
на съезде (конференции) политической
партии. Она вправе выдвинуть только одного
кандидата на должность Президента. Решение
о выдвижении кандидата принимается тайным
голосованием.
Кандидат на должность Президента, может быть, выдвинут непосред-ственно избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обла-дающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента.
Избирательное объединение или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента, обязаны собрать в его под-держку не менее 2 млн.подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 000 от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей является необходимым условием регистрации кандидата на долж-ность Президента и включения его фамилии и бюллетень для голосования.
Избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосо-вании. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействи-тельными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные Фе-деральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о проце-дуре вступления его в должность.
Практика показывает, что между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность (инаугурацией) существует опре-деленный переходный период. Он необходим для организационного завер-шения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом и его командой. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией ре-зультатов выборов.
Обязательным
атрибутом вступления Президента РФ
в должность, установленным Конституцией,
является присяга Президента. В основном
законе сформулирован следующий текст
этой присяги; «Клянусь при осуществлении
полномочий Президента Российской федерации
уважать и охра-нять права и свободы человека
и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию
РФ, защищать суверенитет и независимость,
безопасность
и целостность государства, верно служить
народу».
Избранный Президент РФ вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на преды-дущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные1 выборы Прези-дента РФ, – на тридцатый день со дня официального опубликования Централь-ной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.
Процедура
вступления Президента РФ в должность
заключается в при-несении Президентом
присяги в торжественной обстановке в
присутствии членов Совета Федерации,
депутатов Государственной Думы и судей
Конс-титуционного Суда РФ. Резиденцией
Президента РФ является столица России
– Москва, Кремль. Над зданием официального
пребывания Президента подни-мается Государственный
флаг России – символ государственной
власти,
в соответствии с Федеральным конституционным
законом «О государственном флаге РФ»
от 25 декабря 2000 г. Символами государственной
власти также являются: государственный
герб (Федеральный конституционный закон
«О государственном гербе РФ» от 25 января
2000 г.) и государственный гимн (Федеральный
конституционный закон «О государственном
гимне РФ» от 25 января 2000 г.)
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента при-несения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом2. Согласно ст.91 Конституции, избранный и вступивший в долж-ность Президент РФ обладает неприкосновенностью.
ТЕСТЫ
1.
Назовите формы
1) монархия
2) народовластие
3) олигархия
4) автократия.
Ответ:1,
2.
2. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека является:
1) Конституционный суд РФ
2) Президент РФ
3) Фередальное Собрание РФ.
Ответ: 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст.11 Конституции являются Президент РФ, Феде-ральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность дея-тельности основных государственных органов РФ, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, строгое соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и граждани-на является положение, при котором все органы государственной власти вы-полняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Консти-туцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласован-ного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции кон-ституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, про-куратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.
Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федера-ции соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания – требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Прези-дент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.
Конституционные
полномочия гаранта прав и свобод
человека и гражда-нина Президент реализует,
используя свое право законодательной
инициативы. Он также издает указы по защите
правового положения личности в целом
и отдельных групп населения, а также по
обеспечению граждан всей полнотой личных,
политических и социально-экономических
прав.
Власть
Президента ограничивается пределами
Конституции. Многие россияне воспринимают
обязанности Президента гарантировать
Конституцию, права и свободы человека
и гражданина достаточно широко. Часто
они адресуют Президенту свои жалобы на
решения, например, правоохранительных
органов или даже приговоры судов. Однако
Президент, исходя из конституционного
принципа разделения властей, не имеет
права подменять функции и полномо-чия
этих органов. Общие рамки полномочий
Президента определяются прин-ципом разделения
властей и требованием Конституции, согласно
которому указы и распоряжения Президента
не должны противоречить Конституции
и федеральным законам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2005 – 44 с.
2. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента РФ».
3. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания – М.:ИНФРА-М, 2008 – 270с.
4. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации - М., 2007 – 294с.
5. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. – М., 2007 – 485с.
6. http://www.
Информация о работе Институт Президента Российской Федерации