Автор: R******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа
Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент поли-тической системы в 150 странах мира. Он существует в странах Европы, Азии, Африки, Северной. и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно раз-личными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современ-ном этапе.
Введение 3
Институт президента государства: происхождение, особенности статуса
в разных странах 4
Институт Президента Российской Федерации 7
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ 9
Тесты 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Всероссийский заочный
финансово-экономический
институт
Кафедра Региональной экономики и управления
Факультет
Менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
5 вариант
по дисциплине
Система государственного
управления
на тему:
Институт Президента
Российской Федерации
Москва 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление 2
Введение 3
Институт президента
государства: происхождение, особенности
статуса
в разных странах 4
Институт Президента Российской Федерации 7
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ 9
Тесты 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Проблема института президентства в современном мире является чрезвы-чайно актуальной, поскольку президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широ-кий круг вопросов государственного значения.
В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не исполь-зуют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложив-шейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является ли-цом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внут-ренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.
Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент поли-тической системы в 150 странах мира. Он существует в странах Европы, Азии, Африки, Северной. и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно раз-личными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современ-ном этапе.
Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за со-хранение законности и общественного благополучия.
ИНСТИТУТ
ПРЕЗИДЕНТА ГОСУДАРСТВА:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ,
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА
В РАЗНЫХ СТРАНАХ
На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок на-хождения Президента в должности строго ограничен временными рамками. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, од-нако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.
Термин
«Президент» происходит от латинского,
что буквально означает «сидящий
впереди». Видимо, в античные времена Президентами
называли председательствующих на различных
собраниях. От этого первоначального значения
слова «Президент» впоследствии возникла
такая должность, как, например, Президент
сената. Однако в его нынешнем понимании
как главы государства термин «Президент»
не употреблялся ни во времена греческой
и римской республик, ни в периоды существования
ранних буржуазных рес-публик в Англии
и Нидерландах. США стали первой страной
в мире, где возник-ла должность Президента,
объединившая в одном лице главу государства
и главу правительства. Кроме того, именно
в США зародился институт Пре-зидентства,
как один из важнейших институтов политической
системы.
Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Консти-туции США. До этого существовал монархический способ организации вер-ховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные пол-номочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских шта-тов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность Пре-зидента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентст-ва. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее полити-ческой жизни.
Возникновение
тех или иных систем управления в
различных странах обусловлено
многими факторами. Значительный отпечаток
на этот процесс накладывают особенности
исторического развития страны, специфика
ее по-литической культуры, традиции государственности,
соотношение различных политических сил
в период разработки и принятия конституции.
Большую роль в выборе системы правления
может сыграть субъективный фактор в лице
ведущего политического лидера, под которого
в значительной степени вы-страивается
вся конструкция государственной власти
и управления. В силу этого, в одних странах
утвердилась парламентарная система правления,
при которой функции главы государства
исполняет конституционный монарх или
Президент, но реальная исполнительная
власть сосредоточена в руках прави-тельства,
подотчетного парламенту, а в других –
возобладала линия на создание сильной
Президентской власти, уравновешенной
другими политическими институтами или
превосходящей по своим полномочиям законодательную
и судебную власти. На современной политической
карте мира есть и такие страны, которые
вообще обходятся без поста Президента,
что еще раз под-тверждает все многообразие
форм государственности.
Президентская
республика. Это разновидность республиканской
фор-мы правления, характеризующаяся тем,
что избираемый (как правило, все-народно) президент
юридически и фактически является главой
государства
и исполнительной власти.
Парламентская республика. Парламент является полновластным орга-ном, который формирует политически ответственное перед ним правитель-ство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполни-тельной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум не-доверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.
Президентско-
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства пред-ставляет РФ внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государст-венной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответст-вующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дип-ломатических представителей РФ в иностранных государствах и междуна-родных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратифика-ционные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккреди-туемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.
Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимо-действия органов всех ветвей государственной власти, т.е. в конечном счете, на достижение гарантированного ст.5 Конституции РФ единства системы го-сударственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями рас-пускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Феде-ральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституцион-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назна-чать судей других федеральных судов.
Перечисленные конституционные полномочия Президента позволяют сделать вывод об особом и своеобразном положении Президента РФ в системе государственной власти в России, осуществляемой на основе ее разделения на различные ветви власти и виды государственной деятельности. И суть этого своеобразия в том, что по своему организационно-правовому статусу, преро-гативам и полномочиям должность Президента не может быть отнесена пол-ностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явно возвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма серьезное и непосредственное касательство к тем или иным вопросам и ас-пектам организации и функционирования каждой из них.
Сущностная характеристика правового статуса Президента, однако, не мо-жет быть ограничена вышеперечисленными его прерогативами и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государствен-ной власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность Президента РФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями. В соответствии с гл.4 Конституции РФ Президент России назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Прави-тельства РФ и принимает решение о его отставке; по предложению Пред-седателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров; утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами государства; при определенных обстоятельствах и в установленном Консти-туцией РФ и федеральным конституционном законом порядке вводит на терри-тории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение. Все это позволяет говорить об особом управленческом статусе президентской власти в сравнении и взаимосвязи с властью правительственной, являющейся в организационном плане чисто исполнительной управленчес-кой властью по своему характеру и содержанию. Поэтому есть все основания утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государ-ства и гаранта Конституции РФ является также высшим носителем, организа-тором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он разде-ляет как непосредственно и персонально, так и через Государственный со-вет РФ, Администрацию Президента РФ и государственные органы прави-тельственной исполнительной власти.
Информация о работе Институт Президента Российской Федерации