Информациооное общество. Идея и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.Понятие информационного общества……………………………………...4
1.1. Идея………………………………………………………………………..4
1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5
2. Информационная война……….…………..………………………………..6
3. Особенности информационного общества………………………………...9
3.1. Условия формирования ………………………………………………….9
3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12
3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников и литературы…………………………20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социально-политических наук

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. ИДЕЯ И ПРАКТИКА.

 

 

 

 

 

Реферат

студента 1 курса лечебного  факультета

Научный руководитель:

 

 

 

САМАРА

2011

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

1.Понятие информационного общества……………………………………...4

1.1. Идея………………………………………………………………………..4

1.2. Развитие ИО……………………………………………………………....5

2.  Информационная война……….…………..………………………………..6

3. Особенности информационного общества………………………………...9

3.1. Условия формирования  ………………………………………………….9

3.2. Информационные технологии и доступ к ним………………………...12

3.3 Формирование ИО в России……………………………………………..14 

Заключение……………………………………………………………………...19

Список используемых источников и литературы…………………………20

 

Введение.

 

В 90-е гг. ХХ в. Ключевым понятием социальных наук стало понятие информационного общества. Коннотации, возникающие по поводу информационного общества: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, инновационная природа и виртуализация производства, конвергенция и динамизм социальных процессов, представления об эффективности личности как о человеке, владеющем информационно-коммуникационными технологиями; о высокопроизводительном коллективе как рабочей группе, взаимодействующей на основе информационно-коммуникационных технологий; об интегрированном предприятии, обладающем целостной информационной структурой и демонстрирующем деловую активность в межсетевой среде. Период становления информационного общества совпал с процессом глобализации, который отразил основные вызовы стремительно меняющегося мира: сверхбыстрое развитие электронной коммерции, скоординированность финансовых рынков, развитие наднациональных организаций. Радикальный характер рассмотренных процессов, затрагивающих первоосновы социальной организации жизни людей, не вызывает сомнений. Социальная теория не могла не откликнуться на это пересмотром собственных предпосылок, категориальных структур, изменением статуса и задач теоретического знания. В этом приняли участие ведущие философы и социологи современности: Ю. Хабермас, Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, У. Бек, Н. Луман, И. Кастельс, И. Валлерстайн и др. Об информационном обществе сегодня пишут экономисты, психологи, естествоиспытатели, информационные специалисты.

 

 

 

 

1.Понятие информационного  общества

1.1 Идея.

Этот термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие «информационного взрыва». Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об «информационном взрыве». Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции. Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны.  Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее — один из видов промышленной индустрии. Об этом же писал чуть позже В. М. Глушков, предложивший концепцию безбумажной технологии в организации сферы управления и распределения в обществе. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. Японские приборы, системы и вычислительные машины, без которых невозможно создать техносферу для информационного общества, преобладают на мировом рынке.1

Итак, что же такое  информационное общество?

Обобщая существующие подходы  к трактовке понятия «информационное общество» (ИО), можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:

- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

- общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

Информационное общество будет постепенно трансформироваться в «общество мудрости», где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим. 
По определению германских специалистов, информационное общество – это общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его постоянно совершенствующихся технических возможностей.

В будущем будет существовать несколько типов информационного общества, как некогда существовало несколько моделей индустриального общества. Ключевыми признаками при определении типа общества станут:

- степень обеспеченности равенства прав граждан на доступ к основному ресурсу – информации;

- степень участия в жизни общества и самореализации людей с ограниченными физическими возможностями.

Технический и технологический  прогресс влечет за собой появление  принципиально новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.

Отличительным признаком  информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции.

Очевидно, что только опираясь на полную и достоверную информацию можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несет в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сложных услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. 2

 

 

 

 

 

1.2. Развитие ИО.

К 1980 г. В наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею.

Переход к информационному  обществу не сулит каких-либо перемен  в социальных благах, останется расслоение населения на более обеспеченных и менее обеспеченных, в различной  мере способных воспользоваться плодами информатизации. Сфера информационных услуг, конечно, будет дифференцирована, и ряд наиболее важных услуг по своей стоимости будет выше возможностей среднего члена общества. Проблема равного доступа к информации возникает не только внутри одной страны, но будет проявляться (и уже проявляется, например, в обмене информацией, полученной из космоса) на межгосударственном уровне. Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров. Поговаривают даже об информационной войне.

 

 

 

2. Информационная война.

Впервые термин «информационная война» появился в наше время, в середине 80-х годов XX в. В связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания «холодной» войны и явился результатом работы группы американских военных теоретиков в составе Г.Е. Экклз, Г.Г. Саммерз и др. В дальнейшем термин начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. В Ираке, где новые информационные технологии впервые были применены в военных целях.

Информационная война  происходит из новых подходов к применению информации, определению ее роли и места в обществе. Две принципиально различные сферы функционирования информации – гуманитарная и техническая – задают два варианта трактовки термина «информационная война».

В гуманитарном смысле «информационная война» понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения конкретного общества. 
В информационном обществе, на пороге которого стоит прогрессивное человечество в канун нового века и тысячелетия, жизненные стандарты не навязываются силой, а умело пропагандируются и распространяются с помощью новых технологий, так называемых «мета-технологий». Основным объектом воздействия «мета-технологий» является массовое сознание. «Постоянная адаптация массового сознания к формам воздействия на него вызывает объективную необходимость постоянного же обновления самих форм. Без получения обновленных технологий, которые появляются сначала в стране-лидере, а уже затем тиражируются в остальных странах, массовое сознание обществ, использовавших эти технологии воздействия на него, начнет выходить из-под контроля государства». Опыт показывает, что современные СМИ, электронные в первую очередь, формирующие информационное пространство сегодня, оказываются технологически оптимальным способом воздействия на массовое сознание.

Каждое общество для  самосохранения использует релевантные  информационные режимы. Так, бывший Советский Союз ограничивал возможности внешних коммуникаций, видя в них опасность сохранения строя. Запад же, напротив, настойчиво требовал культурных обменов, по которым, в результате, и приходила губительная для СССР информация.

Необходимо отметить важное свойство информационной войны – ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным, а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий – будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической, социальной сферах. Поэтому в качестве первого, наиболее общего определения информационной войны можно предложить следующее: «Информационная война – это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики» (см.: Завадский И.И. Информационная война – что это такое?).

Поле действия информационных войн при таком определении оказывается  достаточно широким и охватывает следующие области:

1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства – телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. Д.;

2) промышленный шпионаж – хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. П.;

Информация о работе Информациооное общество. Идея и практика