Информациооное общество. Идея и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

3) взлом и использование личных паролей, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;

4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, «штабная война», вывод из строя сетей военных коммуникаций;

5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.

Какой бы смысл в понятие «информационная война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, связанную с реальными боевыми действиями. В информационном обществе мощный и качественно новый информационный поток создает новую реальность, на которую необходимо реагировать. Одним из специфических проявлений этой реальности является то, что происходящие в ней информационные войны не только усиливают более развитые страны, но и дают шанс стать на равных странам бывшего второго и третьего мира, что связано с асимметричным характером информационного оружия, позволяющего любому государству в критический момент быть наравне с самым сильным. Применение информационного оружия при этом оказывается наиболее адекватным ответом на чужие агрессивные действия. России нужно успеть активно включиться в этот процесс, ведь в сфере высоких технологий наша страна обладает большим потенциалом.3

 

 

3. Особенности  информационного общества.

3.1. Условия  формирования.

К основным условиям построения информационного общества можно отнести:

- формирование единого мирового информационного пространства, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

- становление и в  последующем доминирование в  экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

- создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переходинформационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

- развитие инфраструктуры – телекоммуникационной, транспортной, организационной;

- повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обменана международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

- обеспечение информационной  безопасности личности, общества  и государства;

 

 

 

3.2. Информационные  технологии и доступ к ним.

Граждане должны иметь  доступ к технологии и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.  
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающие за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.

Технологические изменения  могут углубить имеющиеся географические и социальные различия. С другой стороны, жизнь людей может быть улучшена с помощью более удобного доступа к информации и услугам связи.

Интенсивное внедрение Информационных Технологий и Телекоммуникаций (ИТТ) в государственные органы дает возможность:

- приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;

- повысить внутреннюю  эффективность и сократить затраты на госсектор;

- стимулировать создание  нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Внедрение в органы госуправления  ИТТ - сложный процесс, обусловленный  рядом факторов: недостаточным пониманием со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.

Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации: 

1) информация должна быть открыта для всех;

2) основная информация должна быть бесплатной.

Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость  подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;

3) непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

Как правило, причина  неудач в реализации проектов внедрения  ИТТ как на уровне предприятий, так  и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными. 4

 

 

3.3. Формирование  ИО в России.

 

Для формирования и развития информационного общества в России нельзя ждать, когда будет преодолен  социально-экономический кризис и  наступит стабилизация. Наоборот, Россия войдет ускоренными темпами в число экономически развитых стран и создаст высокие стандарты качества жизни для своих граждан только при условии, если выход из затянувшегося кризиса будет базироваться на повсеместном распространении и массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Это первое. Второе. Данному технологическому укладу должны соответствовать адекватные социально-экономические, политические структуры и институты. Третье. Требуемая адекватность может быть обеспечена при наличии в обществе соответствующего механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, экономических, политических, социальных структур, других институтов и государства в целом. И четвертое. Необходимое и самое важное условие — учет интересов каждого конкретного человека. А этого можно достигнуть только тогда, если осуществляется переход не просто к рыночным отношениям, а к рыночным отношениям самого высокого уровня развития. Это означает, что отношения между всеми хозяйствующими субъектами строятся на договорной основе и личные потребности (спрос) удовлетворяются через индивидуальный заказ и адресное производство, а товаром становится особый продукт — информация. В этом случае механизм взаимосвязи производства и потребления выступает как инструмент согласования интересов хозяйствующего субъекта и интересов каждого конкретного человека. Иными словами, конкретный человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворение становятся целью развития социально-экономической системы, а равно и целью построения информационного общества, а критерий эффективности достижения цели — это динамичное сокращение времени между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением.

С позиции такого теоретического подхода под конечной целью развития социально-экономической системы должен быть только конкретный Человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей, создание условий равного доступа к благам при их бесконечном разнообразии и их удовлетворение. 5

 

Концепция формирования информационного общества в России.

Цель Концепции –  определение российского пути перехода (или построения) информационного  общества, основных условий, положений  и приоритетов государственной  информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.

В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести:  
Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.

Уже сегодня объем  продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса “информация”. 
Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.

В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.

В значительной степени  информатизированы многие отрасли  хозяйства, банковская сфера и сфера  государственного управления. 
В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу.

Сегодня Россия является частью мирового политического и  экономического сообщества в такой  степени, в какой она никогда  не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми миллионами сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.

Сформирована и функционирует  государственная структура, ответственная  за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.

Первый вариант - повторение того пути, который уже пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7-10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатизации при условии 2-3% темпа экономического роста). Скорость движения по такому варианту будет обеспечиваться выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП). Кроме того, этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни.

Второй вариант - нахождение пути, ориентированного на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неопробированный. Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

Для реализации первого  пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны - сегодня и в обозримом  будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и “выращивать” за собственные деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышения качества жизни населения. Следовательно, приемлем только второй путь.6

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Информациооное общество. Идея и практика