Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:08, реферат
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20
Введение …………………………………………………………………………3
1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20
3) взлом и использование личных паролей, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;
4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, «штабная война», вывод из строя сетей военных коммуникаций;
5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.
Какой бы смысл в понятие «
3.1. Условия формирования.
К основным условиям построения информационного общества можно отнести:
- формирование единого мирового информационного пространства, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
- создание рынка информации
и знаний как факторов производства в дополнение
к рынкам природных ресурсов, труда и капитала,
переходинформационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-
- развитие инфраструктуры – телекоммуникационной, транспортной, организационной;
- повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обменана международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства;
3.2. Информационные технологии и доступ к ним.
Граждане должны иметь
доступ к технологии и программному
обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством
достижения этих целей являются цифровая
подпись и шифрование. Методы шифрования
будут совершенствоваться только в том
случае, если их развитие будет частным
делом. Преимущество государственных
органов в этой области обеспечит государству
ключи к каждой базе данных. Необходимо
установить регулирующие нормы, которые
определяют порядок использования средств
шифрования. Право властей на просмотр
и мониторинг информации должно быть строго
ограничено рамками закона, модифицированного
в соответствии с новыми требованиями.
Право на использование средств шифрования
должно быть защищено учреждением независимых
общественных центров доверия, которые
регулируются независимо от коммерческих
структур и не являются частью государственного
аппарата. Центры доверия должны быть
ответственны за проверку программного
обеспечения, управление ключами, содержание
списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное
технологическое совершенствование систем
шифрования, включающее возможность "спрятать"
одно послание в другом, приведет к созданию
практически совершенных систем шифрования
в ближайшем будущем. В этом случае государственные
агентства, отвечающие за общественную
безопасность, должны найти иные способы
обнаружения коммуникаций между преступниками.
Технологические изменения могут углубить имеющиеся географические и социальные различия. С другой стороны, жизнь людей может быть улучшена с помощью более удобного доступа к информации и услугам связи.
Интенсивное внедрение Информационных Технологий и Телекоммуникаций (ИТТ) в государственные органы дает возможность:
- приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
- повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
- стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.
Внедрение в органы госуправления ИТТ - сложный процесс, обусловленный рядом факторов: недостаточным пониманием со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
1) информация должна быть открыта для всех;
2) основная информация должна быть бесплатной.
Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
3) непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения ИТТ как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными. 4
3.3. Формирование ИО в России.
Для формирования и развития информационного общества в России нельзя ждать, когда будет преодолен социально-экономический кризис и наступит стабилизация. Наоборот, Россия войдет ускоренными темпами в число экономически развитых стран и создаст высокие стандарты качества жизни для своих граждан только при условии, если выход из затянувшегося кризиса будет базироваться на повсеместном распространении и массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Это первое. Второе. Данному технологическому укладу должны соответствовать адекватные социально-экономические, политические структуры и институты. Третье. Требуемая адекватность может быть обеспечена при наличии в обществе соответствующего механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, экономических, политических, социальных структур, других институтов и государства в целом. И четвертое. Необходимое и самое важное условие — учет интересов каждого конкретного человека. А этого можно достигнуть только тогда, если осуществляется переход не просто к рыночным отношениям, а к рыночным отношениям самого высокого уровня развития. Это означает, что отношения между всеми хозяйствующими субъектами строятся на договорной основе и личные потребности (спрос) удовлетворяются через индивидуальный заказ и адресное производство, а товаром становится особый продукт — информация. В этом случае механизм взаимосвязи производства и потребления выступает как инструмент согласования интересов хозяйствующего субъекта и интересов каждого конкретного человека. Иными словами, конкретный человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворение становятся целью развития социально-экономической системы, а равно и целью построения информационного общества, а критерий эффективности достижения цели — это динамичное сокращение времени между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением.
С позиции такого теоретического подхода под конечной целью развития социально-экономической системы должен быть только конкретный Человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей, создание условий равного доступа к благам при их бесконечном разнообразии и их удовлетворение. 5
Концепция формирования информационного общества в России.
Цель Концепции – определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.
В России за последние 7-10
лет сформировались такие факторы социально-экономического,
научно-технического и культурного развития,
которые можно рассматривать как предпосылки
перехода к информационному обществу.
К таким предпосылкам следует отнести:
Информация становится общественным ресурсом
развития, масштабы ее использования стали
сопоставимыми с традиционными (энергия,
сырье и т.д.) ресурсами.
Уже сегодня объем
продаж в России только средств вычислительной
техники и информатики (в основном
ПЭВМ и периферии) достигает величины
более одного миллиона штук в год и оценивается,
примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает
мировой опыт стоимость продаж программного
продукта, обычно равна или несколько
больше затрат на технику, а затраты на
персональные средства связи, аудио и
видеоаппаратуру обычно соизмеримы с
затратами на средства вычислительной
техники. Эти минимальные приближенные
оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов,
что составит порядка 5% ВВП России в 1997г.
Эта величина суммарных затрат на информацию
уже имеет макроэкономическую значимость
и характеризует рост использования ресурса
“информация”.
Можно говорить о том, что в России сформировался
и успешно развивается отечественный
рынок телекоммуникаций, информационных
технологий, продуктов и услуг. Объем средств,
циркулирующих на российском рынке, достигает
5-7,5 млрд. долл./год.
В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.
В значительной степени
информатизированы многие отрасли
хозяйства, банковская сфера и сфера
государственного управления.
В общественном мнении складывается понимание
актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической
точек зрения. Об этом свидетельствует
широкий общественный резонанс Концепции
государственной информационной политики,
которая может рассматриваться как политика
обеспечения начального этапа перехода
России к информационному обществу.
Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми миллионами сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.
Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.
Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.
Первый вариант - повторение того пути, который уже пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7-10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатизации при условии 2-3% темпа экономического роста). Скорость движения по такому варианту будет обеспечиваться выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП). Кроме того, этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни.
Второй вариант - нахождение пути, ориентированного на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неопробированный. Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.
Для реализации первого пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны - сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и “выращивать” за собственные деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышения качества жизни населения. Следовательно, приемлем только второй путь.6
Заключение.
Информация о работе Информациооное общество. Идея и практика