Иностранцы и лица без гражданства в РФ: основы конституционно-правового статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. Иностранные граждане и лица без гражданства………………............5
Иностранные граждане………………………………………………5-15
Лица без гражданства……………………………………………….16-23

Глава 2. Основы конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….24-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26-27

Библиография……………..……………………………………………………28-30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Особенности правового положения иностранцев  в России зависят от того, находятся  они в этой стране временно или  проживают постоянно, от договоров  России с тем или иным государством.  Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определённые привилегии и иммунитеты, установленные законами РФ и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан и лиц без гражданства существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц.

        Существуют неодинаковые данные  о числе иностранцев и лиц с двойным гражданством, находящихся в России на законных основаниях, и данные о незаконных мигрантах. Есть данные, что в России находится 1 млн. иностранцев (это число изменяется ежегодно в связи с выдаваемой Правительством РФ квотой на привлечение иностранной рабочей силы), 40 тыс. лиц с двойным гражданством и 5 млн. незаконных мигрантов. Правовое положение иностранных граждан в РФ регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действует специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдаётся сроком на три года ( но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осуждён, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума в течение трёх лет со дня въезда в Россию, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он даёт право на постоянное проживание в РФ. Вид даётся на пять лет  и может неоднократно продлеваться.

         Иностранец может быть приглашён в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо – в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. чел., на 2004 г. – 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. – 329 300 чел. (с распределением по субъектам РФ). До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учёте для получения работы, в приглашении может быть отказано. В случае приглашения выдаётся специальный документ – разрешение на работу. При законной иммиграции иностранцу выдаётся особый документ – иммиграционная карта.

        Проживающие в России иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются правом на труд, на  предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях – иного пола), вправе обращаться в суд.

     Иностранцы  и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах РФ и субъектов РФ (но, как говорилось выше при определённых условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограниченно право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приёме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно – территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, и др.).

       Иностранцы наравне с гражданами  РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относится к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

     При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация – административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Согласно постановлению Правительства РФ 2003 г. меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы МВД, ФСБ, Министерство здравоохранения и социального развития и др. (всего 8 министерств и ведомств). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  2. Основы конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

     Любое государство не может не считаться с пребыванием на его территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Изменения в экономической и политической сферах жизни России последних лет привели к тому, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства из вопроса, затрагивающего сравнительно небольшое число людей, превратилось в проблему для многих органов, организаций, широких слоев населения.  
           Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства определяется:  
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. Он вступил в силу с 1 ноября 2002 г. и заменил Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г.;  
- Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 24 июня 1999 г.;  
- Положением о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г.;  
- Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002г.;  
- приказом МВД России, МИД России, Минтранса России, ГТК России, ФПС России «О введении в действие миграционных карт» от 4 ноября 2002 г.;  
- рядом международных договоров и соглашений Российской Федерации (например, Соглашением между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства — ратифицировано Федеральным законом от 2 января 2000 г.; Соглашением о взаимном предоставлении гражданам Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации равных прав на получение скорой и неотложной медицинской помощи — ратифицировано Федеральным законом от 11 июня 2002г.).  
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. под иностранным гражданином понимает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Закон об иностранцах дает несколько иное определение: иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства (или апатрид) определяется как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

      Таким образом, если иностранец не имеет доказательств принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства, он до представления таких доказательств должен рассматриваться компетентными российскими органами как лицо без гражданства. Очевидно, что правоприменителям необходимо исходить из определений специального Закона об иностранцах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении данной курсовой работы можно  подвести следующие выводы.

     Мы  узнали, что иностранными гражданами  в РФ признаются лица,  не являющиеся гражданами России и  имеющие  доказательства  своей  принадлежности  к гражданству иностранного государства.

     Правовой  режим иностранцев — это совокупность прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, установленных национальным законодательством и международными договорами страны пребывания.

     Российское законодательство разделяет всех иностранных граждан на три категории:

     - временно пребывающие в Российской Федерации;

     - временно проживающие в Российской Федерации;

     - постоянно проживающие в Российской  Федерации.

     Иностранные  граждане  могут въезжать в Российскую Федерацию  и  выезжать из  Российской   Федерации   при   наличии российской визы по

действительным    документам, удостоверяющим их личность и признаваемым

Российской  Федерацией  в  этом  качестве, если  иное  не  предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

     За   нарушение  порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию  Российской Федерации,  иностранные граждане  и лица  без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

     Также мы узнали кто такие лица без гражданства.

     Апатрид (от лат.- лицо без гражданства)- физическое лицо не имеющее какого-либо гражданства  или подданства и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству.

     Иностранным гражданам и лицам без гражданства  в соответствии с российским законодательством  гарантируются в РФ неприкосновенность

личности  и  неприкосновенность жилища, другие личные права.

     Иностранцы  наравне с гражданами РФ несут  многие обязанности.

     При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена  депортация – административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Юрид. лит.- 2008.- 64 С.

2.  Российская  Федерация. Кодекс РФ Об административных правонарушениях [Текст].- М.: Проспект.- 2009.- 220 С.

3. Российская  Федерация. Законы. Федеральный закон  «О гражданстве Российской Федерации»  [Текст]: [Федеральный закон от 28 ноября 1991 года]// СЗ РФ- 1991.- №21- ст. 1231

4. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»

5. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-16

6.  Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-17

7 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик – ст. 156-169.

     Учебная литература:

8. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.  Административное право

Российской  Федерации [Текст]: учебник / – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2006.- 760 С.

9. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.

10.Богуславский М.М. Международное частное право. –М.: Междунар.отношения, 2004. – 416 с.

11 Баглай М.В. Конституционное право РФ [Текст]: учебник / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе.- М.: Юрист, 2005.- 509 С.

12. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в РФ. — М.. 2002. - С. 310.

13. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 2006. — 28 с.

14. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 2007. - №5. – С. 32 – 43.

15. Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 2009. – 368 с.

16. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2009. – 686 с.

17. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2005.—288 с.  
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 2005. – 480 с.

Информация о работе Иностранцы и лица без гражданства в РФ: основы конституционно-правового статуса